Гермес помогал не только своим бессмертным сородичам, но и смертным героям. Правда, в этом случае он, как правило, выполняет волю своего отца Зевса. Отношение самого Гермеса к подобным поручениям во многих мифах остается за кадром, но в 24-й песне "Илиады" Зевс говорит: "Сын мой Гермес! Тебе от богов наипаче приятно в дружбу вступать с человеком..." — и, по крайней мере, в "Одиссее" Гермес проявляет к главному герою явные симпатию и участие. Он передает нимфе Калипсо приказ Зевса отпустить Одиссея на родину, а впоследствии вручает Одиссею волшебную траву

, благодаря которой последний возвращает товарищей, околдованных Цирцеей.
читать дальшеСмело можно предположить, что Гермес симпатизирует Персею, которого снабжает крылатыми сандалиями, шапкой-невидимкой и мешком, меняющим размеры по желанию хозяина (в него Персей потом положит отрубленную голову Медузы).
Сложнее отношение Гермеса к Гераклу. Без помощи божественного вестника и психопомпа не обходится даже самый великий герой Греции. Гермес сопровождает Геракла в подземное царство, дает советы, как себя вести, убалтывает Аида одолжить на время песика и, если верить изображениям на некоторых древнегреческих вазах, помогает, наряду с Афиной, вывести Цербера из преисподней, то есть, непосредственно участвует в одиннадцатом подвиге Геракла. Но, кажется, он не прочь потроллить сводного брата.
Как мы помним, Геракл периодически впадает в буйство, которое мифы объясняют кознями ревнивой Геры. Во время этих припадков он кого-нибудь убивает, за что его так же регулярно, по решению Зевса, продают в рабство — во искупление пролитой крови. По крайней мере, один раз Геракла продавал Гермес. И наш трикстер таки нашел славного покупателя — царицу Омфалу, радикальную феминистку своего времени. В отличие от Эврисфея Омфала не посылала свое приобретение туда не знаю куда. Она просто отобрала у Геракла его львиную шкуру и палицу, оделась в шкуру (нехилая была тетка!) и юзала новое оружие, а Геракла усадила за прялку. Величайший герой нецензурно бранился на высоком древнегреческом, но поделать ничего не мог — не написали еще Декларацию прав человека. А Гермес смотрел на все это безобразие с заоблачных олимпийских высот и заливался коварным трикстерским хохотом.
А вот с основателем Фив Амфионом Гермеса объединяла любовь к музыке. Амфион посвятил Гермесу жертвенник, а тот в ответ подарил ему лиру и научил на ней играть. Ученик Гермеса оказался столь талантлив, что игрой на лире мог двигать камни и приручать зверей.
Гермес постоянно общается с людьми, но в абсолютном большинстве это либо богоподобные герои, либо цари (как Приам, которого вестник богов проводит невредимым в стан Ахилла, когда тот идет просить о возвращении тела убитого Гектора). И лишь однажды миф связывает Гермеса с самыми обычными смертными. Однажды, гласит эта история, Зевс и Гермес путешествовали по миру смертных. Ничего не напоминает? Правильно, Один и его "весенний попутчик", Локи. И как-то так вышло, что ночь застала их все в том же Мидгарде мире людей, в каком-то захолустном селении. Стали боги проситься на ночлег, но все им отказывали. И только чета стариков-бедняков, которых звали Филемон и Бавкис (Бавкида), пустили путников в дом без долгих разговоров, выставили на стол все, что было в доме, и даже хотели зарезать для гостей своего единственного гуся. Зевс гуся резать не дозволил, а стол сам собой наполнился яствами. Боги открылись изумленным старикам, затопили негостеприимное селение и не тронули только хижину Филемона и Бавкиды, которую превратили в беломраморный храм имени самих себя. В ответ на обещание царя богов исполнить любую их просьбу, Филемон и Бавкида пожелали жить долго и счастливо и умереть в один день, что и было исполнено.
Гермес в этой истории является безмолвным наблюдателем, хотя само его присутствие позволяет предположить, что когда-то он играл в этой истории более активную роль, подходящую трикстеру. Но какая это была роль — решал ли Гермес трудную задачу, как Локи в сказке о крестьянском сыне, или съел все, что было на столе, так что Зевсу пришлось извиняться за спутника, или, наоборот, именно он напомнил отцу, что надо бы отблагодарить стариков — этого мы уже никогда не узнаем.П.П.Рубенс. "Юпитер и Меркурий в гостях у Филемона и Бавкиды".
@темы:
"легенда и символ"
спасибо