понедельник, 21 сентября 2020
В третий раз царский советник целенаправленно идет в кабак. Там его уже ждет знакомый
бог озорства пройдоха. Трикстер во всех мифологиях фигура прелюбопытнейшая. Всегда не то, чем кажется. Вот и кабацкая теребень, на поверхностный взгляд, играет роль беспринципного интригана, готового за стакан вина хорошего человека погубить, любящих супругов разлучить. Только вот бросаются в глаза две детали.
читать дальшеВо-первых, уж больно символическую плату хочет наш злодей. Не мешок золота, не дом с прислугой, не синекуру при царе, не бочку лучшего вина, в конце концов. Он может вытребовать себе пожизненную пенсию, дворянский титул, пару десятков деревень с крепостными. А требует всего лишь "стаканчик винца". Почему?
Во-вторых, кабацкая теребень сразу предупреждает советника: "сам-то он (Андрей) прост, да жена у него больно хитра". Ладно, советник идиот и голова у него — элемент декоративный, царя и вовсе можно без грима снимать в "Тупой и еще тупее", но сам-то трикстер головой не только пьет, но еще и думает. Почему он, зная, что жена Андрея-стрелка "больно хитра", не предлагает ни одного способа вывести ее из игры? Отправить стрелка на очередное задание сразу из дворца, под конвоем, чтобы домой не заскочил. Или взять с него клятву великую, что тот ни о чем жене не обмолвится — честный стрелок слово сдержит. Однако кабацкая теребень не стремится просветить собутыльника на сей важный счет. Опять же — почему?
Как мы определились вначале, речь в этой сказке идет о Смерти и обо всем, что происходит на ее территории. А что самое важное случается на территории Смерти, когда речь идет о жизни? Правильно, инициация. Кабацкая теребень — одно из божеств инициации, открывающее инициируемому двери в потусторонний мир. Трикстер (и мы об этом уже говорили) вносит в мир долю хаоса, тем самым двигая его вперед. А в чьей власти находится классичесикй, природный хаос — лесные чащобы, непроходимые топи, скалы и ущелья, пустоши, и все их обитатели? Во власти Великой Богини. На глубинном уровне трикстер теснейшим образом связан с таинствами Великой Богини, воспроизводящими круговорот жизни и смерти. Вот и теребень кабацкая на глубинном уровне связан с Марьей-царевной и, придумывая испытания для Андрея-стрелка, выполняет ее волю. Спутник богини должен пройти через смерть и воскреснуть преображенным — воскресение означает восстановление порядка в космосе, нарушенного правлением фальшивого царя, так же как восход солнца утром восстанавливает космический порядок, нарушенный хаосом ночи. Но без мудрости Великой Богини ее спутник не то что воскреснуть — правильно умереть не сможет. Поэтому кабацкая теребень, задавая смертельно опасные задачки, не пытается лишить стрелка советов его жены.
А поскольку он — божество, действующее в интересах верховной божественной пары, то в мирских благах не нуждается. Стаканчика вина в качестве символической жертвы ему вполне хватает. К слову, это тоже вполне по-трикстерски. Сколько бы не писали о жадности трикстеров, в конкретных мифологических сюжетах они чаще всего действуют вполне бескорыстно.
Инициации Древнего мира — обряд сложный, многоступенчатый. Кабацкая теребень тоже постепенно усложняет задачи, пока не подводит стрелка к главному испытанию. Он предлагает отправить наше солнечное божество туда — не знаю куда, принести то — не знаю что. И, опять же, на поверхности это выглядит ловким и циничным трюком, на деле же...
Что мы, собственно, знаем о смерти? Что это такое? Окончательное небытие, промежуточный этап, новая жизнь? Что делается с душой умершего, если она существует? Куда она уходит? Есть ли она вообще? Кто или что обрывает последний вздох умершего, и как это кто или что выглядит? На эти вопросы человечество всегда пыталось найти ответы, и никогда ответы не оказывались абсолютно верными и убедительными, очевидными для всех. Мы все уходим туда — не знаю куда, чтобы встретить то — не знаю что. Не в первом, а в последнем задании Андрей-стрелок должен пойти на настоящий тот свет и встретиться с настоящей Смертью. Одолев стража загробного мира — кота Баюна — в самом загробном мире Андрей еще не был. Теперь придется побывать.
Шутки закончились, речь о подлинной смерти — не её подобии, не её преддверии — и здесь заканчивается знание Марьи-царевны. Ни опыт Хозяйки леса, ни волшебная книга, ни подвластные царевне звери лесные, птицы небесные и рыбы морские не дают ответа, как пройти туда — не знаю куда, как принести то — не знаю что. Приходится полагаться на удачу и мудрость более древних существ, точнее, более древних ипостасей Великой Богини. Марья-царевна дает Андрею-стрелку волшебный клубок, вышитое ею полотенце с наказом в чужом доме другие полотенца не принимать и утираться только этим, и отправляет в путь, из которого обратно не возвращается никто. Никто, кроме божеств растительности и бога Солнца.
@темы:
"легенда и символ"
спасибо)
Древняя ипостась Великой богини - это уже доиндоевропейский пластлоденькие
Не обязательно. Во всех индоевропейских мифологиях есть более старые и более молодые божества, причем, до- и не- индоевропейских заимствований как раз больше среди более молодых.
По тому, что я знаю, доиндоевропейский пласт - Великая богиня (имя восстанавливается примерно как Даэль\Далия, называть её Дианой или Артемидой - уже замещение) выбирает из живых\смертных лучшего. На год. А потом его убивают, потому что никто из смертных не может быть парой богини долго.
А тут уже тема преломляется.
старые\молодые - в плане возраста самого существа или в плане "вот так верили люди раньше, а вот так позже".
В плане "вот так раньше, а вот так позже". В древнегреческой, древнеиндийской и ряде других индоевропейских мифологий младшие по возрасту боги оказываются более древними по происхождению, чем собственно греческие, ведические и так далее.
По тому, что я знаю, доиндоевропейский пласт - Великая богиня (имя восстанавливается примерно как Даэль\Далия, называть её Дианой или Артемидой - уже замещение
Сводить Великую Богиню к Далии, Артемиде или какому-либо одному божеству (неважно, как называть) — извини, но это даже не научпоп. Это мифологический хэдканон. То есть, допущение, не подтвержденное ничем, кроме собственного желания допустить. В ролевых играх сойдет, в анализе мифов — нет. Великая Богиня вообще не существует как одно лицо. Это принятое в науке условное обозначение множества женских божеств с разнообразными функциями, обликами, именами и циклами мифов, в которых, однако, прослеживаются сходные черты. А так называемый доиндоевропейский пласт — это огромные территории со множеством племен и народов разной стадии общественного развития, соответственно, с собственными пантеонами богов, в том числе, тех, которые они сами заимствовали у более древних племен и народов.
выбирает из живых\смертных лучшего. На год. А потом его убивают, потому что никто из смертных не может быть парой богини долго.
Ой нет. Подобный обычай существовал далеко не везде, зафиксирован далеко не у всех народов (в том числе, далеко не у всех очень древних народов). И, кстати, ссылки дай — кто эти великие исследователи, так смело сводящие все многообразие религиозных представлений древности к одному божеству и приписывающие один и тот же обряд всем обитателям Старого Света?
спасибо
с нетерпением жду завершения этого путешествия!
Читатель устал и хочет уже не проды, а завершения
Вот севернее были финно-угорские народы, у них мифы отличаются.
Это скорее я не так выразился, просто одни мифы триггерят больше, другие меньше - видимо личное уже. Никто не сводит многообразие к одному богу\ одной богине.
Разбор личности трикстера меня всегда интересовал. То что он действует не в интересах министра, если задуматься, очевидно.
Кстати, в Коньке-Горбунке тоже интересные параллели. Но там источником последних заданий инициации служит сама Царь-Девица. Было бы любопытно почитать и про них.
конечно не все древние народы, а культруа Триполье-Кукутень-Винча
Так сразу и пиши, с уточнениями. А то возникает впечатление, что речь о едином культе и единой богине. Такие гипотезы, кстати, весьма популярны. Например, у теософов.
Кстати, а если речь о трипольской культуре, то откуда такие точные данные относительно обряда в честь Великой Богини? Культура-то бесписьменная, более того, предметов изобразительного искусства там еще тоже нет.
Вот севернее были финно-угорские народы, у них мифы отличаются.
Опять же, смотря о чем речь. Если сравнивать индоевропейские и финно-угорские мифы — чтоб я еще поняла, чем так резко они друг от друга отличаются. В "Калевале" — та же тройственная структура мифа, те же женские божества, те же мудрец, кузнец и трикстер. В деталях — да, несомненно, отличаются. Хотя бы потому, что климат разный, следовательно, условия жизни по факту разные. Но основные конструкции, на мой непросвещенный взгляд, совпадают. Что касается скандинавов или славян, там вообще не разбери поймешь, где собственные представления о мире, где заимствованные от чуди полунощной.
Tati-san,
спасибо
в Коньке-Горбунке тоже интересные параллели.
Ну, а кто ж спорит) Любая сказка дает прелюбопытнейший материал для исследований. Особенно авторская.
Было бы любопытно почитать и про них.
Не поверишь, но эта аналитика появилась благодаря моему фанатскому еженедельнику, составленному в честь Меркьюри
Дальше пойду по другим пунктам еженедельника. Мне интересно, насколько я могу справиться со своими собственными заданиями. Так что, если и буду отвлекаться на что-то другое, то исключительно на самое любимое. Ершов в число самого любимого, внезапно, не входит. А если хочешь больше материала по славянской (и не только) мифологии и народным сказкам — это тебе к Александре Барковой (она, кстати, здесь, на Дневниках, есть). Вот тебе для начала пара ее фантастически прекрасных лекций, максимально доступных для массовой аудитории и строго научных при этом.
www.youtube.com/watch?v=ZTP9gn6wlH4
www.youtube.com/watch?v=Qqc7Zm9Ljko
А дальше — да пребудут с тобой Сила и мистер Гугель
~Lady_Loki~,
Горбунёк рулит
Маримо Ю,
спасибо) Буду стараться.