Утка пугала. До нервной дрожи. До обморока. Именно это и притягивало к ней любопытных. Ужаснуться, но увидеть - не то же ли чувство гонит нас в "комнаты ужасов" или на просмотр фильмов, переполненных реалистично выписанными сценами насилия?
В этой безобидной птице на удивление не было ничего уродливого или кошмарного. Утка как утка. Крякает, переваливается с лапы на лапу, машет крыльями, клюет корм, пьет воду, справляет нужду. Совсем буднично, совсем просто. За исключением одного.
читать дальшеПтичка французского изобретателя Жака Вокансона - механическая. Позлащенная медь, которая ведут себя как живое существо. Есть от чего упасть в обморок. Те. кто приходил посмотреть на эту игрушку, были, конечно, люди просвещенные, но "Бегущего по лезвию" и "Терминатора" не смотрели, услугами "Алисы" не пользовались, с 3D-принтером не были знакомы. Посему увиденное повергало их в благоговейный шок.
В известной мере, Вокансону не повезло. XVI век сложил бы о нем легенды, как о докторе Фаусте. Эпоха Просвещения легенд стеснялась, так что, нам достались только скучные факты. Десятый по счету ребенок в семье перчаточника родился в 1709 году в Гренобле. Назван был Жаком. Рано проявил интерес к исследованию живых организмов и сложных механизмов. Родители хотели, чтобы сын получил религиозное образование и, возможно, стал священником, но тяга к механике перевесила. Вокансон стал часовщиком. Огромное влияние на него оказал хирург Клод Никола Ле Кат, который также интересовался механизмами. Знакомство с хирургом открыло Вокансону доступ к знаниям о строении тела и особенностях процессов жизнедеятельности: дыхание, кровообращение, пищеварение. Всё это пригодилось в создании кукол-автоматонов, которыми так увлекался XVIII век.
Первыми Жак Вокансон смастерил "Пастуха" и "Флейтиста". "Пастух" играл на тамбурине и свирели, причем. его репертуар насчитывал двенадцать (!) мелодий. У "Флейтиста" была самая настоящая флейта, в которую он дул с помощью механизмов, имитирующих трахею, горло, язык и губы (губы шевелились, как у живого музыканта). Одно описание впечатляет, а представьте, каково это было увидеть! Сохранилась старинная гравюра, на которой изображен молодой человек, упавший на колени перед "Флейтистом". Можно не сомневаться - так оно и было.
В 1739 году Жак Вокансон представляет публике свой самый громкий шедевр - "Утку". Птица была выполнена из позолоченной меди и представляла собой необычайно сложное устройство. Одним ее крылом управляли несколько сотен крошечных деталей. Вокансон представлял публике свое творение как своеобразную "лабораторию на лапах", показывающую процесс переваривания пищи. На глазах пораженных зрителей птица не только клевала зерна, но и откладывала помет. "Утка" имела столь громкую славу, что появились подражатели. Ее копировали, но так и не смогли не только превзойти - сравняться. Впрочем, копии сделали доброе дело: в 1879 году оригинал Вокансона сгорел во время пожара в музее, но благодаря копиям, мы имеем хотя бы приблизительное представление о нем.
А еще "Утку" пытались исследовать. Больше всего занимал вопрос: как она делает. пардон. какашки? Самой устойчивой версией стал вывод иллюзиониста Жана Робера-Удена, который исследовал одну из копий "Утки", и сообщил, что в теле птица есть отсек, в который заранее помещены хлебные крошки, смешанные с зеленой краской. Ловкость рук и никакого мошенства. Остается только вопрос: так ли всё просто было в оригинале?
Сам Вокансон, получивший даже дворянство благодаря своему таланту, к механическим игрушкам со временем охладел. Не забудем, на дворе - эпоха Просвещения, когда польза ценилась куда выше красоты. И мастер переключается на дела практические. По поручению кардинала Флери, он создает сначала усовершенствованный механический ткацкий станок, а затем станок для производства деталей к нему (локализация, однако).
Жак де Вокансон скончался в 1782 году, будучи дворянином и членом Академии. Все его автоматоны переходили, по завещанию, королю Людовику XVI. В парижском доме Вокансона после его смерти был открыт Королевский механически кабинет. Увы, и кабинет, и автоматоны оказались недолговечны - их смела революция. Остались копии, старые гравюры и легкий флер тайны, будоражащей воображение.Та самая гравюра
![](https://i.pinimg.com/736x/97/70/29/977029e5c37c3bffb70fbd0f1c95ec15.jpg)
Та самая утка
![](https://i.pinimg.com/736x/f3/c2/23/f3c223b6e54a188068287a7544b23a18.jpg)
@темы:
"давайте будем нести искусство людям"
относительно какашек, как я поняла, существуют разные версии. Пока ни одна не признана единственно верной. Понятное дело, оригинал же утрачен, так что, остаются только более или менее правдоподобные предположения))