А сейчас самое время рассказать о родителях нашего героя.
Матушка кардинала Ришелье, Сюзанна де Ла Порт, была дочерью юриста, чей опыт и познания в юриспруденции обеспечили ему должность адвоката парижского парламента. Поясню: парижский парламент был высшим судебным (не законодательным) органом королевства, существовавшим со времен первых Капетингов, то есть, с X века. На сессиях этого парламента (они назывались "словопрения") разбирались, в том числе, жалобы на действия представителей королевской власти на местах.
За безупречную службу месье Ла Порт заслужил дворянский титул и право на частицу "де" в фамилии. По сути же, кардинал Ришелье по материнской линии происходил из третьего сословия, того пресловутого третьего сословия, которое даст наибольшее число знаменитых французов, совершит все революции в этой стране и построит экономическую и культурную основу современной Франции.
В своих мемуарах Ришелье отмечает скромность и набожность матери, но за словами о скромности чувствуется властность и энергия домохозяйки той поры. На плечах женщин, подобных Сюзанне де Ла Порт, зачастую держалось благополучие всей семьи. В целом же, она не любила шума городской жизни, избегала светских увеселений, к участию в которых обязывало положение мужа, и целиком посвятила себя детям, стараясь вырастить их, прежде всего, добрыми католиками. Это ярко выраженное стремление приведет к совершенно неожиданным последствиям, о чем мы поговорим чуть позже.
Если матушка Ришелье вела тихую, домашнюю жизнь, то батюшка будущего кардинала лишь по недоразумению не попал на страницы романов. Это яркий и совершенно незаслуженно забытый персонаж.
читать дальшеНачать с того, что его род принадлежал к знатнейшим семьям Пуату, а по боковым линиям — и всей Франции. Ришелье прослеживают свою родословие по прямой линии до XIV века, а бабушка кардинала по отцу, Франсуаза де Рошешуар, состояла в родстве с такими монстрами генеалогических древ, как Рошешуары (впервые упоминаются при Каролингах), Полиньяки (ведут свой род аж с IV века) и Ларошфуко.
Потомок гордых вассалов Карла Великого, Франсуа дю Плесси де Ришелье в молодости влип в неприглядную историю. Его старший брат, лейтенант Луи дю Плесси, погиб на дуэли с неким сьером де Бришетьером. Франсуа де Ришелье не отличался особой щепетильностью, и, вместо того, чтобы вызвать, в свою очередь, на дуэль убийцу брата, заколол безоружного Бришетьера, обманом заманив его на якобы мирную встречу. После чего бежал из страны. Какое-то время он скитался по Германии, пока не узнал, что на королевский трон Польши взошел сын Генриха II и Екатерины Медичи Генрих, тогда еще герцог Анжуйский. "Графиню де Монсоро" читали? Сериалы смотрели? Вот тот Генрих, о котором идет речь в романе и сериалах, тот, которого высмеивает и опекает Шико — это он и есть. И вот этому самому Генриху был представлен Франсуа дю Плесси де Ришелье, недавно отметивший свое двадцатипятилетие.
Вскоре Франсуа оказывается в числе самых доверенных лиц Генриха, тех немногих доверенных лиц, с которыми "польский" король сбежит из Польши в мае 1574 года, чтобы успеть перехватить трон Франции, чуть было не свалившийся после смерти Карла IX в руки младшего сына Екатерины Медичи, Франсуа Алансона. Кстати, известие о внезапной смерти Карла IX принес Генриху именно Франсуа де Ришелье.
Трон, валившийся в руки герцога Алансонского, достался вовремя подоспевшему героцгу Анжуйскому, и Франция получила Генриха III, а с ним тучу проблем и заговоров. Несомненно, правда, и то, что не все проиграли с его воцарением. Франсуа дю Плесси де Ришелье, в награду за верную службу, получил должность прево Королевского дома, а в 1576 году стал главным прево Франции. Король также возвел его в кавалеры Ордена Святого Духа, учрежденного в 1578 году в противовес Католической лиге всесильного герцога де Гиза.
Впрочем, должность главного прево явно не была синекурой. Франсуа дю Плесси выполнял обязанности не только верховного судьи, но и шефа службы госбезопасности. Во времена религиозных смут и междоусобных раздоров задача почти нерешаемая, хотя Франсуа де Ришелье пытался ее решить как мог, до конца оставаясь верным королю. В "день баррикад", 12 мая 1588 года, когда герцог де Гиз чуть не захватил власть, главный прево помог королю бежать из восставшего Парижа. А вот защитить его от кинжала убийцы год спустя не сумел.
Новому королю, "гугеноту" Генриху IV (его всю жизнь подозревали в тайной приверженности протестантизму) главный прево присягнул без долгих колебаний. Католическая партия с ее вечной тягой к раздорам и мятежам, интригам и заговорам, так надоела человеку, чья должность обязывала блюсти закон и порядок, что всем религиозным тонкостям он предпочел сильную государственную власть и обещанные ею мир и порядок в стране.
Надо заметить, что свои обязанности при обоих Генрихах Франсуа дю Плесси исполнял честно. Именно поэтому после внезапной смерти от лихорадки в 1590 году (ему было 42 года) он не оставил жене и детям ничего, кроме долгов. Его четвертому сыну, главному герою нашего повествования, было в ту пору всего пять лет.
Франсуа дю Плесси де Ришелье
Ранее в сериалеhvedrung9.diary.ru/p220322342_portret-maski.htm