Демон? Это ваша профессия или сексуальная ориентация?
В "Наставлениях" Борхеса приводится любопытная гипотеза. Рассказывая о Вальгалле и воинах-эйнхериях, пирующих каждую ночь и сражающихся каждый день, Борхес добавляет:
"Хильда Родрик Эллис в своей работе "Путешествие в Хель" (Road to Hell, 1945) утверждает, что Снорри упростил понятийную систему первоисточников, восходящих к VIII либо IX веку ради соблюдения строгой связности целого и что представление о вечной битве существует с давних времен, но не как представление о рае. Так, в "Деяниях датчан" Саксона Грамматика говорится, что некий муж, следуя за таинственной женою в подземное царство, видит там сражение; женщина говорит, что сражающиеся — это погибшие в земных войнах и вражде их суждено длиться вечно. В "Саге о Торстейне Уксафотре" герой проникает в некий могильник; внутри вдоль стен стоят скамьи; справа восседают двенадцать видных воинов, одетых в красное, а слева — двенадцать отталкивающих воинов, одетых в черное; они глядят друг на друга с ненавистью; затем вступают в бой, наносят друг другу жестокие раны, но убить друг друга не могут... Анализ текстов доказывает, пожалуй, что легенда о бесконечной битве никогда не выражала человеческих чаяний. То была неустоявшаяся и туманная легенда, представление не столько о рае, сколько об аде. Фридрих Панцер приписывает ей кельтское происхождение; в седьмом повествовании "Мабиногиона", свода валлийских легенд, говорится о двух воинах, которым суждено в первый день мая из года в год сражаться за одну королевну, пока их не разведет Судный день".

Интересная гипотеза, но я нахожу противовес ей на другом конце Земли, у тольтеков. У этого народа, передавшего свою культуру науа и юкатанским майя, было представление о "рае для воинов". Неизвестно, сражались ли его обитатели между собой, но — почему нет? Ведь рай-то воинский, то есть, предполагает, ко всем прочим благам, еще и любимое занятие. Иначе какой же это рай. То же самое должно относиться и к Вальгалле.

@темы: "легенда и символ"