Завершаю обещанный рассказ о Сванетии.
"Мой дом — моя крепость", — эти слова относятся не только к упоvянутым раньше сванским оборонительным башням, но и к собственно дому. Выстроенные из дикого камня, всухую, без скрепляющего раствора, сванские дома чрезвычайно прочны и устойчивы. Возраст многих из них исчисляется столетиями, при этом их лишь время от времени слегка поновляют.
читать дальшеТрадиционно дом ставился в два этажа. Самым большое помещение — просторная комната-"зал", занимающая почти весь первый этаж, где собираются члены семьи по вечерам и зимой, в снегопад или сильный мороз, когда мужчины не уходят на охоту и не заняты работой на поле, детей не выпроводишь на улицу, и на дворе слишком холодно для хозяйственных дел. Когда особенно притягивает тепло домашнего очага.
Очаг располагается по центру помещения, символизируя сакральный центр и душу дома. Он небольшой и ничем, как видим, не огороженный. Зато сверху прикрыт столиком-"плитой" из шифера, на котором пекут, жарят, парят. Прямо над очагом располагается круглое дымовое отверстие, куда уходит дым (предварительно растекшись по всей комнате).
Котел для приготовления еды подвешивали на очажной цепи. Очажная цепь — самый священный предмет в доме. На ней клялись, и эта клятва считалась самой нерушимой. Ею проклинали, и это проклятие ничем нельзя было смыть. Похищение очажной цепи было самым страшным оскорблением, какое можно нанести роду, оскорблением, смываемым только кровью.
Окна на первом этаже в доме свана не предусмотрены (мы же помним, что это крепость), поэтому здесь всегда царит полумрак. Вдоль трех стен идут резные деревянные перегородки, отделяющие часть помещения для скота: зимой и во время вражеских нападений скот должен быть при людях. Над ними располагаются зимние "спальни" членов семьи, чтобы дыхание животных, вместе с огнем очага, согревало спящих. Четвертую стену украшали традиционные резные "буфеты", где хранятся посуда и продукты.
Возле очага стоит кресло (своеобразный "трон") старшего члена семьи, напротив которого — места для детей, а по бокам — украшенные резьбой деревянные "диваны", где сидят мужчины и женщины, всегда отдельно друг от друга.
На первом этаже располагалась также комната, где проходили роды.
На втором этаже зимой хранили сено, а летом использовали как спальное место.
А еще в каждом сванском доме есть подземелье, где держали пленных обитателей долин — рабовладение тоже было неотъемлемой частью жизни сванов. Так же, как и гостеприимство по отношению к своим. Гость в дом — Бог в дом, а боги любят закусить.
Кухня сванов не отличается от общегрузинской: те же хачапури, сациви, сулугуни, мацони. Много мяса, особенно на праздничном столе, непременный элемент которого — запеченный целиком поросенок. Запивается все это изобилие фруктовой аракой, в которую добавлен, для смягчения вкуса, мед. Сваны очень ценят соль: своей соли в регионе нет, ее приходилось покупать втридорога и с немалыми трудностями везти по крутым и опасным горным дорогам. Поэтому употреблять соль в чистом виде считалось предосудительным расточительством. Ее смешивали с местными ароматными травами, высушенными и измельченными. Сегодня сванская соль считается одной из самых полезных.
Если кухня сванов не отличается большим своеобразием, то традиционная одежда весьма примечательна. До начала XX века, когда даже в горы проникли изделия фабричного производства, сваны вместо штанов носили передник, а ноги обматывали длинными полосами сукна (которое вначале вообще было кожей). Аналогичный "прототип" штанов использовали ирокезы. Нет, это не взаимосвязь, это совпадение, но совпадение любопытное. Ступни оборачивали куском сыромятной кожи, загибая спереди острый нос: вот вам обувь (и здесь я снова вспоминаю ирокезов). Рубах сваны тоже не носили, зато надевали сразу два-три бешмета, один поверх другого. И, разумеется, ни один мужчина не выходил из дома с непокрытой головой, венчая себя круглой войлочной шапочкой. Вот такой:
Женщины носили платья с длинным рукавом, у пожилых — непременно темного цвета. После замужества женщина покрывала голову широким красным платком. Как вот эта молодуха на заднем плане.
Украшений у сванских женщин я не заметила. Наверняка есть, но скрыты под тем самым покрывалом. Зато сваны любят украшать оружие. Позолоченный кинжал или ружье — самая желанна вещь, часто ради них похищали зажиточных людей из низинных регионов, чтобы потом стребовать выкуп дорогим оружием.
Ну вот, собственно, и все, что я хотела рассказать здесь о Сванетии. Много интересных деталей осталось за кадром: например, то, что в некоторых сванских башнях до сих пор хранятся турьи рога, память об охотничьей ловкости и удаче предков, или то, что на дверях некоторых домов вырезана голова быка (или того же тура) — знак силы и храбрости. За кадром остались сванские легенды, в том числе, легенда о князе Путе Дадешкелиани, который стремился установить свою власть в Сванетии. Поняв всю серьезность его намерений, жители села Ушгули пригласили князя в гости. Князь решил обезопасить себя, взяв из каждой ушгульской семьи по заложнику. И только после этого поехал к сванам. И начался пир. Князь пил, веселился, все больше хмелел, а в это время каждый мужчина Ушгули соскабливал немного свинца с имевшихся у него пуль. Из этих стружек ушгульский кузнец отлил общую пулю, которую вложили в ружье, привязав веревку к спусковому крючку. И все мужчины села взялись за веревку и потянули за нее, когда старейшина крикнул: "Несите нам красное вино!" Все жители села убили князя и равно приняли на себя вину за нарушение святого обычая гостеприимства. В горах есть только одна ценность, за которую можно взять на себя такой грех — свобода. Легенду эту можно услышать, побывав в церкви Богордицы XI века. Может быть, когда-нибудь и побываете. А я завершаю свой рассказ.