воскресенье, 10 февраля 2019
Не знаю, что накатило на Лукаса в порубежье веков, но если одним из основных посылов Оригинальной трилогии было "привязанности спасут мир", то таким же посылом в приквелах стало "привязанности мир погубят". Речь не только о любви Энакина и Падме. С точки зрения автора, катастрофа начинается, когда к Энакину привязывается Квай-Гон.
читать дальшеРыцарь-диссидент, орденский хиппи, Квай-Гон вроде бы ничем не обременен и легко выполняет одно из основных требований к джедаю — не иметь привязанностей (я говорю только о фильме и не учитываю историю Квай-Гона в РВ). К своему ученику он относится только как к ученику, не менее, но и не более. И вот Квай-Гон встречает мальчика-раба на далекой шальной планете, и неожиданно в стареющем джедае просыпается нереализованное, нерастраченное отцовское чувство. Чужой ребенок становится для него своим. Да, у Квай-Гона есть все основания думать, что Энакин — Избранный. Но только ли в этом дело? Что заставляет строптивого рыцаря до последнего отстаивать право Энакина на обучение в Ордене, и даже в момент гибели думать именно об этом, и ни о чем другом? Амбиции? Но Квай-Гон не тщеславен. Он спокойно может заявить Совету, что Оби-Ван уже не нуждается в его руководстве. Был бы он амбициозен, сформулировал бы свое желание взять нового ученика по-другому. А он просто говорит (про Оби-Вана): "Мне больше нечему его учить". Точно так же просто, без рисовки, он потом скажет Оби-Вану: "Ты мудрее меня". Перспектива стать наставником Избранного занимает Квай-Гона отнюдь не из соображений престижа. Точно так же, как не из соображений веры. Квай-Гон верит в пророчество, но он не фанатик, такие, как он, не считают, что все вокруг должны следовать их убеждениям.
Что в действительности движет Квай-Гоном — растущая привязанность к маленькому Энакину, избранность которого только еще больше ее подпитывает и укрепляет. Когда Квай-Гон приводит Энакина в Совет, магистры сталкиваются с двойной проблемой: ребенок, чье будущее, возможно, сулит угрозу, и джедай уровня магистра (пусть непризнанного) и вспыхнувшей в душе родительской любовью. Когда Йода говорит Энакину о страхе, он обращается и к Квай-Гону, ведь тот теперь тоже боится потерять ребенка, которого опекает. Достаточно посмотреть на лицо Квай-Гона, когда он велит Энакину на Набу найти безопасное место и "сидеть там". Так отец говорит с сыном. В Оригинальной трилогии такое отношение спасло бы галактику. Но к 1999 году Лукас перестал верить в благую силу чувств — настолько, что не будь предыдущих фильмов, Люк и Лея в приквелах не появились бы на свет. ![](http://static.diary.ru/userdir/2/9/0/4/2904263/86169464.png)
Для ЗВ-обзоров
@темы:
"Star Wars",
"мой звездный мир"
а) у Энакина была бы НОРМАЛЬНАЯ отцовская фигура, а не брат-Оби Ван (который в силу возраста просто не мог стать ему отцом) и не Падлыч - манипулятор.
б)У него была бы живая мать, которая удовлетворяла его потребность быть нужным и любимым, и у Энакина не началась бы паника из-за пророчеств.
По сути приквелы нам показывают, что бывает, если отобрать у человека семью, когда тот в ней действительно и искренне нуждается. Просто сравните мальчика Энакина рядом с мамой и Квай Гоном и Энакина уже взрослого. Спокойный уравновешенный мальчик против эмоционального неуравновешенного парня.
Он за Падмэ цепляется мертвой хваткой, потому что видит в ней единственный способ удовлетворить свою потребность в привязанности.
Муравьиный лев, интересные наблюдения
Сама об этом думала. Так же оно и есть.
Arinaco,
А вот об этом не думала. Спасибо, что натолкнули на мысль.
Но мне кажется, здесь всё ещё веселее: Квай-Гон по сути в конце своей жизни одновременно и обрёл привязанность к Энакину, и этим избавился от привязанности к собственному одиночеству как части системы ценностей ордена, с которой он спорит, но от которой был свободен не до конца. И отсюда двоякий финал первого эпизода: Квай-Гон привязывается к человеку, и вскоре после этого умирает, но Квай-Гон до конца освобождается от привязанности к идеалам ордена, и в итоге обретает бессмертие.
я знаю этот фанон, но меня интересует канонное поведение героев этой истории.
Arinaco,
ну, все-таки ОТ — история не только Люка, но и многих других, и у всех именно привязанности спасают, выручают, делают жизнь выносимее и лучше. Дружба Хана и Чубакки; симпатии, перерастающие в любовь Хана и Леи; полудружба-полулюбовь вначале, родственные отношения в итоге — Люка и Леи... Даже дружба двух дроидов там не просто так, для зрительской забавы. И дело не только в основных персонажах. Через всю первую трилогию проходит мысль о том, что мир держится на привязанностях. Во время рассказа Трипио мама-эвок прижимает к себе ребенка. Одного эвока убили — другой склонился над ним и его оплакивает. Супруги Ларсы... Вся ОТ пронизана чувством взаимной привязанности как основы жизни.
В приквелах все привязанности приводят к катастрофе. Там ни одного намека нет на счастливую дружбу-любовь-симпатию, на фоне которых трагедия Энакина выглядела бы только резче. В том-то и дело, что и ОТ — не только история Люка, и приквелы — не только история Энакина. Если бы речь шла исключительно об одном герое, я согласилась бы с вашим высказыванием:
По сути приквелы нам показывают, что бывает, если отобрать у человека семью, когда тот в ней действительно и искренне нуждается. Просто сравните мальчика Энакина рядом с мамой и Квай Гоном и Энакина уже взрослого. Спокойный уравновешенный мальчик против эмоционального неуравновешенного парня.
Он за Падмэ цепляется мертвой хваткой, потому что видит в ней единственный способ удовлетворить свою потребность в привязанностях
Но у каждого фильма, кроме сюжета, есть сверхзадача. Сверхзадачей Лукаса было показать, вот будете смеяться, Силу. Не волшебную палочку, не "трах-тибидох", которые достаются энному количеству жителей галактики, а общие действия разумных существ (и форсъюзеров, и самых обычных), основанные на убеждении, что мир должен быть приемлем для нормальной человеческой жизни. И вот как раз Сила действует через привязанность этих разумных друг к другу. Это и есть Республика Лукаса — не политическое, не государственное устройство, а идея общего блага - res publica по-латыни. Проще говоря, благо - когда люди любят, дружат, понимают друг друга. Сила проявляется через все это огромное поле отношений, от дружбы дроидов до сыновней любви Люка и ответа на нее Вейдера.
Это было сверхзадачей ОТ. А вот в приквелах случилось ровно наоборот. Там такое впечатление, что сценарий писал Йода, ей-богу.
Darth Juu,
Привязанности - они такие, и спасти, и погубить на раз.
Бывает)
Пирра,
спасибо)
Mary-Vigadel,
а вот это тоже интересное наблюдение)
И отсюда двоякий финал первого эпизода: Квай-Гон привязывается к человеку, и вскоре после этого умирает, но Квай-Гон до конца освобождается от привязанности к идеалам ордена, и в итоге обретает бессмертие.
Ибо есть, для кого возвращаться. Очень, очень нравится мне эта мысль) Как минимум, для фикрайтера она дает большой простор воображению)
спасибо за понимание) Честно — спасибо.
В пророчестве — нет, не оговорено. Оно вообще несколько мутное. Насколько я поняла, сам Лукас его никак не формулировал. Просто есть некое предсказание об избранном, который принесет равновесие в Силу. Похоже, в этом варианте даже не уточняется, будет ли Избранный джедаем.
Потом аж в 2015 году вышла книга Дэниела Уоллеса "Путь джедая". Там приводится текст пророчества:
«Во времена величайшего отчаяния
родится дитя,
которое уничтожит ситхов
и принесёт равновесие в Силу».
Но это уже считай через сколько лет после приквелов написано. Похоже, ни в одном варианте про обстоятельства рождения не говорится.
А почему Квай-Гон не удивился... имхо, для него, как потом для Вейдера, Сила — не еще один закон термодинамики, а реальность, наделенная собственными разумом и волей. Если она захочет воплотиться в материальном мире, ей не обязателен полный набор родителей. Даже наоборот, это как сигнал для понимающих. Квай-Гон его и словил.
Я, если что, не призывала обсуждать фаноны и пейринги, мне самой этот пейринг совершенно фиолетов - я вообще за версию, высказанную в Плегасе. Просто неудачно влезла с шуткой, как обычно. Уже молчу)