"Странник, бодхисаттва, мудрец," - так написал бы Мокудзики, если бы ему потребовалось составлять резюме. Спохватился бы и приписал: "Просветленный мудрец". Да, еще поэт, скульптор и монах-проповедник школы Сингон - только зачем повторяться? Сказано же: "Странник, бодхисаттва, мудрец". Кажется, и так всё ясно. Можно бы еще вписать пункт "аскет", но вот тут как раз не совсем всё ясно. "Мокудзики" - обозначение держателей особого обета. Они питались только плодами, кореньями и съедобными травами, исключая из рациона не только мясо и молочные продукты, но даже злаки. Хотя наш Мокудзики, судя по некоторым отрывочным сведениям, приняв обет, соблюдал его не слишком строго. Совсем даже не строго. Может быть, поэтому его скульптуры такие добродушные и улыбчивые, и сам он сохранял удивительную работоспособность вплоть до глубокой старости.
читать дальшеА началось все в 1718 году, когда в деревне Марубатакэ на острове Хонсю, в крестьянской семье родился мальчик. Мы знаем его под именем Миоман Сёнин Мокудзики.
Впрочем, для односельчан новорожденного событие это было весьма заурядное. Родился и родился, эка невидаль, тут в каждой семье по дюжине мальчишек и девчонок! Родители Мокудзики и подумать не могли, что благодаря этому ребенку два века спустя их дом будут оберегать как культурное достояние всей страны Ямато, а про их деревню узнают в странах, про которые они даже слыхом не слыхивали.
Паренек тем временем рос, и то ли в нем рано проснулся поэт, то ли всегда жил искатель приключений, то ли полевые работы в карму не вписывались, то ли скучно стало, только в четырнадцать лет он удрал из дома и подался в Эдо. Где же еще, как не в столице, искать счастья юному гению?
Правда, наш гений в столице быстро разочаровался. С избытком наделенный здоровьем, физической силой, наблюдательностью и воображением, но не хваткий, не прыткий, простодушный и доверчивый, он неизбежно должен был проиграть большому ушлому городу.. В двадцать два года Мокудзики окончательно разочаровывается в мирской жизни и принимает постриг в одном из монастырей школы Сингон, начав свое великое путешествие по Японии, проповедуя путь к просветлению и вырезая, согласно принятому обету, священные изваяния из дерева (в школе Сингон таким изваяниям придается особое значение - считается, что вырезая их из дерева или камня или оплачивая работу резчика, можно накопить благие заслуги и очистить карму). Мокудзики отличался невероятной трудоспособностью - документально подтверждено, что он мог вырезать в течение дня четыре статуи до полуметра высотой. Скорость при этом не сказывалась на качестве: работы Мокудзики отличают живость, изящество и проработка деталей. Скульптору нравились округленные линии, что придает его работам не только теплоту и добродушие, но и утонченность, "рокайльный" эффект. Для самого Мокудзики такая тяга к закругленности имела символический смысл. В одном из своих стихотворений он писал:
Пусть везде и всюду будут круглыми-прекруглыми
серда всех людей - круглыми-прекруглыми!
Круглыми - то есть, способными вместить в себя весь мир, как вмещает его круг мандалы; светлыми, как нимб над головой будды или бодхисаттвы; лишенными недостаттков, как лишены неровностей круглые бусины в четках. И радостными - как статуи самого Мокудзики.
Себя он тоже часто изображал в виде улыбчивого старика, непременно с нимбом над головой. Мокудзики утверждал, что он бодхисаттва и, если в начале свого творческого пути подписывал работы: "Бредущий по дорогам Мокудзики", то в конце жизни представлялся так: "Бодхисаттва Мокудзики, соблюдающий пять заповедей". В конце жизни он увлекся даосизмом и стал "просветленным отшельником Мокудзики".
Прожил просветленный отшельник более девяноста лет. Незадолго до смерти (в 1810 году), в 89-летнем возрасте, он создал изваяния шестнадцати архатов (учеников Будды Шакьямуни) для монастыря Сэйгэндзи. Настоятель монастыря, достопочтенный Буцуама-осё писал, что Мокудзики "не был похож ни на монаха, ни на мирянина, и я засомневался, кто это - оборотень или просто сумасшедший".
Или просто бодхисаттва, добавим мы.Мокудзики. Предполагаемый автопортрет

Дайкоку и Эбису, божества удачи

Бодхисаттва Каннон

@темы:
"давайте будем нести искусство людям",
"легенда и символ"
"не был похож ни на монаха, ни на мирянина, и я засомневался, кто это - оборотень или просто сумасшедший".
Или просто бодхисаттва,
о да!
читать дальше
комментов было аж целых шесть
Каннон же женщина?
Отож! Милосердная Каннон.
а выглядит совсем не...
Начнем с того, что японский идеал красоты не предполагает развитую женскую грудь (ну, это мы по кимоно знаем). Так что, отсутствие ярко выраженного бюста здесь как бы закономерно. Далее, Мокудзики жил среди крестьян, проповедовал среди крестьян, вырезал своих "буцу" для крестьян. Соответственно, и типажи у него крестьянские, с огрубленными чертами лица. В принципе, здесь Каннон вполне тянет на улыбающуюся немолодую был профессиональным скудьпторомкрестьянку. Ну, и главное — Мокудзики не был профессиональным скульптором. Это гений-самоучка, работавший по принципу: "Что умею — то могу!"
комментов было аж целых шесть
да для хорошего человека не жалко))
чисто придраться
японский идеал красоты не предполагает развитую женскую грудь
ну вот я упорно вижу в ней пьяненького буддийского монаха
и грудь обнажена как раз для такого впечатления, а не по-женски-японски))
ну вот я упорно вижу в ней пьяненького буддийского монаха
Открою по секрету свое личное убеждение: Мокудзики везде изображал себя. Поскольку он достиг просветления (или считал, что достиг), то он уже не мог видеть разницы между собой и другими буддами и бодхисаттвами. "Ты есть То", — как говорят индуисты. Так что, вполне возможно, это и есть буддийский монах, пьяненький или пребывающий в сатори (зависит от точки зрения смотрящего))