воскресенье, 02 августа 2020
Чем больше читаю про Сванетию, тем больше туда хочется. Предложи мне выбрать между кургами и сванами, даже не знаю, что бы я делала. Наверное, развоплотилась бы и отправила астральное тело к тем, а эфирное к этим. Или наоборот. Хотя, если побывать у одних, можно что-то понять про других. Нет, сванов, живущих в Грузии, и кургов, живущих в Индии, не связывает история. Их связывает куда более весомое обстоятельство: горы. Но, если о кургах давно и замечательно рассказала Л.В.Шапошникова в книге "Мы — курги", то о сванах я такой книги не нашла. Придется повествовать в силу своего умения.
Как говорил потрясающий человек и альпинист Ильяс Хамидович Тухватуллин, жизнь в горах ничем не отличается от любой другой жизни за одним исключением: это — жизнь в горах. Где слабый не выживет, одиночка пропадет, а у кого лапки, тени памяти о себе не оставит, вообще никакой, даже плохой и хулительной. А если выжил и стал главой семьи, и передал потомству славные рассказы о предках, и присовокупил к семейной летописи свои собственные деяния, то ты — истинный князь, даже если простой крестьянин, и с сознанием собственного превосходства будешь смотреть на изнеженных обитателей долин, и пусть они, понизив голос, передают друг другу разные про тебя небылицы.
читать дальше
Строго говоря, сами сваны делятся на горцев (Верхняя Сванетия, высота обитания 1500 — 2500 метров над уровнем моря) и тех самых обитателей долин (Нижняя Сванетия, высота обитания — "какие-то" 600 — 1000 метров над уровнем моря), разделенных Сванетским хребтом. И, хотя они говорят на одном языке, имеют общую культуру и историю, обычно, когда упоминают сванов, имеют в виду Верхнюю Сванетию. Это невероятно красивое по ландшафту и колоритное в этнографическом плане место. Одни только сванские башни запоминаются с первого взгляда, пусть это даже взгляд на фотографию из Сети.
Это сейчас сванские башни — туристическая достопримечательность, а раньше — "мой дом, моя крепость", в самом прямом и точном смысле слова. В них отбивались от нападавших, в роли которых чаще всего выступали не чужеземные захватчики, а свои же соседи. Обычай кровной мести в горах соблюдается как никакой другой. И поэтому башня всегда должна быть на месте. Стройные четырехгранные, увенчанные зубцами (характерная черта сванской архитектуры) башни примыкали к жилому дому. В них было от трех до шести этажей. Первый этаж — жилой: на время осады здесь размещалась семья, сюда же, за деревянные перегородки, сгоняли скот. Вход в башню располагался этажом выше и попасть туда можно было только по приставной лестнице, которой чаще всего служило сучковатое бревно. На втором этаже также хранили корм для скота и хозяйственный инвентарь. Этажи соединялись узкими лазами, расположенными в разных углах помещения, чтобы затруднить нападающим доступ к очередной цели. Сплошной массив стен прорезали узкие бойницы, которые, кроме прямого назначения, служили еще вентиляционными люками. Все сооружение венчала плоская деревянная крыша. О том, насколько оборонительные башни были частью сванского быта, говорит хотя бы тот факт, что в одном только селе Чажаши (Местийский район) их сохранилось более двухсот.
Башни именуются родовыми. Сванетия жила по законам родового строя, каждая родовая община существовала фактически автономно от других и управлялась выборным старейшиной, именуемым махвиши. Родовые отношения и сейчас ощутимо проявляются в быту: большие семьи (до 200 — 300 родственников), крепкие и сложные родственные связи, многочисленные и многозатратные семейные праздники с непременной пальбой из ружей, чтобы отогнать нечистую силу.
К слову, о нечистой силе. Обитатели долин, по традиции, считают сванов язычниками, на что те так же традиционно обижаются, утверждая, что Сванетия была христианизирована в IV — VI веках. В самом деле, сложно оспаривать присутствие православного христианства в Сванетии, но так же сложно утверждать, что это ортодоксальное православие. Во всяком случае, многие поверья, обряды и праздники, играющие в жизни сванов куда более важную роль, чем Рождество или Троица, имеют явно дохристианский характер. Например, мужской праздник Лампроба, когда в семьях поминают предков по мужской линии, рассказывают предания о мужской отваге и устраивают шествия с факелами (в каждом доме зажигают столько факелов, сколько в семье мужчин любого возраста) к местной церкви, где юноши всю ночь должны читать молитвы Святому Георгию. Или — Неделя душ, когда накрывают поминальные столы, зажигают свечи и ждут прихода душ умерших родственников. На столе в эти дни обязательно должна стоять свежая выпечка, а детей положено обмазывать сажей, чтобы пришельцы из загробного мира не прихватили их случайно с собой.
А так-то, да, официально сваны православные. И самым интересным в этой высокогорной ветви византийского обряда являются иконы. В Сванетии широко распространена и высоко почитаема ковка по металлу. Кузнец — персона священная, он обладает сакральной силой. Мастер, который может выковать из золота или серебра икону — тем более. Поэтому кованых икон в Сванетии, как минимум, не меньше, чем писанных.
Обратите внимание, насколько древними, могучими и неортодоксально отрешенными кажутся эти изображения. Как будто и впрямь, духи гор, а не заступники из святцев.
Еще чаще встречаются кресты с иконами на них, выполненными эмалью или чернением. Вот крест из храма Святого Георгия в Местиа.
Вот еще один, если не ошибаюсь, из Латали.
Но что это мы все о возвышенном? Надо бы и про быт поговорить.
Поговорим. В следующий раз
@темы:
"дорога"
немножко
спасибо