Попавшийся в Сети кадр из "Возвращения джедая" снова напомнил о том, как Лукасу до последнего хотелось усложнить финал Оригинальной. Черный костюм Люка сигналит об этом не хуже любого алого ситхова меча.
И дело не только в цвете. Этот костюм скроен так, что легким движением руки может в любой момент превратиться из джедайского одеяния в имперскую униформу. Причем, последнее читается четче первого: по законам голливудского кино, которые нарушаются крайне редко, стоячие воротники носят только злодеи и сомнительные личности. Как помним, первые два фильма у Люка грудь нараспашку. *И то, что Хан сразу появляется с нараспашкой, сообщает зрителю: та он хороший, подурит и обязательно исправится.* А в заключительном фильме мы видим Люка с подозрительно закрытым горлом. Сигнал тревоги: парень готов метнуться на ТС!
Парень на ТС не метнулся, вариант финала, где он надевает на себя шлем отца, перекочевал в приквелы и достался Бобе Фетту, но в свете всех метаний создателя "Звездных войн" многократно обруганный "хэппи-энд" с призраками выглядит не таким уж однозначным. А может быть, и вовсе неожиданным.
читать дальшеЧто бы не вкладывал Лукас в понятие Силы, она в его вселенной действует по принципу энергообмена: не только дает, но и забирает. И чем больше дает, тем больше приходится платить в ответ. В этом, а не в происках "темных", кроется главная трагедия. То, чем Сила одаривает, для одаренного безлично и, возможно, безразлично (ну, есть у меня такой инструмент — хорошо, используем, хотя могли бы обойтись), а вот забирает глубоко личное и высоко ценимое. Ведь только личное и ценимое дает эмоциональный импульс такой мощи, что способна питать Силу, стать ее частью. Поэтому и Вейдер, и Люк, и Лея должны потерять свой мир (и поэтому приквельный Энакин потерял бы жену и детей, даже если бы Палпатина вообще не существовало). Поэтому Оби-Ван сначала теряет любимого ученика, а потом сознательно жертвует жизнью. Возможно, более сознательно, чем кажется с первого взгляда. Отлично зная принцип действия Силы, он решает лучше расстаться с жизнью, чем потерять Люка, к которому сильно привязался. Расчет срабатывает, подчеркивая трикстерскую суть Кеноби: похоже, ему по-своему удалось обмануть Силу, и отдать меньше того, что она хотела бы получить.
Конечно, в фильмах принцип взаимодействия с Силой прописан не столь четко (всё, связанное с Силой, Лукас вообще представлял довольно расплывчато). Например, Лея, потерявшая больше всех, даже не проявила в ОТ свою одаренность, так и оставшись "запасным аэродромом" Светлой Стороны. Но все же этот принцип проглядывает достаточно четко, чтобы о нем говорить. К тому же, он вполне успешно продолжает тысячелетнюю мифологическую традицию, согласно которой чем более богоподобен герой, тем трагичнее его судьба (Карна, Геракл, Ахилл, Самсон — это только навскидку).
Что из этого следует? Для меня следует иное прочтение сцены с погребальным костром. За несколько лет Люк прошел путь от юного идеалиста, мечтавшего о приключениях и подвигах, до реалиста-метафизика, понимающего сцепки надмирного уровня. Он хорошо усвоил неумолимый принцип Силы. Светлая Сторона забирает ничуть не меньше, чем Темная; Сила вообще вне моральных определений, это чистая энергия — есть источник питания, она питается. Какая разница океану, впадает в него грязная или чистая река? И какая разница океану, что на островах, которые он смыл во время очередного шторма, кто-то жил?
С точки зрения символов, черный костюм со стоячим воротником говорит о том, что Люк это понял. Нет, он не переходит на ужасную ТС. Он как бы свидетельствует, что Сила, по человеческим меркам, "темна" в целом. Ты можешь хотеть использовать ее во благо, но цена будет такова, что благо рискует обернуться злом — тех, кого Сила забирает в обмен на свои дары, они ведь не хотят умирать, правда? И они как бы не в ответе за всемирную борьбу Света и Тьмы. Но платят в этой борьбе именно ими. А поэтому лучше опираться на обычный и привычный моральный кодекс. Не джедайский, не имперский, а как бы сказали сейчас, общечеловеческий.
Но переключиться с одних установок на другие так просто не выйдет. К тому же Люк, один раз потеряв свой мир, не хочет новых потерь. Поэтому он сохраняет отношения с наставниками, которые не были с ним честны. Может быть, потому и сохраняет, что теперь доверяется только человеческим отношениям и привязанностям. И когда он приходит к отцу и говорит: "Идем со мной!" — он зовет не столько на Светлую Сторону, сколько в нормальные отношения, без ненависти и вражды.
Здесь, замечу, Люк тоже делает отчаянную попытку перехитрить Силу. Живущему в нем джедаю все еще кажется, что переход Вейдера на Светлую Сторону должен сыграть роль креста в байках про Твардовского, что всё как-то решится без потерь.
Но Люк — не Оби-Ван, и Сила берет свое. Она забирает Черного лорда, но вместе с ним забирает, образно говоря, привязанность Люка к себе самой. То, что зрело на протяжении всей трилогии, высветилось в отблесках погребального костра Вейдера. Помните, как Люк, улыбнувшись призракам Силы, поворачивается и уходит, больше не оглядываясь назад?
А ведь, вроде бы, там, у костра стоит призрак его отца. И вроде бы как хочется еще раз на него посмотреть. Но в том-то и дело, что этот призрак сотворен Силой, а Люк свой выбор сделал. Сила ему больше не нужна. Его сила — в человечности.
Прим.: Все рассуждения носят сугубо субъективный характер. В них возможны пробелы. Сейчас я, скорее, ухватила ощущения, которые еще нужно более детально осмыслить.Для ЗВ-обзоров
О неслучившейся концовке все еще скорблю...
Спасибо за интересную концепцию Силы, раньше я о таком не задумывалась.
Спасибл за комментарий)
Возможно, Люк после шестого эпизода вообще перестал бояться что-то потерять...
Не уверена. Имхо, ОТэшный Люк постарается теперь все решать своими, так сказать, силами именно для того, чтобы не терять все больше. Не терять то, что уже имеет (Лею, друзей) и тех, кого еще может встретить.
Кстати, в этом разрезе становятся понятнее правила приквельного Ордена. Тогда логично, чтобы джедаи не имели привязанностей и не платили Силе жизнями тех, кто им дорог. Пусть платят жизнями врагов и своей собственной — они воины и перспективу погибнуть воспринимают спокойно.
И тогда понятно, почему ситхи так упирают на негативные эмоции — та же плата Силе, с получением огромной обратной отдачи.
О неслучившейся концовке все еще скорблю...
Да, это было бы сильно. Очень сильно. Но то, что имеем, можно истолковать настолько по-разному, что на классический хэппи-энд тоже никак не тянет.
Да, это было бы сильно. Очень сильно. Но то, что имеем, можно истолковать настолько по-разному, что на классический хэппи-энд тоже никак не тянет. - и имеем хотя бы это, что тоже неплохо.
Про джедаев и ситхов согласна полностью, очень правдоподобно. И тема "что лучше - никогда не иметь или иметь и потерять"...
мне всегда казалось, что в эп. 6 немного дарк!Люк.
То, чем Сила одаривает, для одаренного безлично и, возможно, безразлично (ну, есть у меня такой инструмент — хорошо, используем, хотя могли бы обойтись), а вот забирает глубоко личное и высоко ценимое. Ведь только личное и ценимое дает эмоциональный импульс такой мощи, что способна питать Силу, стать ее частью. сильно подозреваю, что такой закон действует не только в кино...
Ты можешь хотеть использовать ее во благо, но цена будет такова, что благо рискует обернуться злом — тех, кого Сила забирает в обмен на свои дары, они ведь не хотят умирать, правда? И они как бы не в ответе за всемирную борьбу Света и Тьмы. Но платят в этой борьбе именно ими. значит, именно поэтому джедаям нельзя иметь привязанности? Вот совсем-совсем? (перечитала текст несколько раз, не нашла, но вроде было) А коррелианские джедаи как выкручивались?
И спасибо за огромное вдохновение и рассуждение на тему
А ведь, вроде бы, там, у костра стоит призрак его отца. И вроде бы как хочется еще раз на него посмотреть. Но в том-то и дело, что этот призрак сотворен Силой, а Люк свой выбор сделал. Сила ему больше не нужна. Его сила — в человечности.
trollkvinne, мне всегда казалось, что в эп. 6 немного дарк!Люк мне тоже
У меня в последнее время образ постканонного Люка изрядно размывается
А у меня он так и не сложился. В РВ не хожу, а свои хэдканоны... как деятеля Республики я Люка не вижу. То есть, Альянс он воспринимал вполне искренно, и если бы друзья позвали, снова бы записался, но вот именно что — друзья, боевые товарищи, братья по оружию. А вот это всё — политика, организация нового государства и прочее — ну не его это. Как бы мне не хотелось видеть Люка умным и гибким наследником имперского трона, я все же отличаю свои хотелки от канона ОТ)
А теперь я еще склоняюсь к мысли, что Люк и в джедаи в финале ЭVI не особо рвался. Точнее, для него понятие "джедай" стало синонимом "свой жизненный путь", но никак не синонимом "мощная и вездесущая организация, которой есть дело до всего, чем живет Галактика" и "давайте срочно наступим на те же грабли".
Даниэла Крис,
спасибо
trollkvinne,
Darth Juu,
спасибо
сильно подозреваю, что такой закон действует не только в кино...
Поэтому на меня и накатило) Есть, так сказать, жизненный материал.
значит, именно поэтому джедаям нельзя иметь привязанности? Вот совсем-совсем? (перечитала текст несколько раз, не нашла, но вроде было)
Совсем-совсем. Это здесь было, в дискуссии. Ты мой комментарий прочитала) Воть.
в этом разрезе становятся понятнее правила приквельного Ордена. Тогда логично, чтобы джедаи не имели привязанностей и не платили Силе жизнями тех, кто им дорог. Пусть платят жизнями врагов и своей собственной — они воины и перспективу погибнуть воспринимают спокойно.
И тогда понятно, почему ситхи так упирают на негативные эмоции — та же плата Силе, с получением огромной обратной отдачи.
А коррелианские джедаи как выкручивались?
Я не хожу в РВ, дружище) Этот пост — про ОТ. А кто читал про коррелианских джедаев, тот может написать свой пост о коррелианских джедаях
спасибо)
спасибо
То, в чём Люк бегает в Эп.5, тоже со стоячим воротником вообще-то.
так в Э5 Лукас как раз и начинал вотэтотповорот к финалу с вейдеровским шлемом. "Империя наносит ответный удар" — само название не только про Хот, но и про Люка, который не послушал учителей, рванул на Беспин, узнал правду об отце, засомневался в учителях и в итоге пал на ТС. Такого итога, как мы знаем, не случилось, а все остальное, включая "говорящие" детали, осталось в кадре.
а у Леи стоячий воротник начиная с Эп. 4 и дальше, при этом поползновений на ТС за ней не замечено.
В то, что она — дочь Вейдера, мне всегда верилось легче, чем в то, что Люк — его сын. По силе эмоций они равны. Воевать оба не только могут, но и — будем честны — любят. У Люка даже во время боя по лицу видно, насколько война не его тема. Про Лею такое не скажешь. А где война, там ТС, прыгаешь ты на нее или нет. Даже на справедливой войне "добродобродобро" не проходит. С другой стороны, костюмы у нее все, за исключением бикини, целиком белые, и выглядит она в них таким архангелом Михаилом: суровый, но справедливый (спасибо за дискуссию, я хоть на архангелов полюбовалась).
Мэлис Крэш,