Мавзолей Чупан-ата кажется не мавзолеем вовсе, хотя в нем есть надгробие, укрытое, по обычаю, темно-зеленым бархатом. То ли кенотаф, то ли впрямь здесь покоится кто-то из местночтимых суфийских наставников, чье настоящее имя давно забыто. Впрочем, сам Чупан-ата, покровитель пастухов и защитник овечьих стад, старше самых первых суфиев. Кто знает, сколько ему тысяч лет, когда и на каких путях впервые прозвучало его имя, когда закололи ему в жертву первую овцу.
читать дальшеЧупан-ата - персонаж мифологии древних тюрков, кочевавших в Средней Азии, пастух, бродящий со своими стадами по надмирным пастбищам, незримый, но все видящий, независимый от земных бед, но привязанный к земному раздолью. В чем-то он сродни греческому Гелиосу (тоже обладателю богатых стад), в чем-то - датскому Локеману, но при этом - сам по себе. Он известен по всей Средней Азии; в Узбекистане, кроме Ташкента, с его именем связана местность вблизи Самарканда, где расположено загадочное сооружение времен Улугбека. На всех древних кочевых путях ему есть дом. Вот и маленький ташкентский мавзолей XIX века выглядит таким домом. Смотришь в темноту за открытой дверью и видишь огонь в очаге, казанок с кипящей похлебкой и сидящего рядом человека. Он пробует похлебку - готова ли, думает о чем-то своем, а по небу разбрелись овцы-облака. Щиплют декабрьскую прохладу, трясут головой, когда на уши норовят сесть грачи, и ждут, когда хозяин соберет их и снова поведет в дорогу.
@темы:
"легенда и символ"
спасибо
ммм... подумать надо) Может, и получится)
спасибо