четверг, 17 сентября 2020
Как уже было сказано, "Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что" в обработке А.Н.Толстого является классическим мифом, основная тема которого — Смерть. Именно так, с большой буквы, и с полностью укомплектованным ассоциативным несессером, свойственным мифам древности.
Смерть заявляет о себе с первой же фразы. Вариант А.Н.Афанасьева, с Федотом-стрельцом в качестве главного героя (далее, для краткости, "вариант ФС"), и вариант А.Н.Толстого, с Андреем-стрелком ("вариант АС"), начинаются одинаково: "Жил-был царь, холост — неженат".
читать дальшеНу и что, пожмет плечами читатель. Ну неженат — в чем проблема?
А в том, что царь (вождь, старейшина) по нормам мифологического мышления отвечает не только за порядок на подвластной ему территории — он отвечает за порядок космический. За осень вслед за летом и зиму вперед весны, восход солнца на востоке и заход на западе. Главное же — за плодородие. Обильный урожай, приплод скота и продолжение рода человеческого — всё, связанное с жизнью, мыслилось как проявление магической силы первого лица в социальной иерархии. Понятно, что проявиться эта сила может только у того, кто сам способен на активную половую жизнь. Помните существовавший в родовых обществах обычай убивать вождя или царя? Многие убеждены, что убивали старого предводителя. Это заблуждение. Убивали утратившего способность к активной половой жизни, неважно, в каком возрасте это случалось.
Соответственно, править мог только тот, кто эту пресловутую активность доказал — прежде всего, сакральным обрядом женитьбы. Да, в древнем обществе женитьба чуть ли не самый священный из всех возможных ритуалов, потому что напрямую связана с идеей оплодотворения. Сверх того, женитьба — последняя, завершающая инициация, которая окончательно утверждает совершеннолетие человека, его переход от лишенного всех прав ребенка к полноправному члену общества.
Что же получаем с учетом сказанного? Получаем "недоцаря" — ненастоящего, профанного, не подтвердившего сакрального права на царство. Неженатый, он все еще пребывает в статусе ребенка, и этот "ребенок" опасен, так как нарушает устоявшийся порядок вещей. Правление такого царя — не порядок, а хаос, не закон, а произвол, и как мы вскоре увидим, хаосу и произволу действительно вольготно в этом сказочном государстве. Хаос же в мифологическом сознании — владения Смерти, территория небытия.
В государстве с ненастоящим царем есть, однако, настоящий герой. В варианте ФС, отличающемся большей "реалистичностью" деталей, Федот — всего лишь один из множества стрельцов (служит в стрелецкой роте) и выделяется только меткостью и умелым обращением с ружьем. Зато в варианте АС, где эти подробности убраны, Андрей-стрелок — единственный подобный герой в сказке. У него нет сослуживцев или товарищей, он одинок как... Солнце. Да, да, Андрей-стрелок — солярное божество со всеми его отличительными чертами: стрелы-лучи, меткость и каждодневное путешествие в загробный мир.
Загробный мир в мифах может выглядеть по-разному. Это не обязательно преисподняя в прямом смысле слова. Лесная чаща — тоже мир мертвых, поскольку это территория хаоса, не обжитое человеком пространство (строго говоря, все пространство, не обжитое человеком, в древности мыслилось как загробный мир, территория Смерти). В варианте АС Андрей-стрелок каждый день ходит в лес стрелять дичь к царскому столу. Вот вам еще одна примечательная деталь — солнечное божество на службе у слабого, фальшивого, по сути, царя. Никого не напоминает? Точно. Геракл, древнее солнечное божество, ставшее великим общегреческим героем.
Однажды в поисках дичи Андрей встречает сидящую на дереве голубку. Птица (особенно птица на дереве, Мировом Древе) — чрезвычайно важный образ в мифологии, устойчиво связанный с душой, небом и — смертью. В ряде мифологий в птицу превращается душа человека после смерти, и часто птица является вестником смерти. Голубь, которого мы привыкли считать символом жизни и мира, тоже нередко выступает в роли "последнего звонка". В одном из гимнов Ригведы, например, говорится о человеке, который видит ходящую по очагу голубку и приходит в ужас, понимая, что скоро умрет.
Встреча Андрея с голубкой тоже предвещает встречу со смертью, но пока смерть угрожает птице: Андрей ее ранит, а, когда она падает на землю, хочет свернуть ей голову. И тут происходит чудо. Голубка заговорила человечьим языком, велела Андрею принести ее домой, посадить на окошко и ударить наотмашь, когда на нее найдет дрема. В результате указанных манипуляций птица превращается в девицу несказанной красоты, прозываемую Марья-царевна. Она изъявляет желание стать женой Андрея, на что он, конечно же, радостно соглашается.
Зачем писаной красавице, волшебнице и, строго говоря, существу другого мира обычный смертный, в варианте ФС читателю не очень понятно. Сказочный произвол, по которому главный герой все равно получит царевну, каким бы он не был. В варианте АС, напротив, присутствует ясно читаемая логика: Андрей-стрелок и Марья-царевна образуют пару Великая Богиня и ее спутник, который во всех мифах связан с темой плодородия и смерти. Обряд священного брака, сакральной женитьбы, восстанавливающей порядок в государстве и космосе, совершается не в царском дворце, а в избушке Андрея-стрелка, возводя последнего в статус подлинного царя.
Но этот статус надо подтвердить. И начинается история испытаний главного героя.
@темы:
"легенда и символ"
Получается, что герой прошел некую возрастную "инициацию" - подтвердил, тем или иным образом, право считаться мужчиной, иметь соответствующие права, обязанности и статус. А теперь, после появления внезапной невесты, нужна еще одна "инициация", но уже посерьезней - претендует герой на это или нет, но царь-то нужен (для баланса, соблюдения некоего высшего порядка и т.п.), и, раз
мирозданиеженщина указывает пальцем на тебя - хочешь не хочешь, а теперь это твоя жизнь.спасибо
Получается, что герой прошел некую возрастную "инициацию" - подтвердил, тем или иным образом, право считаться мужчиной, иметь соответствующие права, обязанности и статус. А теперь, после появления внезапной невесты, нужна еще одна "инициация", но уже посерьезней - претендует герой на это или нет, но царь-то нужен (для баланса, соблюдения некоего высшего порядка и т.п.), и, раз мироздание женщина указывает пальцем на тебя - хочешь не хочешь, а теперь это твоя жизнь.
Царь, действительно, нужен, о чем в начале и говорилось) И кому как не солнечному божеству царствовать. С женщиной немного сложнее — она как раз и появляется потому, что главный герой — парное к ней божество, только с ним и возможно поддерживать порядок в мироздании. Причем, божество, готовое царствовать (без всяких "хочешь — не хочешь", но это уже немного спойлер, так что, наберемся терпения и подождем окончания статьи))
спасибо)
Бывает так: предпосылки забыты, корни забыты, почему вот это так важно, объяснений не добьёшься, но "так надо", и всё тут.
Совершенно верно
Ноль с палочкой,
к нашему разговору о фанатском еженедельнике: вся эта аналитика — ответ на третье задание еженедельника, в котором предлагается просто перечитать любимую сказку
спасибо
Мы же в детстве зачитывались сибирскими сказами, знаешь? И какое-то влияние на нас они точно оказали.
Ну так вот. Слова про загробный мир для нас просто слова, а то, что в любом необжитом человеком месте царит Смерть - это настолько естественно, что воспринимаем как "так и есть", просто в слова раньше облечь не задумывались. И что в дикий лес ходить за добычей равно ходить в гости к Смерти, тоже "оно так и есть". И вот именно близость смерти помогает нам чувствовать себя живой, чем ближе, тем ярче.
Забавно.
то, что в любом необжитом человеком месте царит Смерть - это настолько естественно, что воспринимаем как "так и есть", просто в слова раньше облечь не задумывались. И что в дикий лес ходить за добычей равно ходить в гости к Смерти, тоже "оно так и есть".
Хорошо сказано — "оно так и есть". Я в горах такое чувство ловила.
И вот именно близость смерти помогает нам чувствовать себя живой, чем ближе, тем ярче.
Я именно это испытывала не в лесу, не в горах, не в степи — в большом городе Хайдарабаде. В Индии смерть это... ну, ты проснулся, позавтракал, пошел по делам или пошел гулять, встретился с другом, выпил чаю, зашел в храм, можешь умереть. Через запятую. Потому что — дорогу переходил (аттракцион смерти, натурально), кобра заползла на территорию кампуса, заболеть можешь непонятно чем (сто процентов, что не вылечат), в разборку местной мафии попасть и еще сто причин бонусом. И все это так помогало собраться, включало инстинкт выживания на полную катушку, делало каждое впечатление
ярким, ёмким, осязаемым и прекрасным — оно же последним может оказаться, как не оценить!
а кто автор?
Хорошо, будем ждать продолжения )
А насчет еженедельника - если бы ты не сказала, точно не догадалась бы. Тем более, если задание - перечитать, то здесь удалось еще и пойти дальше
спасибо. Как-нибудь гляну. Любопытно стало.
Ноль с палочкой,
если бы ты не сказала, точно не догадалась бы.
Фредди велик и разнообразен