Джинны — существа зловредные. Если дэвы бывают злые и добрые, то джинны всегда и непременно злые. Помучить человека, напакостить ему — нет для них большего удовольствия. Самое неприятное, что джинны не имеют собственного облика, а как вода принимают форму сосуда, в который влились. То зайцем обернутся, то уткой, то ослом, то каким-нибудь насекомым. Погонится охотник за таким "зайцем", а тот его завлечет в глухое место и ослепит, или лишит рассудка, а то и вовсе погубит.
Зато точно известно, где джинны любят селиться — в разрушенных домах, на кладбищах, в старых амбарах. Русла пересохших рек, заросли джиды и шиповника, грецкий орех им тоже нравятся. Знаете, как в Хорезме шиповник называли? "Аджина гуль", "цветок джиннов" (или "цветок сумасшедших", потому что сумасшествие, по стойкому поверью, вызывается вселением в человека джиннов).
Но хоть и живут джинны в глухих местах, но стараются все же быть поближе к человеческому жилью, чтобы удобнее было вредить людям. И если люди проявляют легкомыслие и не принимают профилактических мер, джинны быстренько завладевают домом. К слову, они прожорливы и очень плодовиты. И им все равно, что атаковать — лачугу бедняка или дворец правителя.
читать дальшеПрекрасен дворец хивинского хана Таш-хаули. Голубые, синие, золотые искорки вспыхивают от солнечных лучей на его мозаичных стенах. Но вот однажды посетила дворец беда. Неведомо откуда пришло и поселилось там целое семейство джиннов. Мы уже говорили, что джинны весьма плодовиты, так что семейство было многочисленное. В нем имелись и старые джинны, и молодые, и целая сотня, а, может и больше, детишек. Вели они себя, как полагается джиннам, крайне невоспитанно. Идет на прием к хану визирь — почтенный, седовласый, важными мыслями занят — а в него из-за угла комок глины летит. Стоит ночью стража на охране дворца, а ее вдруг кто-то невидимый щекотать принимается. По переходам да коридорам таинственные огни вспыхивают, перебегают.
Самое скверное, что маленькие джиннята пролезали в покои ханских жен. Кидались подушками, расшвыривали драгоценности, били дорогую фарфоровую посуду из Китая, спутывали красавицам волосы. Или смешают сурьму и румяна, перепутают коробочки на туалетном столике, нальют зеленой краски в белила, а пудру подменят лессовой пылью. Представляете, как выглядели потом ханские жены! Конечно, их терпение скоро кончилось и предъявили они своему повелителю ультиматум: или он выгоняет джиннов из дворца, или они отказывают хану в своей благосклонности.
Правитель призадумался. Что делать? И тут он вспомнил про Зохира-ходжу, суфийского шейха, перед которым трепетала вся нечистая сила. Зохира-ходжу разыскали, с почетом привезли в Таш-хаули, и хан рассказал ему о своем горе.
Зохир-ходжа церемониться с джиннами не стал. Просто вышел на площадь перед дворцом, громко объявил, что ждет завтра утром всех на этом месте, и ушел.
Джинны не осмелились перечить. иначе шейх так отметелил бы их молитвами, что мало не покажется. Все как один выстроились утром на площади. Зохир-ходжа высказал все, что про них думает (а голос у него был громкий и выразительный) и приказал немедленно отправляться в холодные северные пески, откуда джинны приходят на возделанную человеком землю.
Но тут джинны заупрямились.
— Сейчас лето, — заявили они. — Как мы переправимся через Амударью?
— Это не ваша забота, — отвечал Зохир-ходжа. — Собирайтесь, да поживее!
Нехотя повинуясь приказу, джинны собрали свои пожитки (у джиннов, между прочим, тоже бывают пожитки), и семейство тронулось в путь. А поскольку джинны не дисциплинированы, Зохиру-ходже не раз приходилось наводить порядок в этом странном шествии.
— Эй, возьми ребенка на руки! — покрикивал он на болтливую молодуху. — Эдак мы к вечерней молитве не дойдем до Аму!
Наконец, показался берег реки. Джинны столпились на берегу, и тут Зохир-ходжа прочел тайную чудодейственную молитву. Амударью мгновенно покрыла мощная корка льда. Теперь джинны могли спокойно переправиться на другой берег.
И лишь один джинн, самый старый, да к тому же хромой, не смог идти по скользкому льду.
— Позволь мне вернуться во дворец, — попросил он Зохира-ходжу. — Обещаю не пакостить больше.
— Оставайся, — махнул рукой шейх и улыбнулся лукаво. — Ты будешь следить за тем, как ведут себя обитатели ханского дворца. И если кто-нибудь из них совершит неблаговидный поступок, я разрешаю тебе немного повеселиться.
И оба от души захохотали.
суфийские шейхи вообще круты)
Mary-Vigadel,
он был хитрый последователь учения Великой Силы)
The Third Alice,
спасибо вам) Мне было важно это услышать.
VatraiLed,
Типа дэвы - одна "фракция", джинны - другая
А еще есть "фракция" пари) И чильтаны, и... ой, много кого)
[Шляпа Суллы],
Два хороших человека всегда найдут способ договориться
Особенно, если один из них джинн
о, эти милые легенды об укуренных шиваитах и шейхах. У тебя, мягко говоря, неполная информация.
очень загадочные существа. Числом их сорок, они невидимы или, по крайней мере, их невозможно опознать среди обычных людей. Странствуют по свету, несут тайное знание тем, кто его достоин, творят чудеса, поддерживают равновесие в мире. Время от времени собираются на совет в своих тайных резиденциях. Очаги в суфийских ханака (обителях) назывались очагами чильтанов.
полной слишком много)) Коротко говоря, суфизм - это огромное и разветвленное течение, в котором есть свое консервативное крыло, умеренные общины, и радикалы, конечно. Радикалов ("укуренных") на общем фоне не так и много. В целом. суфизм был течением, скорее, прогрессивным и интеллектуальным, недаром все ученые и поэты (в том числе, вся интеллектуальная элита Мавераннахра были суфиями).
Ну, и насчет шиваитов — большая их часть вообще с наркотиками не знакома. И про себя не вспомню, чтобы что-то курила) Есть, опять же, радикальные общины типа капаликов, но отождествлять их со всем шиваизмом то же, что считать, что все вино - водка.
Так, так а с этого места поподробнее, пожалуйста! А ты в какой общине или что?
Собссно про шиваитов я кншн имел а виду их радикальное глюколовское крыло, которые голые в пепле, ситы по-моему зовутся.
Зы: и чойта суфизм «был»? Насколько я в курсе, он до сих пор существует, только не в таких масштабах.
а я не в общине, но шиваит
Собссно про шиваитов я кншн имел а виду их радикальное глюколовское крыло, которые голые в пепле, ситы по-моему зовутся.
Капалика они зовутся. Точнее говоря, звались, ибо считается, что к 13 веку капалики как община исчезли, зато поныне существует тайный ашрам Агхора пантха, последователи которого именуются агхори. Название другое, суть та же: социум воспринимается как иллюзия, его требования отрицаются. Отсюда и обнажение, и поедание человеческих останков, и наркотики и т.д. Но это незначительная часть шиваизма. Просто они окируют, бросаются в глаза, вот их и отождествляют с шиваитами в целом. А вообще есть такое понятие как ШайваВики, если интересны история и практики шиваизма, загляни туда) Вера слишком много для меня значит, чтобы делать ее предметом обсуждения.
и чойта суфизм «был»? Насколько я в курсе, он до сих пор существует, только не в таких масштабах.
Конечно, существует, во многих странах даже в тех же масштабах, что и раньше) Слово "был" я применяю к его просветительско-интеллектуальной роли. Раньше она была исключительной, теперь слишком много альтернатив) Хочешь интеллекту — лучше в университете отучиться.
Могу про себя рассказать и на ответные вопросы поотвечать, чтобы не в одну сторону было. На родину не тянет, на священную гору там?Мне он симпатичен как бог, но это только в духе «дружить пантеонами».
ШайваВики - не оч понял. Ссыль куды бечь?
Ифчо меня все эти ортодоксальные течения типа суфьев интересуют в плане трансцендентной связи с божеством, которые они практикуют.
как угораздило, сейчас даже вспомнить не могу) С детства интересовалась Индией. О причине не спрашивай, не знаю. Читала "Махабхарату", "Рамаяну" из "Библиотеки всемирной литературы", читала все, что могла вообще найти об Индии. Сначала мои предпочтения относились к Раме и Лакшмане, потом - Вишну, а годам к четырнадцати поняла, что все же — Шива. При этом я вовсе не упертый фанатик и не ритуалист. Следую адвайте, занимаюсь медитацией на дыхание, читаю иногда тексты, в основном, Лал-дэд. Ко всем конфессиям отношусь вполне дружелюбно, во всех, включая РПЦ, есть друзья. Понятное дело, что эти друзья тоже не фанатики и не ритуалисты. Три года плотно дружила с ташкентскими кришнаитами, потом нашла адвайтистов, державших связь с гуру из ИНдии. В конце концов поняла, что мой путь — это путь шайва-одиночки. Что вполне, между прочим, логично.
Могу про себя рассказать и на ответные вопросы поотвечать, чтобы не в одну сторону было
А расскажи))
ШайваВики - не оч понял. Ссыль куды бечь?
Гугель с Яндексом тебе на что? Вбиваешь в поисковик ШайваВики и выходит тебе ресурс со многими разделами. История, тексты, практики, течения, даже юмор есть. Что интересно, то и читай)
Ифчо меня все эти ортодоксальные течения типа суфьев интересуют в плане трансцендентной связи с божеством, которые они практикуют.
Ну, тут самих суфиев читать нужно. Поищи труды Рене Генона по суфизму. Идрис Шах. Джавад Нурбахш. Как говорится, ищите и обрящете)
Про себя могу сказать, что с юности Египет был интересен,анубисы в виде рисунков на полях, все дела. В детстве нет, больше традиционная Греция, информации мало было. Потом пошёл учить язык и дорвался до источников, и все. Собссно институт закончил по египтологии, только без диплома. Египетская религия - наше все, Амон - царь богов, я можно сказать жрец Амона хоть и дико ленивый. В ритуалистику я тоже не, в основном священные тексты; другим богам многим симпатизирую, в т я Шиве и Локи, но Локи бы я в Египет не пустил даже на правах гостевого). Хотя подозреваю что на Синае, который не совсем Египет , он сам давно прописался, учитывая страсть к наебкам ). Такие дела).
Египет! Амон! Ну бывают же встречи
Я тоже давно интересуюсь Древним Египтом, его культурой, историей, религией. До подвигов по освоению языка дело не дошло, хотя временами хотелось удариться в изучение. Но я на языки ленивая, английский-то не освоила, куды мне тексты на языке Имхотепа
Кстати, об Имхотепе. Ты о таком художнике знаешь — Михаил Потапов?
У тебя какое-то особое пристрастие именно к Имхотепу?
Знакомый твой?)
Не совсем, но письмо от него у меня до сих пор хранится) Еще мне повезло читать в рукописи его роман про Эхнатона, который, насколько знаю, в бумажном формате свет так и не увидел. Может, в Сети есть, не знаю, не искала.
Его картины я впервые увидела в начале 90-х, на слайдах, которые привезла в Ташкент знакомая, общавшаяся с Потаповым.
Характер у него был непростой, но сам человек — интереснейший)
У тебя какое-то особое пристрастие именно к Имхотепу?
Да. Во-первых, мне нравятся биографии со словом "первый", а он строитель первой значимой пирамиды. К тому же, на фоне заезженной хеопсовой призмы ступенчатая пирамида мне кажется намного притягательнее. Для меня в ней скрывается настоящая, не распиаренная тайна. Во-вторых, мне нравятся многоплановые личности. А Имхотеп — зодчий, лекарь, философ... возможно, астроном. Понимаю, что таких разноплановых в Египте было много, но мне нравится конкретно Имхотеп.
Ну, и в-третьих, богатые мифо-ассоциации — сын Птаха и Сехмет, египтянами отождествлялся с Тотом, эллинами — с Асклепием, гностиками — с Гермесом Трисмегистом. Люблю такое многообразие)