Пылкие чувства Гермес испытывал не только к смертным женщинам и нимфам. Была в его жизни страсть, подарившая миру и мифам одно необычное существо.
читать дальшеВ "Одиссее" певец Демодок на пиру царя Алкиноя поет о том, как ревнивый Гефест в прямом смысле поймал в сети свою неверную супругу Афродиту и ее любовника Ареса. В самый пикантный момент поймал. И вот лежат бедолаги, припавши друг к другу, шевельнутся не могут, а Гефест позвал олимпийцев-мужчин полюбоваться на это безобразие. Эффект, правда, получился обратный ожидаемому. Боги подумали, что... гхм... а неплохо бы оказаться на месте Ареса. Аполлон видел всеобщее настроение, и его подмывало озвучить ситуацию, но далеко не все боги обладали чувством юмора. Поди, вон, свяжись с Посейдоном. И тогда Аполлон обратился к Гермесу (всегда они рядом, прямо сиамские близнецы античного розлива):
"Эрмий, Кронионов сын, благодатный богов вестоносец,
Искренне мне отвечай, согласился ль бы ты под такою
Сетью лежать с золотою Кипридой?"
Гермес не растерялся.
"Зоркий убийца Аргуса ответствовал так Аполлону:
"Если б могло то случиться, о царь Аполлон стреловержец,
Сетью тройной бы себя я опутать дозволил,
Пусть на меня бы, собравшись, богини и боги смотрели,
Только б лежать на постели одной с золотою Кипридой!"
("Одиссея", песнь восьмая, перевод В.Жуковского).
Боги рассмеялись, ситуация разрядилась, и Посейдону было уже легче начать переговоры с Гефестом об освобождении Ареса (почему именно Посейдон вступился за Ареса, гомеровская поэма не уточняет). Заметим мимоходом, что ряд компонентов этой сцены — трикстер, вносящий разрядку в накаленную атмосферу, смех, прямо связанный с сексом — перекликаются с историей о том, как Локи Скади веселил.
Из гомеровской истории и ответа Гермеса Аполлону вырос миф о любви Гермеса к Афродите. Согласно мифу, чувства Гермеса Афродита отвергла, и тот застрадал. Зевс, который испытывает к Гермесу куда более теплые и родственные чувства, чем Один к Локи, подумал, подумал и с помощью верного орла стянул у Киприды сандалию, когда та купалась в реке. А потом отдал туфельку Гермесу с наказом ловить момент и не превратить всё в тыкву. Гермес не оплошал. Когда Афродита (у которой был, видимо, хронический кризис средств, и на новую пару обуви драхм решительно не хватало), пришла за туфлёй, вестник богов поставил недвусмысленное условие. Афродита, до этого ломавшаяся, как сахарная конфетка, вдруг разом согласилась. Она осчастливила Гермеса краткой взаимностью и вернулась от него уже не босая, зато беременная (во всей этой истории только кухни не хватает). Дитя в честь родителей нарекли Гермафродитом. Было оно несказанной красоты и, по одному варианту мифа, сразу появилось на свет двуполым, а по другому, стало таким, когда безнадежно влюбившаяся в Гермафродита нимфа Салмакида попросила богов навеки соединить ее с возлюбленным.
Показательно, что именно двуполое существо названо сыном Гермеса. Андрогинность и смена пола присущи если не всем, то большинству трикстеров. И вот что интересно. Миф о Гермафродите возник на Кипре. Как мы помним, этот остров был центом культа Афродиты. И вот там, в глубокой древности, Афродита почиталась... в мужском облике. Ее изображали бородатой и с копьем в руке. И, если Гермес сочетался именно с этой ипостасью Афродиты, то вполне мог сделать это, сменив пол (как меняет его Локи, как меняет — пусть символически — Кришна, чтобы встретиться с Радхой). Впрочем, никаких прямых указаний на такое развитие событий в мифах, даже самых древних, нет. Есть только мои наглые предположения.
Уолтер Крейн. Гермес и Афродита
Гермафродит. Античная статуя III века до новой эры.
@темы:
"легенда и символ"
Нуачо, вполне логично всё)))
боги, они все интересные. Где не копни, везде клад.