понедельник, 11 января 2021
Наваррский коллеж, входивший в систему Парижского университета, являлся одним из самых известных учебных заведений Франции. По его истории можно изучать историю французской культуры. Его грабил Вийон; Боссюэ изучал в его стенах философию и теологию, а Шенье — искусство стихосложения. Название свое коллеж получил от основательницы, супруги короля Филиппа IV Красивого (того, кто разогнал тамплиеров) Иоанны Наваррской. Впрочем, с 1304 года, когда он был основан, коллеж принимал не только наваррцев, но и уроженцев всех областей прекрасной Франции. Принимал с одним, не совсем обычным, условием: поступающий должен был доказать свою бедность. И если во время учебы он вдруг получал какие-либо существенные доходы или владения, то выбывал из числа студентов, освобождая место для "натуральных" бедняков. Впрочем, нет правил без исключения — занятия в Наваррском коллеже посещали будущие короли Генрих III и Генрих IV. К тому же, само понятие бедности трактовалось достаточно широко, тем более, применительно к дворянам. Семья Ришелье вряд ли сидела на хлебе и воде, но по меркам того времени, юный Арман Жан имел все основания к поступлению в столь демократическую обитель наук.
читать дальшеПрограмма обучения включала в себя три курса. Первые два являлись обязательными. Студенты осваивали грамматику латинского языка, ораторское искусство, диалектику (под которой подразумевалось искусство полемики; в 1638 году Ришелье учредит в коллеже кафедру теологических диспутов), основы стихосложения и сложения прозаических текстов (в первую очередь, трактатов). Под влиянием деятелей Возрождения появился интерес к древнегреческому языку, который также преподавался в коллеже, а общение студентов и преподавателей между собой способствовало усвоению живых европейских языков. К окончанию коллежа Ришелье не только блестяще знал латынь, что впоследствии помогало ему вести важнейшие переговоры тет-а-тет, не прибегая к помощи переводчика, но и бегло говорил на итальянском и испанском (последнее обстоятельство сильно осложнит жизнь Анны Австрийской).
Третий двухгодичный курс обучения не считался обязательным, зато был самым сложным. На этих вершинах штурмовали философию по произведениям Аристотеля и математику по трудам Евклида. Ришелье стал одним из немногих студентов коллежа, который не только взялся за третий цикл наук, но и блестяще его завершил. На всю жизнь подлинной страстью Ришелье останутся философия и античная история, которую он знал на уровне лучших ученых своего времени.
В Наваррском коллеже впервые ярко проявились сила воли будущего всесильного правителя, культ дисциплины и стремление всегда быть только первым. "Он резко выделялся среди своих сверстников, — пишет о нем один из биографов, аббат Мишель де Пюр. — То, что его одноклассники делают по-детски, он делает методично; он отдавал себе полный отчет во всем, что делал и говорил. Когда его о чем-нибудь спрашивали, он всегда обдумывал ответ и обескураживающими репликами умел предупредить последующие вопросы". Тогда же, в первые годы учебы, в полной мере проявилась и еще одна черта Ришелье: он никогда ничего не забывал. Пристальный, цепкий, изучающий взгляд серых глаз фиксировал каждую мелочь, и от этого непонятного и неуместного для ребенка взгляда ёжились даже старые и опытные преподаватели.
Хотя в юности его высокопреосвященство отличался не только живым, но и взрывным характером, что не раз приводило к конфликтам в условиях суровых порядков коллежа, наставники не могли не заметить — и не отметить — его очевидную одаренность. Так, в двенадцать лет Арман Жан был выбран певчим, сопровождавшим ректора Жана Ивонна и профессоров Сорбонны на торжественной церемонии в аббатстве Сен-Дени, усыпальнице французских королей. Факт этот смотрится вполне символично. Наваррский коллеж
Ранее в сериалеhvedrung9.diary.ru/p220344658_krestnye-otcy.htm
@темы:
"его высокопреосвященство",
"личность"
да) Учебные заведения и, в целом, образование — отдельная интересная тема. Мне всё хочется узнать, как сложилась судьба студентов, отправленных Борисом Годуновым на учебу в Англию. Но, похоже, следы их основательно затерялись в истории.
А еще не отказалась бы иметь под рукой хорошее исследование по университетам средневековья, Возрождения и, отдельно, XVII и XVIII веков.
Как это выглядело. Побывать бы на лекции того времени)
О, да!)))