Демон? Это ваша профессия или сексуальная ориентация?
Больше всего повезло Гермесу с отождествлениями в Египте. Сегодня мы поговорим о превращении посланца богов в судью подземного мира, небезызвестного Инпу (Анубиса).
читать дальшеПричины слияния Гермеса и Анубиса в единый образ вполне понятны: оба выполняют роль психопомпа, провожая души умерших на тот свет. Но если Гермес только передает души Аиду и Персефоне, не вмешиваясь в дальнейший ход дел, то Инпу (Анубис) выполняет роль судьи, взвешивая сердце умершего и определяя его посмертную участь. Вообще, Анубис — исключительно бог мертвых, в Древнем царстве — главный из богов Аменти (загробный мир), впоследствии вытесенный с этого места Осирисом и ставший покровителем бальзамирования и обрядов, связанных с водворением мумии в гробницу. В эпоху Александра и его преемников Анубис был отождествлен с Гермесом, образовав синкретическое божество по имени Германубис. От двух разных по духу и назначению богов ему досталось не только имя, но и облик: Германубиса изображали с телом молодого греческого атлета и остроухой головой шакала. В одной руке он, как и Гермес, держит кадуцей, другой сжимает то ли сердце (мы же помним, он взвешивает сердца, выясняя, чего в них больше, добра или зла), то ли пальмовую ветвь.

Функцией Германубиса стало выяснение правды как в том, так и в этом мире. Несколько неожиданный поворот для Гермеса, покровителя воров, торговцев и адвокатов, но, видимо, карма у него такая, на роду написано прийти от трикстерского плутовства к суровой добродетели правдоискательства.
И даже больше: к искательству высшей истины. Ибо песеглавый Германубис пережил не только Птоломеев и великий Рим. Он благополучно принимал поклонение в своем исконном облике от добрых христиан вплоть до 1722 года в России, и до 1969 года — в странах, придерживающихся латинского обряда.

Вы наверняка слышали об одном из самых удивительных персонжей святцев, Святом Христофоре. Кратко напомню его житие в католическом варианте (православный слишком сух и "каноничен", а потому большого интереса не представляет). Так вот, предание утверждает, что во времена императора Деция жил некий великан с песьей головой (что вы хотите, он был из племени кинокефалов, в древности и даже в средние века такое сообщение никого бы не удивило) и большим, простым сердцем. Звали его Репрев, и обладал он довольно своеобразной амбицией: хотел служить самому могущественному господину. Поэтому Репрев поступил на службу к местному царю, но вскоре убедился, что царь до смерти боится дьявола. Великан, недолго думая, предложил свои услуги дьяволу, но вскоре понял, что тот до колик в животе боится креста и Того, кто на нем был распят. Тогда Репрев пошел искать Христа и нашел отшельника, который, чтобы юноша не болтался без дела и не тратил силы попусту, пристроил его на регулярную работу перевозчиком, вернее, переносчиком через протекавшую поблизости глубокую и холодную реку. Заверив, что вот такая простая, но необходимая помощь людям и будет службой самому могущественному господину в мире. Репрев засучил рукава, подоткнул подол и принялся пахать без выходных, отгулов и удаленки на время пандемий. И однажды появился на берегу маленький мальчик и попросил перенести его через реку. Репрев посадил мальчика на плечо, лихо шагнул в воду и... чуть не пошел ко дну. Ребятенок оказался немыслимо тяжел. Впрочем, дитё не стало долго мучить своего рикшу, и призналось, что он вообще-то, и есть Христос, Спаситель мира, а тяжелый такой потому, что несет на себе грехи этого самого мира. И поскольку оба и так уже были в воде по самое горлышко, то, чтобы два раза не вставать, мальчик крестил великана, дав ему имя Христофор ("Несущий Христа").
После этого Христос велел Христофору воткнуть в землю посох, из которого выросло плодоносное дерево, и оказавшиеся поблизостиротозеи свидетели чуда тут же уверовали и обратились в христианство. За что император, как водится, велел Христофора схватить, пытать и казнить. И стал великан Репрев святым мучеником.

Самое примечательное в легенде о Святом Христофоре, что великан переправляет людей через некую загадочную, опасную и холодную реку. Это явно река в потусторонний мир, а наш святой выступает в роли психопомпа. При этом у него голова Анубиса и расцветший посох, приводящий на ум кадуцей Гермеса. А сам Христофор изображается с телом молодого воина. И выходит у нас добрый старый Германубис, тот самый, которого описал еще Апулей в незабвенном "Золотом осле": "Вот наводящий ужас посредник между небесным и подземным миром, с величественным ликом, то темным, то золотым, высоко возносит свою песью голову Анубис, в левой руке держа кадуцей, в правой потрясая зеленой пальмовой ветвью"...
читать дальшеПричины слияния Гермеса и Анубиса в единый образ вполне понятны: оба выполняют роль психопомпа, провожая души умерших на тот свет. Но если Гермес только передает души Аиду и Персефоне, не вмешиваясь в дальнейший ход дел, то Инпу (Анубис) выполняет роль судьи, взвешивая сердце умершего и определяя его посмертную участь. Вообще, Анубис — исключительно бог мертвых, в Древнем царстве — главный из богов Аменти (загробный мир), впоследствии вытесенный с этого места Осирисом и ставший покровителем бальзамирования и обрядов, связанных с водворением мумии в гробницу. В эпоху Александра и его преемников Анубис был отождествлен с Гермесом, образовав синкретическое божество по имени Германубис. От двух разных по духу и назначению богов ему досталось не только имя, но и облик: Германубиса изображали с телом молодого греческого атлета и остроухой головой шакала. В одной руке он, как и Гермес, держит кадуцей, другой сжимает то ли сердце (мы же помним, он взвешивает сердца, выясняя, чего в них больше, добра или зла), то ли пальмовую ветвь.

Функцией Германубиса стало выяснение правды как в том, так и в этом мире. Несколько неожиданный поворот для Гермеса, покровителя воров, торговцев и адвокатов, но, видимо, карма у него такая, на роду написано прийти от трикстерского плутовства к суровой добродетели правдоискательства.
И даже больше: к искательству высшей истины. Ибо песеглавый Германубис пережил не только Птоломеев и великий Рим. Он благополучно принимал поклонение в своем исконном облике от добрых христиан вплоть до 1722 года в России, и до 1969 года — в странах, придерживающихся латинского обряда.

Вы наверняка слышали об одном из самых удивительных персонжей святцев, Святом Христофоре. Кратко напомню его житие в католическом варианте (православный слишком сух и "каноничен", а потому большого интереса не представляет). Так вот, предание утверждает, что во времена императора Деция жил некий великан с песьей головой (что вы хотите, он был из племени кинокефалов, в древности и даже в средние века такое сообщение никого бы не удивило) и большим, простым сердцем. Звали его Репрев, и обладал он довольно своеобразной амбицией: хотел служить самому могущественному господину. Поэтому Репрев поступил на службу к местному царю, но вскоре убедился, что царь до смерти боится дьявола. Великан, недолго думая, предложил свои услуги дьяволу, но вскоре понял, что тот до колик в животе боится креста и Того, кто на нем был распят. Тогда Репрев пошел искать Христа и нашел отшельника, который, чтобы юноша не болтался без дела и не тратил силы попусту, пристроил его на регулярную работу перевозчиком, вернее, переносчиком через протекавшую поблизости глубокую и холодную реку. Заверив, что вот такая простая, но необходимая помощь людям и будет службой самому могущественному господину в мире. Репрев засучил рукава, подоткнул подол и принялся пахать без выходных, отгулов и удаленки на время пандемий. И однажды появился на берегу маленький мальчик и попросил перенести его через реку. Репрев посадил мальчика на плечо, лихо шагнул в воду и... чуть не пошел ко дну. Ребятенок оказался немыслимо тяжел. Впрочем, дитё не стало долго мучить своего рикшу, и призналось, что он вообще-то, и есть Христос, Спаситель мира, а тяжелый такой потому, что несет на себе грехи этого самого мира. И поскольку оба и так уже были в воде по самое горлышко, то, чтобы два раза не вставать, мальчик крестил великана, дав ему имя Христофор ("Несущий Христа").
После этого Христос велел Христофору воткнуть в землю посох, из которого выросло плодоносное дерево, и оказавшиеся поблизости

Самое примечательное в легенде о Святом Христофоре, что великан переправляет людей через некую загадочную, опасную и холодную реку. Это явно река в потусторонний мир, а наш святой выступает в роли психопомпа. При этом у него голова Анубиса и расцветший посох, приводящий на ум кадуцей Гермеса. А сам Христофор изображается с телом молодого воина. И выходит у нас добрый старый Германубис, тот самый, которого описал еще Апулей в незабвенном "Золотом осле": "Вот наводящий ужас посредник между небесным и подземным миром, с величественным ликом, то темным, то золотым, высоко возносит свою песью голову Анубис, в левой руке держа кадуцей, в правой потрясая зеленой пальмовой ветвью"...
@темы: "легенда и символ"
С христианством было внезапно, однако. Это Колумба им что ли крестили, выходит?..
Эльфенок Рицка,
два любимца — это Гермес и Анубис?)
Это Колумба им что ли крестили, выходит?..
Именно) В православии он тоже почитается, хотя не пользуется большой популярностью. Решением Святейшего Синода от 1722 года его почитание в образе псоглавца категорически запрещено. Начиная с этого года иконы с таким изображением уничтожались, а фрески затирались. Но! — слава Богу, в мире есть старообрядцы. И вот у них, разумеется, сохранились старинные иконы с псоглавым Христофором. Ну, и по провинциям кое-что осталось — до каждой приходской церквушки ведь не доберешься по почти неезженным дорогам. Плюс греки, которые никогда не отменяли почитания Христофора в его настоящем облике. Так что — любуемся!)
А Колумб, однако, приобретает новые грани... Но занимательно, ничего не скажешь.
Иконы здоровские)))
Из египтян ещё нравится Исида и Тот
А Колумб, однако, приобретает новые грани...
Колумб вообще невероятно интересная личность. Но до него я доберусь только в следующем рождении. Сейчас со страмыи долгами разделаться бы и новых не наделать.
Artenica,
спасибо
- Ооооо! Буду ждать
Святцы — клад для любознательного ума. Меня всегда удивляло, почему их игнорируют как неоязычники, так и представители масскультуры (ролевые игры, фэнтези и проч.).
- богатый — несомненно. Но читать неподготовленному человеку тяжеловато. Вот и не читают. Плюс и общее отношение, что жития святых читать скука смертная. Миф, конечно, но попробуй его опровергнуть, эх...
общее отношение, что жития святых читать скука смертная. Миф, конечно, но попробуй его опровергнуть, эх...
Вот да(
история вообще полна любопытных деталей) Например, история альбигойства, случившаяся, когда христианство не только устоялось, но и успешно разделилось на западную и восточные церкви. Или история новгородско-московской ереси, чуть не повернувшая на 180 градусов историю всего государства Российского.
Пошла гуглить про это, а то что-то не помню.
погугли. Замечательный эпизод про то, как Русь-матушка чуть не стала протестантской)