1616 год. Маленький итальянский город Асколе-Пичено. Шестнадцатилетняя дочь местного ювелира и племянница малоизвестного художника заканчивает очередной рисунок из серии, изображающей целебные растения — заказ городского аптекаря. И ставит подпись — "Джованна Гарцони". Уверенно, спокойно, как сделал бы это уважаемый, признанный мастер.
читать дальше
Ей только шестнадцать. В семье не сомневаются, что скоро она выйдет замуж, появятся дети, всё будет как у всех. Может быть, даже будет живопись - как занятие с подросшими детьми, а потом и внуками. Не женское это дело — живопись "по-серьезному" в Италии 1616 года.
Так думают все окружающие. Они совершают большую ошибку, не учитывая ее мнение. Они просто не понимают, что имеют дело с человеком, опередившим несколько эпох. Что же, она постарается, чтобы поняли.
Сначала Джованна сумеет настоять на том, чтобы ее отправили учиться живописи в Венецию. В маленьком городке разразится большой скандал. Где это видано, чтобы девицы из приличных семей уезжали из родительского дома, пусть и под присмотром брата? Где это видано. чтобы они уезжали для того, чтобы учиться, а не для того, чтобы выйти замуж? Поистине, настали последние времена!
Замуж ее все-таки заставят выйти, там же, в Венеции, за художника Тиберио Тинелли. Вроде как союз творческих людей — всё же хорошо, да? Только не для Джованны, которая понимает, что ее этот "творческий" союз поставит в положение восторженной созерцательницы работ дражайшего супруга.
И она объявляет, что дала обет целомудрия. Напомню, мы в Италии XVII века. К обетам здесь относятся серьезно. Как результат — спустя год "совместной" жизни брак расторгнут по причине того, что фактически не является браком. Снова скандал, но Джованна переносит его стоически. Ей нужно главное — личная свобода, гарантирующая свободу творчества. Вопрос, на какие средства жить, 23-летнюю художницу волнует мало. Ее дарование уже давно оценено не только словесными похвалами знатоков, но и звонкой монетой заказчиков. А заказчики у нее крупные: испанский герцог Алькала де лос-Гасулес, савойский герцог Виктор Амадей I и его супруга Кристина Французская, легендарные Медичи. Жизнь художницы протекает в постоянных переездах — Неаполь, Рим, Турин, Флоренция, снова Рим, город, в котором она, по ее собственным словам, мечтала жить и умереть. В Риме Джованна Гарцони становится фактическим членом художественной Академии Святого Луки — письменных свидетельств, подтверждающих ее членство, нет, но достоверно известно, что она посещала заседания сего почтенного учреждения. В конце жизни она завещает Академии свое немалое состояние с условием, что ее похоронят в академической церкви. Желание художницы будет исполнено.
Чем же прославилась Джованна Гарцони как живописец? Почему, по свидетельству современников, она могла назначить любую цену за свои работы, и заказчики не торговались?
Джованна Гарцони работала в двух жанрах — миниатюрные портреты и натюрморты. Последние и снискали ей славу. В этих удивительных работах поэтический взгляд живописца сочетается с наблюдательностью ученого. Инжир и черешня, тыква и бобовые стручки, пчелы и цветы лимона — все передано предельно достоверно, выписаны каждый лепесток, тычинка, семечко, излом на жесткой кожуре, прожилки на увядших листьях, сочная мякоть разрезанного плода. Все настолько вещно, что кажется — протяни руку и возьмешь с тарелки настоящий фрукт. К слову, одна из серий, выполненных Джованной Гарцони по заказу Фердинанда II Медичи, так и называется — "тарелки".
Ее натюрморты называют "светлыми", так как большинство из них выполнено на светлом фоне, и в этом тоже проявилось нежелание следовать традициям и канонам. Художники барокко для своих натюрмортов выбирали фон темный. У Джованны тоже есть несколько работ на темном, но в большинстве случаев она предпочитает легкий, теплый дневной свет, так хорошо сочетающийся с любимыми ее материалами — пергаментной бумагой, гуашью и темперой — и ее характером. Она прожила долгую жизнь, но в душе осталась той шестнадцатилетней девушкой что ясным, теплым итальянским днем уверенно и спокойно ставит подпись на своей еще никому не известной работе.
@темы:
"давайте будем нести искусство людям",
"личность"