Демон? Это ваша профессия или сексуальная ориентация?
Читать пока не могу, писать, в общем, тоже, не просмотренные фильмы отложены до лучших времен, поэтому голову заполняют воспоминания. Сегодня вспомнила одну занятную историю, рассказанную мамой.
Мама услышала ее в 1963-м, в год моего рождения. Необходимое пояснение: я появилась на свет в российском городе Пенза, поэтому речь пойдет о персонажах не восточной, а славянской мифологии. Сельская молодуха, соседка по палате в роддоме, рассказала, как однажды ее дядя, возвращаясь вечером домой (пункт отправления остался неизвестнн) по дороге, идущей рядом с лесом, вдруг увидел на дереве... русалку. Расчесывала ли она свои длинные волосы, подмигивала ли дяде, приглашая разделить ее уединение, тоже неведомо — романтика и поэтическое воображение суровому мужику были чужды. Он просто труханул и пустил с перепугу лошадь в галоп, так что едва не вылетел из телеги. Домой вернулся не помня как и с тех пор по той дороге старался ездить только днем.
От этой истории, поведанной давней рассказчицей совершенно серьезно, с полной верой в реальность случившегося, мне почему-то всегда становилось тепло — как будто та наивная вера во всякое-разное раздвигает границы трезвого реального мира и прокладывает тропки в мир куда больший и более интересный.
А вам или вашим родителям, бабушкам, старшим родственникам доводилось слышать подобные истории? Поделитесь
Мама услышала ее в 1963-м, в год моего рождения. Необходимое пояснение: я появилась на свет в российском городе Пенза, поэтому речь пойдет о персонажах не восточной, а славянской мифологии. Сельская молодуха, соседка по палате в роддоме, рассказала, как однажды ее дядя, возвращаясь вечером домой (пункт отправления остался неизвестнн) по дороге, идущей рядом с лесом, вдруг увидел на дереве... русалку. Расчесывала ли она свои длинные волосы, подмигивала ли дяде, приглашая разделить ее уединение, тоже неведомо — романтика и поэтическое воображение суровому мужику были чужды. Он просто труханул и пустил с перепугу лошадь в галоп, так что едва не вылетел из телеги. Домой вернулся не помня как и с тех пор по той дороге старался ездить только днем.
От этой истории, поведанной давней рассказчицей совершенно серьезно, с полной верой в реальность случившегося, мне почему-то всегда становилось тепло — как будто та наивная вера во всякое-разное раздвигает границы трезвого реального мира и прокладывает тропки в мир куда больший и более интересный.
А вам или вашим родителям, бабушкам, старшим родственникам доводилось слышать подобные истории? Поделитесь

Да ещё у меня в семье по маминой стороне тётя деда была известной знахаркой, а про отцовскую родню многие люди по соседним деревням считали, что они все колдуны.
Хотя в самой семье в качестве специвлиста по потустороннему выделяли только самого младшего брата моей бабушки.
Поэтому много всяких историй слышала в детстве, которые потом оказались "классикой" фольклора этого региона (возможно, какие-то истории в сборники от моей же родни попали).
Но как-то вот сходу трудно что-то припомнить - оно обычно всплывает "к случаю" во время каких-то разговоров.
От этой истории, поведанной давней рассказчицей совершенно серьезно, с полной верой в реальность случившегося
Да, да, так и рассказывали испокон веков былички: "своими глазами видел"
Спасибо, что поделилась
Из "своего" мне вспоминаются только студенческие рассказы мамы и тетки. Одна из них, по их словам, встречалсь с чертом, вторая - с привидением. Мне думается, что в обоих случаях был обычный сонный паралич, но они обе стоят насмерть: они видели. Вот так
Один из братьев моей бабушки женился "упрымы" (т.е.пошел жить в семью жены).
И у жены была родственница, которая жила в другой деревне, неподалёку от города.
И когда этот родич должен был съездить в город по делам, жена его предупредила, чтобы, если опоздает на последний автобус, шел ночевать к этой ее родственнице, но был осторожен, т.к.она ведьма. Чтоб ничего ей напрямую в руки не давал, не пил у нее ничего, что подходит под категорию "крпшеная вода" (компот, чай и т.д.) - пить можно только чистую воду, молоко или водку. Ну и чтобы у нее в доме не глазел лишний раз по сторонам, особенно после захода солнца, и не вредил в ее доме никаким существам, даже мыши или мухе - мало ли, вдруг это нечистики из ведьминой свиты.
Ну и вот этот родственник не успел на автобус и пошёл ночевать к этой своячнице-ведьме. Та его приняла, накормила, спать уложила. Родич притворился, что спит, но заснуть не мог, потому что вспомнил, что полнолуние и середина лета - самое ведьминское время. Ему было интересно, вдруг своячница будет колдовать.
И он поэтому не мог заснуть, ждал, что будет.
И дождался: через папу часов, как улеглись спать, хозяйка вышла в основную комнату (где он на лавке спал) в одной ночной рубашке, открыла окно, вылезла наружу через него задом наперед и куда-то пошла.
Родич чуток подождал и вылез-прокрался следом за ней.
Оказалось, что своячница вышла на луг за дереаней, ходит там и, что-то бормоча, собирает в подол какие-то травки.
Мужик (не представляю, как и почему это могло прийти в голову) стал тоже ходить, наклоняться, когда оеа наклонялась, и рвать в подол своей рубашки первые попавшиеся травины, приговаривая "Что куме, то и мне"
Когда своячница закончила и вернулась (снрва через окно) в дом, он тоже вернулся и сунул свою охапку травы под подушку.
А утром спрятал в свои вещи, чтоб дома у жены спросить, что это и что с этим теперь делать.
Утром позавтракпл и пошёл домой. А дома застал переполох: все бегают растерянные и перепуганные, потому что их коровы дали ненормальное количество молока, так что его пришлось разлить по первым попавшимся свободным посудинам, и все воонуются, что с коровами не так: потому что это нереальное количество и молоко само какое-то странноватое.
Мужик рассказал жене, что случилось ночью и прказал ей свою охапку травы, а она его настучала этой трааой по голове и сильно наругала:
По ее словам то, что делала ночью ее родственница - это воровала понемногу молока у чужих коров для прибавления своей. Но она, как ведьма, знала, какую именно траву надо срывать, чтобы молоко воровалось именно коровье. А мужик, поскольку рвал первую попавшуюся траву, наворовал для своих коров всякого молока: и котиного, и козиного, и собачьего, и человечьего.
В общем, сами они это молоко есть не стали, сделали из него творог и продали в городе на базаре
Она была беженка, пришла в дерквню с дрчкой и когда просилась, где поселиться, ей сказали, что в деревне есть заброшенный дом, в котором доживал и умер одинокий старик, быаший высокопоставленный сотрудник панской усадьбы.
Можно прселиться там, если не боишься.
Она заселилась. Дом был старый и обветшалый - зато свой.
Потом через эту деревню шёл солдат с войны и попросился ночевать. Ему указали на тот дом: самый большой в деревне, но в нём, как та беженка, что там живет, жаловалась, нечисто.
Солдат решил, что раз одиноквя женщина и маленькая девочка продолжают там жить, хоть и жалуются на нечисть, то ему точно не должно быть страшно.
Беженка согласилась пустить его на ночь, но предупредила, что время от времени по ночам там случается странное: углы дома начинают скрипеть, брёвна пытаются ворочаться, а потом из-под пола появляется фигура лохматого сутулого дедка с длинными руками и спрашивает: "Стпасянуцца мне ці не страсянуцца?" Пскольку "страсянуцца" может означать и "отряхнуться", и "вздоргнуть", и "осыпаться", женщина боялась отвечать (вдруг после этого рассыпется дом?), а просто начинала кркститься и молиться Божей Мати - и после окончания молитвы все это исчезало как не было.
В последнее время это явление стало таким частым, что они с дочкой стали бояться ночевать в доме и - по летнему времени - уходят спать на лямус (отдельно стоящая двухэтажная кладовая в состоятельном деревкнском доме, в них часто второй этаж предусматривали как летние спальни).
Солдат может выбрать, где ему переночевать: в доме или на лямусе.
Солдат решил, что ему интересно увидеть нечисть и остался ночевать в доме.
И вот среди ночи дом начал скрипеть, бУхать и как будто весь пытаться шевелиться, солдвт проснулся и увидел, как посреди спальни из-под пола поднялся горбатый мелкий дедок: заросший-лохматый и с руками, свисающими ниже колен.
И спросил: "Страсянуцца мне ці не страсянуцца?"
А солдат подумал-подумал и ответил: "Як хочаце, дык страсяніцеся!" (= Если так хотите, то отряхнитесь)
Дедок встяхнулся - и рассыпался монтами. А соллата вырубило в сон.
Утром в комнате никаких монет не оказалось, но когда солдат рассказал хозяйке про то, что случилось ночью, она сказала, что в этой спальне доска пола у сены под кроватью (чем богаче дом, тем более широкие доски там старались стелить. У моих дедов, например, досок ýже 40 см в доме не было - и то они сетовали, что это из-за тяжелых послевоенных времён, а по-приличному надо бы хотя бы в полтора раза шире) выглядит сильно новее основной части и что с учетом такого арочного фундамента, как тут, в доме должен был бы быть большой подпол, но она нигде люка не нашла.
Они отодвинули кровать, выломали доску и нашли вход в подпол. Прямо под тем местом, где появлялся дедок, нашелся ящик с золотыми монетами. Солдат и хозяйка поделили их пополам. А странных явлений в доме больше не происходило.
Например, в истории, которую рассказывали мне, ссылаясь на то, что услышали ее от самой той беженки, говорилось, что дом начинал скрипеть-стучать и вревна шевелились, пытались поворачиваться.
А в пересказе через N-ные руки это превпатиллось в загадочное "Дом скрипел и углы вращались"
В версии, которую слышала я, клад нашли в подполе, а дедок(домовой?) указывал на его местоположение, поднимаясь от него сквлзь пол в комнату.
А в пересказе из соседнего района прямо сам дедок превратился в огромную кучу золота, которое осталось лежать на полу.
Интересно так было видеть, как через пересказы история становится более сказочной.
Зато диалог между дедком и солдатом сохранили нетронутым - видимо, слишком хорошо звучал
Муравьиный лев, От этой истории, поведанной давней рассказчицей совершенно серьезно, с полной верой в реальность случившегося, мне почему-то всегда становилось тепло Очаровательно!
В нашей местности нет такой долгой истории, чтобы поселилась разная человекообразная нечисть, даже клады у нас являются в виде животных. Как-то совершенно случайно попалась мне хорошая книжка по нашему краеведению но ). там много раз описывалось явление нечисти в виде животных и разумеется они не говорили, так что контакта у большинства видевших не получилось. Зато у моей семьи и знакомых много историй про умерших, и они обычно грустные.
Муравьиный лев, от чего-то я верю в историю с русалкой, хотя бы потому. что вообще-то русалка и должна сидеть на дереве, изначально. Русалка русского фольклора не женщина с рыбьим хвостом, а вполне себе дева с ножками, обитающая в лесу и согласно преданию, довольно часто их встречали именно сидящими на деревьях. Русалками часто становились утопленницы, возможно потому позже стали считать, что она живет в воде и имеет рыбий хвост. А девушка с рыбьим хвостом в русском фольклоре называется морская дева или фараонка.
В семье у меня никто таких историй не рассказывал ))) Но лет десять тому назад, мы собирали группу для рисования обнаженной натуры, и у нас была несколько безумная натурщица Наташа, которая все три часа, что ее рисовали, рассказывала разные истории, в том числе и о своих встречах с разнообразной нечистью. Она жила в Щелковском районе и говорила, что у них там аномальная зона, поэтому полно лезет всякой хтони. Мы все очень веселились. Она сама была как русалка - пышная белокурая женщина с длинными до попы волосами.
Русалками часто становились утопленницы, возможно потому позже стали считать, что она живет в воде и имеет рыбий хвост.
По поводу русалкиного "хвоста" есть интерксный момент в купальских обрядах на Полесье - тут они наиболее полно сохранились, и в них есть такая особенность, что девушку, изображающую Русалку, наряжают в пышный венок из зелени или вообще ее всю обвешивают пучками зелёных веток, папоротника и т.д. Так вот, в самых сохранившихся версиях ещё, кроме этого, из тех же веток и травы делают длинный шлейф, который прикрепляют к венку Русалки и он тянется за ней по зкмле. Его и называют "русалкиным хвостом". Сама русалка в этих обрядах пливает или окропляет все и всех водой (и вообще часто в песнях-заклинаниях на вызов дождя упоминаются русалки или идет прямое к ним обращение).
Так что вот этот длинный зелёный хвост-шлейф исмледователи тракиуют как символическое изображение того, что благодаря тому, что русалка несет дождь, там, где оеа прошла, всё становится зелёнвм и пышным. (К тому же, сам этот хвост из зеленых трав визуально напоминает то, как в наших краях в середине лета выглядят ручьи и мелкие ркчушки-переплюйки: вокруг поределая ввгоревшая на солнце трава, а посреди этого узкая, в шаг-два шириной, слегка извивпюшаяся полоса пышной зелени.
,
В тех местах - вне Полесья, где купальские обряды более вырожденные, на празднике русалки без таких шлейфов, а часто даже вместо человека Русалкой называют куклу, или русалки как четко обозначенного персонажа нет: она "невидимая", а людей водой поливают "ведьмы" (которых часто изображают парни, причем или вообще не переодеваются никак, либо просто завязывают платок на голову), но представление о том, что у Русалки должен быть какой-то "хвост" в быличках стариков, каких-то ритуальных фразах и песнях все равно попадается там-сям.
Но, видимо, когда изначальный образ полностью пропал, люди начинают эту инфу про то, что "у русалки хвост', "идет русалка, а за ней по земле хвост тянется", "русалки качаются на ветвях, свешивают вниз хвосты" как-то начинает перкосмысляться и по вполне прозрачной логике ппевращается в рыбмй хвост.
А ещё в некоторых фолькоореых записях с Полесья попадается, что вот такое явление, характернок для середины лета у нас, когда висят отдельные тучки и ты прямо видишь, что вот из этой тучи идет дождь, потому что видишь узкую полоску дождя, который из тучи льется, называют прядями волос русалки, пусалкиными косами или русалкиным хвостом.
какие восхитительные истории
Слушай, а нет желания книгу написать о родственниках и их историях? Знатно бы получилось. Зачитаешься))
Чтоб ничего ей напрямую в руки не давал, не пил у нее ничего, что подходит под категорию "крпшеная вода" (компот, чай и т.д.) - пить можно только чистую воду, молоко или водку.
Водку даже у ведьмочки можно распить
Ведьма Маргарита,
А почему он решил, что это была именно русалка?
Мне сложно сказать. Наверное, потому что на дереве сидела, волосы чесала — в славянском фольклоре характерные русалочьи черты.
Здорово, что эта традиция сохранилась до наших дней.
Не сказала бы, что до наших дней. Мама слышала эту историю в начале 60-х. Уже больше шестидесяти лет прошло. Сейчас, мне кажется, фольклор сохранился только в письменном виде — что успели исследовать, зафиксировать, издать. Не знаю, как в других регионах, а в Узбекистане уже не услышишь быличек про албасты, например. Хотя еще в 70-е далеко не только старики в нее верили.
Из "своего" мне вспоминаются только студенческие рассказы мамы и тетки. Одна из них, по их словам, встречалсь с чертом, вторая - с привидением.
Ух ты! А подробности?))
yako-kaede, сделали из него творог и продали в городе на базаре
Чудный творог, я бы попробовала
Маримо Ю,
мистические истории про животных тоже ох какие интересные)) Если когда-нибудь захочешь поделиться, я буду рада.
Оранжевы Йослик,
да, насчет русалок согласна)) Я когда-то увлекалась так называемой "низшей мифологией", что-то еще помню из тех времен.
Внезапно вопрос. Несколько лет назад мне рассказывали, что в Норвегии якобы есть ставкирка, в которой Локи изображен в образе апостола Луки. Правда, информатор так и не смог найти ссылку на источник или хотя бы приблизительно указать регион, где церковь расположена. Так что, я сильно сомневаюсь в достоверности этого факта. Но вдруг... Не приходилось видеть эту кирку или слышать что-то о ней? И, в целом, есть в Норвегии места, как-то связанные с Локи? Не легендарные, а настоящие, чтобы гид ткнул пальцем и сказал: а вот тут оно.
Все истории, которые я от родственников слышала, я потом находила в сборниках заптсей фольклорных экспедиций (вполне возможно, что от них же или от ближайших соседей записанные). Так что всё фольлорное записали и без меня, и как-то на местном Купалли (на котором была традиция во время поедания по кругу ритуальной "яешни" рассказывать какие-то мистические истории с участтем твоих предков или просто про предков ) меня даже одна ретивая студентка-филолог обвинили в том, что я ничиталась сборников, а выдаю это за рассказы родственников. Потому что она была из семьи приезжих-переезжих военных, она даже бабушек-дедушек своих не знала и у нее не укладывалось в голове, что те старики, к которым они ездят на летних практиках истории собирать, не просто какие-то "фольклорные старички в вакууме", а вполне себе дедушки-бабушки, тётки-дядьки и т.д. доброй половины присутствующих.
А чтобы писать про самих этих деревенских родственников - у меня воспоминаний не так уж много и они обрывочные, потому что всё это было в мои дошкольные годы. В 1986, когда мне 6 лет было, весь тот регион накрыло Чернобылем, деревни закопали, людей спешно и принудительно переселили далеко от нас: в Минскую и Гродненскую области - и старики этого стресса в основном не выдержали, поумирали в течение года-двух.
Про места, связанные с Локи, к сожалению, тоже ничего не могу сказать.