В одной дискуссии по ЗВ прозвучал давний вопрос: почему Йоде и Оби-Вану так важно, чтобы Люк убил Вейдера?
В самом деле, почему? Казалось бы, главное зло и угроза — Император. Значит, целить надо в него. Стоит ли так сосредотачиваться на ученике, если учитель все равно остается в живых и будет и дальше воевать галактику, найдя нового, возможно, более сильного последователя.
читать дальшеЕсли рассматривать фильмы Лукаса как перенос земных реалий в далекую галактику, то ответ не выйдет за рамки дилетантской психиатрии. Этот ответ, к слову, устраивает достаточно многих — объяснить поведение врага разной степени неадекватностью куда легче, чем доискиваться социально-экономических причин оного, и если у Лукаса Император показан в последней стадии кесарева безумия, что мешает фандомным сторонникам Империи представлять двух старых джедаев на той же стадии старческой деменции.
Но мне гораздо интереснее, что Лукас (не перестану это повторять) создал не очередную космооперу, а универсальный миф нового века. Историю, в которой действуют все законы мифологического сюжета.
А теперь вспомним те самые мифосюжеты. "Махабхарату", например. Арджуна отказывается участвовать в битве на Курукшетре. На поле сражения собралось более полутора миллиона воинов со стороны Пандавов и почти два с половиной миллиона — со стороны их противников Кауравов. В том, и другом лагере полно героев невиданной силы и храбрости. И вот, один Арджуна отказывается сражаться. И Кришна, который специально воплотился на Земле, чтобы спровоцировать эту битву, не подстрекает противника, не говорит братьям Арджуны, чтобы начинали без него, не кидается в бой первым, не устраивает так, чтобы кинулся кто-то другой. Он сходит с колесницы и долго и вдумчиво убеждает Арджуну таки подняться и воевать. Он даже готов показать ему свой вселенский облик — только включись в проект! Почему? А все просто — без Арджуны не будет победы. Без смертного Арджуны всемогущий бог не может достичь своей цели.
Перейдем к более знакомой мифологии. Богам-олимпийцам угрожают гиганты. Они настолько могучи, что даже богам их не победить — пока на сторону богов не встанет смертный. И боги зовут на помощь Геракла. И побеждают.
Согласно этим и другим мифам, божеству для победы нужен смертный, но с такими качествами, которые делают его богоравным, единственным на весь мир. Нельзя заменить Арджуну Бхимой. Нельзя заменить Геракла Ясоном. Они — избранные. Если бы гиганты были более хитры и сообразительны, им не пришлось бы сражаться с олимпийцами — достаточно вывести из игры величайшего героя Греции. Если бы Кауравам удалось убрать Арджуну, не было бы ни Курукшетры, ни "Махабхараты".
Согласно Оригинальной трилогии, Император — уровень пусть злого, но божества. Смертным "напарником" Императора выступает Вейдер. Если убрать его, Император "погибнет" метафизически, утратив способность успешно действовать. Что, собственно, и случилось — стоило Вейдеру только начать делать выбор в пользу Люка, и пошла цепная реакция.
Повстанцы о всей этой метафизике не знают. Поэтому они так оживились, поняв, что Император находится на второй Звезде Смерти. Для них он — обычная, пусть и очень труднодоступная, цель.
Оби-Ван и Йода метафизику знают очень хорошо и понимают, что убрать Императора "обычными" средствами не получится никак. Вернее, чтобы это стало возможным, необходимо сначала лишить его метафизического "напарника". Либо заставить пересмотреть сторону (если бы Арджуна примкнул к Кауравам, результат был бы ровно тем же, как если бы он погиб), либо убить. Пересматривать свой выбор, по мнению бывших учителей, Вейдер не будет. Остается убить. На что Оби-Ван и Йода и нацеливают Люка, тоже вполне в духе бродячего сюжета о поединке не узнавших друг друга отца и сына.
Только ведь это мифология нового времени, старые схемы здесь не всегда работают. К счастью для зрителя.Для ЗВ-обзоров
@темы:
"Star Wars",
"лорд Вейдер",
"легенда и символ"
спасибо) Рада, что оказалось интересным.
lissa23,
это всего лишь мое "имхо") Понятно, что могут быть и другие точки зрения. Мне тоже интересно их узнать)
на мой взгляд — да. Недаром же Люк им так важен.
lissa23,
в оргинальных ЗВ Император все же зло человечное и от того более страшное
В приквелах, не в Оригинальной. В ОТ Император как раз зло больше символическое, недаром у него даже имени нет. Имя и человеческую историю ему Лукас потом придумает.
Когда боги начинают играть в людей, обычно это приводит к большой крови, и история тандема Кришна-Арджуна тому весьма хороший пример. Когда люди начинают претендовать на роль богов, это плохо заканчивается прежде всего для них самих - ну, и для энного числа подвернувшихся под руку.
Согласна.
Но, если принять концепцию о "человеческом напарнике", то почему бы не отдать божественную роль именно Вейдеру, с его-то интересным происхождением?
В тандеме Император-Вейдер Император выше. Он учитель, повелитель, он — тот самый Кришна, что преследует свои цели в мире смертных. К тому же, в конструкции сюжета о напарнике активно действующий персонаж — именно смертный. Смертный даже более независим. У божества, можно сказать, нет выбора, ему приходится иметь дело с тем, кого избрала судьба. У смертного выбор есть. Он может усомниться в действиях своего повелителя, отказаться в них участвовать, в конце концов, перейти на другую сторону. Все это относится к Вейдеру. "Смертный напарник" здесь именно он.
Что касается приквельной версии о происхождении Энакина, она никак не противоречит сюжету о напарнике) Кто такой Христос в евангельских текстах? Смертный с интересным происхождением, избранный Богом для определенной цели. Он может быть просто смертным, может быть богосмертным, это не меняет два основных момента: человеческая жизнь Христа ограничена во времени, и без него не состоится спасение мира. Отец ничего не может сделать без Сына, а Сын до последнего может отказаться от своего участия в миссии. Все те же элементы мифа о напарнике. Энакин прекрасно вписывается в такой сюжет.
~Lady_Loki~,
спасибо)
спасибо
что мне и придраться не к чему
А это хорошо) Значит, мой котелок еще не совсем распался на запчасти)
рада, что заинтересовало)