Роман Гермеса с Египтом оказался горячим, долгим и перспективным. Такое впечатление, что его тут ждали и сразу приняли, радостно распахнув объятия. Более того, щедро наделили вестника богов функциями, которых у него до сих пор не было. Продемонстрировав при этом полное равнодушие к собственно роли вестника. Почему? Давайте разбираться в причинах.
читать дальшеГреки рассматривали смерть как возведенную в абсолют "никаковость". Загробное существование мыслилось полностью лишенным радости. Вечно скитаться по асфоделиевым полям и вечно сетовать на утрату жизни — это и есть смерть в представлении древних греков. Погибший Ахилл в "Одиссее" говорит, что предпочел бы долю последнего батрака на земле царским почестям в аиде. Мировоззрение эллина ориентировано на этот мир, загробное существование — если уж не зло в чистом виде, то и, как минимум, не добро. Конечно, на протяжении веков, прошедших от Гомера до Александра, ситуация менялась. Эллины знакомились с учениями, приходившими из того же Египта, Индии, Малой Азии; в сознании орфиков, пифагорейцев, последователей культа Диониса смерть из безликого унифицированного состояния превратилась в четко дифференцированное воздаяние за плохие и хорошие дела. И все же, в целом, эллинизм до последних дней своих оставался культурой плотской, посюсторонней и человеческой в любом из желаемых вами смыслов.
Для египтян, напротив, посюсторонняя жизнь — лишь подготовка к вечности, которая мыслилась желанной и абсолютно счастливой — если правильно подготовиться. А как — правильно? Не грешить, само собой (перечень грехов перечислен в бесчисленных "Книгах мертвых"). А еще — знать. Знать, как устроен загробный мир, какие пути в него ведут, чего хотят от смертных боги, и как оно вообще все устроено в целом: чем больше знаешь, тем выше шанс не облажаться на загробном суде.
Понятно, что при таком раскладе пиетет к богам, ведающим пути перехода между жизнью и смертью, резко повышается, вместе с интересом к тому, что они знают и чему могут научить. Греческий Гермес ведет души умерших в аид, он единственный из олимпийцев, кто постоянно странствует по загробному миру: в глазах египтян он и был носителем истинного знания. Истинное знание равнозначно мудрости. А мудростью и ее проявлениями в древнеегипетском пантеоне ведает бог-писец с головой ибиса, Тот. В общем, не встретиться и не слиться в экстазе в единое синкретическое божество покровитель послов и ораторов Гермес и "могущественный в речах" Тот просто не могли.
Заметим, что у Гермеса куда больше пересечений с Тотом, чем с упоминавшимся в предыдущих постах Анубисом. Во-первых, Тот несет в себе неяркие, но все же видимые черты трикстера (среди египетских сказок сохранились такие, где Тот показывает свое умение отвлечь, рассмешить, уболтать), чего в Анубисе нет совершенно. Во-вторых, Тот имеет прямое отношение к загробному миру, выполняя функции секретаря на суде Осириса, а функция секретаря перекликается, в свою очередь, с функцией вестника в том смысле, что оба бога в данном случае выполняют некие подчиненные по отношению к другим богам обязанности, причем, обязанности эти связывают богов, изъявляющих свою волю, и смертных, этой воле подчиняющихся. Наконец, кадуцей Гермеса должен был вольно или невольно ассоциироваться у египтян с посохом Тота.
Отождествленный с Тотом, Гермес стал почитаться как носитель абсолютного знания. При этом регулирующее знание: письменность, счет и законы — он сообщил всем людям, и благодаря этому стала возможна цивилизация, а знание освобождающее — постижение тайных законов мироздания, которое дарует освобождение душе от рабства греха и смерти — зашифровал в текстах, смысл которых доступен немногим. Тексты эти известны нам под названием "герметических", то есть, написанных Гермесом. Кстати, "герметичность" — термин, тоже производный от имени Гермеса, и первоначально означал любое "закрытое", недоступное обычным смертным знание.
Итак, Гермес и Тот, объединенные связью с загробным миром и тайным знанием. Казалось бы, еще одно классическое отождествление, как в случае с Германубисом. Но. Со времен Джосера, первого фараона III династии (Древнее царство) в Египте почитался еще один покровитель писцов, мудрости и знания, в том числе, тайного, — Имхотеп. Имхотеп был реальным историческим лицом, первым человеком, чати, после фараона, строителем ступенчатой пирамиды Джосера, первой известной нам в архитектуре Египта (а еще это персонаж фильма "Мумия"). На протяжении всей истории Египта культ Имхотепа был чрезвычайно популярен, в основном, из-за того, что этот вельможа-зодчий при жизни еще и врачевал, и на протяжении веков страждущие обращались к нему с молитвами об избавлении от недугов. В эллинистический период Имхотепа частично отождествили с Асклепием, а частично — с Тотом-Гермесом. Отсюда и эпитет последнего — Гермес Триждывеличайший.
Вот так выглядит Имхотеп в представлении замечательного художника Михаила Потапова.
А вот так — в совсем уж средние века.
Да, да, в средневековой Европе Гермес Трисмегист оказался весьма популярной фигурой, хотя богом его уже не считали, а считали египетским астрологом, жившим в незапамятной древности и знавшим все о тайнах вселенной, каковые тайные знания он зашифровал в так называемых герметических текстах. О которых мы и поговорим в следующий раз.А вам — вот такого жизнелюбивого эллинистического Гермеса.
@темы:
"легенда и символ"
Не въехал только, при чем тут глаз Хора? Это несколько из другой оперы, Тот его может принести, но сам он никак не оно)
при чем тут глаз Хора?
В древнейшй период (додинастический и раннее Древнее царство) Тот, как бог луны, именовался "левый глаз Гора". Этот глаз считался поврежденным в бою с Сетом (пятна на Луне).
Ни разу не встречал такого, сорян.((( Тот приносил Око, изцелял Око, считал фазы луны - пжлт, сколько угодно.
Откуда дровишки? =)
Откуда дровишки? =)
С интернету, вестимо. Википедия, статья "Тот". Вот тут еще :
"Ночью он (Тот) замещает солнечное божество на небе, глядя из лунного диска (левого космического глаза), охраняя вселенский порядок. Ра (правый небесный глаз) в это время суток ведет сражение со злейшем врагом светоносного бога со змеем Апопом".
Вообще, "глаз Гора" - это, собственно, Луна. А поскольку Тот считался еще и божеством Луны, то данный эпитет переходил на него.
Вообще, "глаз Гора" - это, собственно, Луна.
эмм... Какого конкретно Хора ты имеешь в виду? Если Хор - сын Исиды, то там этой темы вообще нет. Если Хорахти - это Солнце, без вариантов. Если Хор Старший, то там да, по поздней трактовке глаза у него Солнце и Луна. Но он не имеет отношения к Сету
оскольку Тот считался еще и божеством Луны, то данный эпитет переходил на него.
У Тота нет такого эпитета, в зуб даю). За современных неоязычников, конечно, не отвечаю, но у древнеегипетского Тота - нет. И с Оком Хора (того Хора, который сын Исиды) его не ассоциировали никогда. Я, конечно, еще слажу в энциклопедию богов, где полный список эпитетов есть, но в любом случае это против природы. Сорян, что докапываюсь, но это принципиальный вопрос
Зы: цитату глянул, не сразу ссылка открылась. Шеркова в целом норм конечно. Но - контекст! Тот бесспорно лунное божество, его связь с диском Луны несомненна. Цитата оттуда идет про Луну. А далее там именно про Око Хора идет, глянь, у меня цитата не вставляется. Это разные артефакты). Нигде не сказано, что Тот=Око Хора. Он Хранитель, целитель, все что угодно, с этим связанное, но не само Око.
Сорян, что докапываюсь, но это принципиальный вопрос
Да правильно докапываешься, в таких случаях все вопросы принципиальные)
возможно это косяк либо греко-римского времени уже, либо косяк уже современных трактовок
Вполне возможно. Я даже допускаю косяк перевода с английского (статья в русском Вики вполне могла быть переводом с английской и соответствующими ошибочками).
В общем, я еще немного посмотрю инфу по этому вопросу и, скорее всего, уберу это "Око Гора")
вот, нашла, откуда ноги у этого ока растут. И.В.Рак "Египетская мифология". В конце книги дается именной и предметный справочник-указатель . Имена и названия в нем расположены в алфавитном порядке.
В указателе, напротив Тота читаем: "Тот. Коптск., египетск. Джехути. В Додинастическую эпоху — божество Луны, идентифицировался с левым глазом Хора-сокола". От него и пляшут все другие упоминания.
Несостыковка, как я понимаю, в том, что "Око Гора" и идентификация с левым глазом Гора — разные вещи? Тогда уберем из текста этот эпитет, и делу конец.
Именно.) Там разные Хоры =)
И тут еще такая фишка есть до кучи: додинастическая эпоха - вещь практически бесписьменная раз, и мифология там для каждого нома своя, в т.ч. мифы о сотворении мира (есть даже в Нижнем Египте женщина-творец мира Нейт, например), но в основном с поздних источников восстановленная. Самые ранние нормальные тексты, которые можно читать - это Тексты Пирамид и гробничные тексты III-IV династии, так что сам понимаешь, с какой осторожностью нужно вообще о додинастике говорить ).
У Рака эта книжка кстати отлично идет в духе "Египетская мифология для чайников" - там все очень простым языком и все со ссылками на источники. Уж сколько десятков лет этой книге, а никто лучше не написал). Так что если у тебя кто-нибудь захочет познакомиться с египетской мифологией с нуля, смело шли к Раку =)
Еще по Египту отличный сайт есть www.egyptology.ru/ , он более узкоспециализированный и там много именно научных работ на русском языке лежит
Но эпитеты Тота честно посмотрю как доберусь.
Именно.) Там разные Хоры =)
Окей, записано, учтем))
И тут еще такая фишка есть до кучи: додинастическая эпоха - вещь практически
бесписьменная
Я тоже об этом подумала. Но теории часто строятся на косвенных доказательствах: изображения, свидетельства поздних авторов и проч.
и мифология там для каждого нома своя, в т.ч. мифы о сотворении мира (есть даже в Нижнем Египте женщина-творец мира Нейт, например),
А вот это да *про Нейт, кстати, помню, не все еще склероз сожрал
так что сам понимаешь, с какой осторожностью нужно вообще о додинастике говорить ).
Понимаю.
У Рака эта книжка кстати отлично идет в духе "Египетская мифология для чайников" - там все очень простым языком и все со ссылками на источники. Уж сколько десятков лет этой книге, а никто лучше не написал). Так что если у тебя кто-нибудь захочет познакомиться с египетской мифологией с нуля, смело шли к Раку =)
Спасбо за совет) Я обычно шлю к Коростовцеву, но Рак, как теперь вижу, лучше излагает.
Пасиб за ссылку, гляну обязательно))