Демон? Это ваша профессия или сексуальная ориентация?
trollkvinne,
ну, вот эта статья, очень давняя, на которую я обещала ссылку. Решила скинуть сюда весь текст) Это про Локи. Читать можно всем)
читать дальше
Искать встречи с ним опасно, – можно узнать о себе много неожиданного. Избегать встречи глупо, – можно так ничего о себе и не узнать. Кто он, можно только догадываться. Каким будет, когда вернется в наш мир, – зависит от нас самих.
Тот, кто вам нужен
Северная тема сейчас в моде. Исследования о викингах выходят одно за другим, фильмы про скандинавских богов снимаются с прицелом на продолжение, туристы валят поглазеть, куда именно причалит Нагльфар – корабль, появление которого предвестит конец света. И все чаще в книгах, фильмах, рассказах экскурсоводов мелькает звонкое, как щелчок пальцами, легкое, как паутина, и тревожное, как предчувствие затаившегося в темноте волка имя. Локи.
Каждый раз, сталкиваясь с ним в бесчисленных современных интерпретациях, выстроенных по принципу «чем дальше в лес, тем острее клыки у Красной Шапочки», испытываешь странное чувство, – будто мы что-то коллективно пытаемся вспомнить. Может быть, так и есть? Ведь за именем стоит один из самых сложных персонажей не только скандинавской, но и всей индоевропейской мифологии. Один из самых трагичных. Один из самых нужных эпохе телебогов, IT-рабов и героической борьбы с избыточным весом. Его история – возможно, первая история о том, как люди попытались осмыслить космос – и испугались.
Переплетенье стали и неба
Локи посвящены тома исследований. Специалисты по скандинавской мифологии вроде бы знают о нем все. Но что именно все? Изучая тему, скоро и неизбежно приходишь к выводу, что о Локи в большинстве случаев можно говорить лишь с употреблением слов «возможно», «предположительно» и «по-видимому». По-видимому, он принадлежит к числу высших богов, которых скандинавы именовали асами. По крайней мере, основные источники северных мифов – Старшая и Младшая Эдды – заявляют об этом весьма уверенно. При этом Снорри Стурлусон, великий собиратель мифов и автор Младшей Эдды, живший в 13 веке, называет Локи зловредным и сообщает, что тот происходит из рода великанов-йотунов, обитателей страны мрака и смертельных врагов Асгарда. Согласитесь, демон, принятый богами за своего, – достаточно неординарная ситуация.
Предположительно, Локи дал нам розовые щеки, то есть, участвовал в создании или, вернее, доработке первых людей, чьи деревянные прообразы были найдены тремя странствующими асами на морском берегу. Правда, в мифе он назван Лодуром, и специалисты до сих пор спорят, творческий ли это псевдоним Локи или самостоятельный персонаж.
Возможно, правы «эддоведы», считающие Локи мифологическим трикстером, проще говоря, плутом, чьи проделки вносят искрящуюся безуминку в глуповато-прямолинейный мир Асгарда, зачастую выставляя других богов не в лучшем свете. Возможно, правы их оппоненты, настаивающие на том, что «зловредный ас» – персонаж скорее трагический, чем комический. Дело в том, что, несмотря на весь присущий Локи хохмизм, основной цикл мифов о нем группируется вокруг невеселых тем.
Первая из них – гибель прекраснейшего из богов, Бальдра, сына Одина, олицетворявшего мир, свет и вообще всю ту немногую радость, что могли видеть в своей суровой жизни древние скандинавы. Фригг, супруга верховного бога Одина и мать Бальдра, взяла клятву со всех живых существ, что они никогда не нанесут вреда ее сыну. Все любили Бальдра, – и боги, и люди, и другие живые существа, все, кроме Локи. Чем Бальдр не угодил Локи, мифы не уточняют, но говорят, что зловредный ас нашел способ погубить благого бога с помощью безобидного побега омелы.
Потом он затеял перебранку с богами, едко их высмеяв. В ответ рассвирепевшие асы изловили доставучего собрата и люто с ним расправились. Локи прикрутили к прибрежным скалам кишками его собственного сына, а одна из обитательниц Асгарда подвесила над пленником змею так, чтобы жгучий яд из ее пасти капал ему на лицо. Больше всего в этой истории меня всегда поражала не свирепая жестокость «светлых» асов (их земные почитатели, викинги, еще не то выделывали), а неожиданная в таком повествовании пронзительная нота верности. Жена Локи, Сигюн, не покинула его в беде. Она сидит рядом с поверженным мужем и держит над ним чашу, в которую сочится змеиный яд. Правда, периодически приходится уносить и выплескивать наполнившуюся чашу, и в это время яд попадает на Локи. Он содрогается от боли, земля дрожит вместе с ним. А мы наивно полагаем, что землетрясение – это сдвиг тектонических пластов.
Но главное впереди. У жестокого мифа есть продолжение, и называется оно повестью о Рагнарек – конце мира. Локи освободится, уйдет на север, и вернется оттуда, ведя последний в истории земли корабль – Нагльфар с командой оживших мертвецов. Во главе целой армии монстров и призраков он вступит в последний бой с дружинами царя богов и людей Одина и погибнет в этой схватке, но с ним погибнут почти все его враги. Только дети асов останутся, чтобы возродить жизнь на небе и на земле. К ним присоединится Бальдр, который вернется из подземного царства.
Полный аватар
История об убийстве Бальдра и Рагнареке давно привлекала художников, поэтов, философов и просто любителей северного эпоса. После гомеровской Трои это, пожалуй, самое мощное, выразительное и волнующее повествование. Но то, что проглядывает за ним, еще мощнее и выразительнее. И намного неожиданнее, чем привычная схема «добро победило зло».
Ученых, равно как и поэтов, всегда смущала двойственная природа Локи. Вроде из рода великанов и вроде из рода богов. Вроде помогает богам советами, и вдруг, ни с того ни с сего, начинает с ними враждовать. В "Деяниях датчан" он выступает настоящим чудовищем, а «Младшая Эдда» говорит, что он прекрасен лицом.
Можно предположить, что существовали две версии мифа, которые, в конце концов, просто свалили в кучу, не затруднившись выстроить хоть какие-то логические связи. Возможно, и так. Известно, что скандинавы были великолепные воины и поэты, но никудышние теологи.
Но если обратиться к другим мифологиям, генетически родственным германско-скандинавской, то мы обнаружим нечто куда более интересное. Для этого нам придется сначала отправиться в Индию.
Нет в Индии человека, который не знал бы о Кришне. В Упанишадах он мудрец, в Махабхарате – бесстрашный воин, искусный политик и повелитель великого царства, во вставной поэме Махабхараты, Бхагавад-Гите – олицетворение бесконечности космоса. А в более позднюю эпоху – прекрасный пастушок, играющий на флейте, покровитель стад. Нет таких восторженных эпитетов, которыми не награждала бы Кришну философская, религиозная и литературная традиция Индии. И вдруг, среди этого хвалебного потока, мы сталкиваемся с неожиданными упоминаниями о… коварстве Кришны. Он преследует свои цели, столь же труднопостижимые, как участие Локи в убийстве Бальдра, искусно сталкивая противников, хитря и интригуя. Его имя («Кришна» переводится как «черный») вызывало порой весьма тревожные ассоциации и входило составной частью в имена и эпитеты разнообразных демонов. Возможно, тем, кто видел «мультипликационные» картинки с изображением Кришны и имеет такое же «мультяшное» представление о нем из очень поздних мифических «биографий», это покажется невозможным, но возьмите на себя труд прочитать Махабхарату целиком – убедитесь, что изначальный образ имеет мало общего с его кукольным поздним вариантом. Да и в этих поздних сказаниях сохранились представления о хитрости Кришны, правда, здесь она приобретает характер невинных детских забав, способных вывести из терпения разве что соседок по дому. Кришна являет себя истинным «богом озорства», как нередко именуют теперь Локи.
Чем больше их сравниваешь, тем больше находишь общих черт. Так же, как и Локи, Кришна находится на «перекрестке» мифологического социума. Первый происходит из рода великанов, но обитает среди богов, второй – царский сын, которого прячут от преследователей среди пастухов. «Не понять, какому сословию ты принадлежишь» – бросают Кришне враги. Точно так же неопределенна мифологическая «сословная принадлежность» Локи. Как и Локи, Кришна не всегда находится в мире с другими богами, вызывая порой их ярый гнев. Заметим еще, что Локи – единственный способный к развитию образ в целом статичной скандинавской мифологии. А об изменениях в «биографии» Кришны мы уже говорили, – и это тоже исключение в мифологии индуизма.
А теперь взглянем на берега Средиземного моря. Вот еще один покровитель плутовства – древнегреческий Гермес. Это на закате античного мира он будет олицетворять торговлю и все, что связано с удачей, изначально же Гермес – проводник душ умерших в подземное царство (а Локи, заметим, – отец хозяйки подземного мира Хель). Он – путешественник по мирам, великий знаток тайных знаний и незримых путей (а Локи теснейшим образом связан с магией и эзотерикой). Наряду с крылатыми сандалиями и волшебным жезлом Гермес обладает ожерельем Гармонии, приносящим в мир красоту и упорядоченность (а Локи похищает такое же ожерелье у богини красоты и любви Фрейи). В герметической традиции Гермеса называют «вселенский искрящийся дух» (а в датском языке lokke означает некое прозрачное, сверкающее существо).
Любопытные, однако, совпадения.
В скандинавских мифах проглядывают указания на то, что Локи – брат (если не брат-близнец) верховного бога Одина. Но, похоже, куда более близкими его родственниками оказываются персонажи с совсем другими именами.
Он хранит то, что скрыто
Пока знатоки спорят, наберемся нахальства и предположим, что за всеми тремя образами (на самом деле, их больше, но обо всех в одной статье не расскажешь) стоит одна великая, как дух, и ослепительная, как нимб над головой святого, идея. Когда-то, давно, люди подняли взоры к небу и увидели, что мир бесконечен. Они ощутили его цельность и, в то же время, изменчивость, его неподвластность разделению на «хорошо» и «плохо», на «так должно быть» и «так не бывает». И поняли, что у этой грандиозной картины есть автор – сила, не связанная материальными оковами, не дающая никому отчета, но движущая и поддерживающая все. Люди олицетворили эту силу, дали ей имя и попытались включить в пантеон привычных богов.
Но в том-то и дело, что нельзя привыкнуть к космосу. Идея бесконечности пугает и вызывает желание спрятаться. Изменчивость жизни рождает предположения о демоническом коварстве. А уж от догадки о том, что дух волен распоряжаться материей и не зависит от нее, и вовсе нападает икота. Это значит, что дух не заинтересован в жертвах, ритуалах и подношениях, его нельзя купить, он сам решает, как действовать. А ведь мы привыкли считать хорошим и добрым лишь того, кто отзывается на все наши просьбы, неважно какие и неважно как мы завоевали его расположение.
И люди отступили. С той же готовностью, с какой мы делаем это сегодня. Вселенский Бог превратился в вестника местечковых богов у греков, шаловливого пастушка индийских поэм и, наконец, «зловредного аса» скандинавов. Викинги, как всегда, отличились, не просто исказив изначальный образ, а изуродовав его. Морским разбойникам и профессиональным наемникам было особенно трудно принять то, что когда-то им открылось (не могло не открыться). Проще вернуться к человеческим жертвоприношениям в честь Одина и Тора, чем привыкнуть к тому, что дух не требует никаких жертв (Локи, к слову, они никогда не приносились). Нельзя купить – значит, надо убить. История Локи – это зафиксированная в мифах долгая цепь попыток убийства духа.
Простодушные скандинавы, они не знали, что подобные попытки не имеют смысла. Память сохранила то, что инстинкт требовал спрятать. На раннесредневековых каменных крестах в Англии можно увидеть изображение связанного Локи рядом со сценой Распятия. Может быть, резчики тоже пробовали что-то вспомнить, пытались взглянуть в глаза привязанного к скале пленника. А кто заглянет в них, увидит космос…
ну, вот эта статья, очень давняя, на которую я обещала ссылку. Решила скинуть сюда весь текст) Это про Локи. Читать можно всем)
читать дальше
Искать встречи с ним опасно, – можно узнать о себе много неожиданного. Избегать встречи глупо, – можно так ничего о себе и не узнать. Кто он, можно только догадываться. Каким будет, когда вернется в наш мир, – зависит от нас самих.
Тот, кто вам нужен
Северная тема сейчас в моде. Исследования о викингах выходят одно за другим, фильмы про скандинавских богов снимаются с прицелом на продолжение, туристы валят поглазеть, куда именно причалит Нагльфар – корабль, появление которого предвестит конец света. И все чаще в книгах, фильмах, рассказах экскурсоводов мелькает звонкое, как щелчок пальцами, легкое, как паутина, и тревожное, как предчувствие затаившегося в темноте волка имя. Локи.
Каждый раз, сталкиваясь с ним в бесчисленных современных интерпретациях, выстроенных по принципу «чем дальше в лес, тем острее клыки у Красной Шапочки», испытываешь странное чувство, – будто мы что-то коллективно пытаемся вспомнить. Может быть, так и есть? Ведь за именем стоит один из самых сложных персонажей не только скандинавской, но и всей индоевропейской мифологии. Один из самых трагичных. Один из самых нужных эпохе телебогов, IT-рабов и героической борьбы с избыточным весом. Его история – возможно, первая история о том, как люди попытались осмыслить космос – и испугались.
Переплетенье стали и неба
Локи посвящены тома исследований. Специалисты по скандинавской мифологии вроде бы знают о нем все. Но что именно все? Изучая тему, скоро и неизбежно приходишь к выводу, что о Локи в большинстве случаев можно говорить лишь с употреблением слов «возможно», «предположительно» и «по-видимому». По-видимому, он принадлежит к числу высших богов, которых скандинавы именовали асами. По крайней мере, основные источники северных мифов – Старшая и Младшая Эдды – заявляют об этом весьма уверенно. При этом Снорри Стурлусон, великий собиратель мифов и автор Младшей Эдды, живший в 13 веке, называет Локи зловредным и сообщает, что тот происходит из рода великанов-йотунов, обитателей страны мрака и смертельных врагов Асгарда. Согласитесь, демон, принятый богами за своего, – достаточно неординарная ситуация.
Предположительно, Локи дал нам розовые щеки, то есть, участвовал в создании или, вернее, доработке первых людей, чьи деревянные прообразы были найдены тремя странствующими асами на морском берегу. Правда, в мифе он назван Лодуром, и специалисты до сих пор спорят, творческий ли это псевдоним Локи или самостоятельный персонаж.
Возможно, правы «эддоведы», считающие Локи мифологическим трикстером, проще говоря, плутом, чьи проделки вносят искрящуюся безуминку в глуповато-прямолинейный мир Асгарда, зачастую выставляя других богов не в лучшем свете. Возможно, правы их оппоненты, настаивающие на том, что «зловредный ас» – персонаж скорее трагический, чем комический. Дело в том, что, несмотря на весь присущий Локи хохмизм, основной цикл мифов о нем группируется вокруг невеселых тем.
Первая из них – гибель прекраснейшего из богов, Бальдра, сына Одина, олицетворявшего мир, свет и вообще всю ту немногую радость, что могли видеть в своей суровой жизни древние скандинавы. Фригг, супруга верховного бога Одина и мать Бальдра, взяла клятву со всех живых существ, что они никогда не нанесут вреда ее сыну. Все любили Бальдра, – и боги, и люди, и другие живые существа, все, кроме Локи. Чем Бальдр не угодил Локи, мифы не уточняют, но говорят, что зловредный ас нашел способ погубить благого бога с помощью безобидного побега омелы.
Потом он затеял перебранку с богами, едко их высмеяв. В ответ рассвирепевшие асы изловили доставучего собрата и люто с ним расправились. Локи прикрутили к прибрежным скалам кишками его собственного сына, а одна из обитательниц Асгарда подвесила над пленником змею так, чтобы жгучий яд из ее пасти капал ему на лицо. Больше всего в этой истории меня всегда поражала не свирепая жестокость «светлых» асов (их земные почитатели, викинги, еще не то выделывали), а неожиданная в таком повествовании пронзительная нота верности. Жена Локи, Сигюн, не покинула его в беде. Она сидит рядом с поверженным мужем и держит над ним чашу, в которую сочится змеиный яд. Правда, периодически приходится уносить и выплескивать наполнившуюся чашу, и в это время яд попадает на Локи. Он содрогается от боли, земля дрожит вместе с ним. А мы наивно полагаем, что землетрясение – это сдвиг тектонических пластов.
Но главное впереди. У жестокого мифа есть продолжение, и называется оно повестью о Рагнарек – конце мира. Локи освободится, уйдет на север, и вернется оттуда, ведя последний в истории земли корабль – Нагльфар с командой оживших мертвецов. Во главе целой армии монстров и призраков он вступит в последний бой с дружинами царя богов и людей Одина и погибнет в этой схватке, но с ним погибнут почти все его враги. Только дети асов останутся, чтобы возродить жизнь на небе и на земле. К ним присоединится Бальдр, который вернется из подземного царства.
Полный аватар
История об убийстве Бальдра и Рагнареке давно привлекала художников, поэтов, философов и просто любителей северного эпоса. После гомеровской Трои это, пожалуй, самое мощное, выразительное и волнующее повествование. Но то, что проглядывает за ним, еще мощнее и выразительнее. И намного неожиданнее, чем привычная схема «добро победило зло».
Ученых, равно как и поэтов, всегда смущала двойственная природа Локи. Вроде из рода великанов и вроде из рода богов. Вроде помогает богам советами, и вдруг, ни с того ни с сего, начинает с ними враждовать. В "Деяниях датчан" он выступает настоящим чудовищем, а «Младшая Эдда» говорит, что он прекрасен лицом.
Можно предположить, что существовали две версии мифа, которые, в конце концов, просто свалили в кучу, не затруднившись выстроить хоть какие-то логические связи. Возможно, и так. Известно, что скандинавы были великолепные воины и поэты, но никудышние теологи.
Но если обратиться к другим мифологиям, генетически родственным германско-скандинавской, то мы обнаружим нечто куда более интересное. Для этого нам придется сначала отправиться в Индию.
Нет в Индии человека, который не знал бы о Кришне. В Упанишадах он мудрец, в Махабхарате – бесстрашный воин, искусный политик и повелитель великого царства, во вставной поэме Махабхараты, Бхагавад-Гите – олицетворение бесконечности космоса. А в более позднюю эпоху – прекрасный пастушок, играющий на флейте, покровитель стад. Нет таких восторженных эпитетов, которыми не награждала бы Кришну философская, религиозная и литературная традиция Индии. И вдруг, среди этого хвалебного потока, мы сталкиваемся с неожиданными упоминаниями о… коварстве Кришны. Он преследует свои цели, столь же труднопостижимые, как участие Локи в убийстве Бальдра, искусно сталкивая противников, хитря и интригуя. Его имя («Кришна» переводится как «черный») вызывало порой весьма тревожные ассоциации и входило составной частью в имена и эпитеты разнообразных демонов. Возможно, тем, кто видел «мультипликационные» картинки с изображением Кришны и имеет такое же «мультяшное» представление о нем из очень поздних мифических «биографий», это покажется невозможным, но возьмите на себя труд прочитать Махабхарату целиком – убедитесь, что изначальный образ имеет мало общего с его кукольным поздним вариантом. Да и в этих поздних сказаниях сохранились представления о хитрости Кришны, правда, здесь она приобретает характер невинных детских забав, способных вывести из терпения разве что соседок по дому. Кришна являет себя истинным «богом озорства», как нередко именуют теперь Локи.
Чем больше их сравниваешь, тем больше находишь общих черт. Так же, как и Локи, Кришна находится на «перекрестке» мифологического социума. Первый происходит из рода великанов, но обитает среди богов, второй – царский сын, которого прячут от преследователей среди пастухов. «Не понять, какому сословию ты принадлежишь» – бросают Кришне враги. Точно так же неопределенна мифологическая «сословная принадлежность» Локи. Как и Локи, Кришна не всегда находится в мире с другими богами, вызывая порой их ярый гнев. Заметим еще, что Локи – единственный способный к развитию образ в целом статичной скандинавской мифологии. А об изменениях в «биографии» Кришны мы уже говорили, – и это тоже исключение в мифологии индуизма.
А теперь взглянем на берега Средиземного моря. Вот еще один покровитель плутовства – древнегреческий Гермес. Это на закате античного мира он будет олицетворять торговлю и все, что связано с удачей, изначально же Гермес – проводник душ умерших в подземное царство (а Локи, заметим, – отец хозяйки подземного мира Хель). Он – путешественник по мирам, великий знаток тайных знаний и незримых путей (а Локи теснейшим образом связан с магией и эзотерикой). Наряду с крылатыми сандалиями и волшебным жезлом Гермес обладает ожерельем Гармонии, приносящим в мир красоту и упорядоченность (а Локи похищает такое же ожерелье у богини красоты и любви Фрейи). В герметической традиции Гермеса называют «вселенский искрящийся дух» (а в датском языке lokke означает некое прозрачное, сверкающее существо).
Любопытные, однако, совпадения.
В скандинавских мифах проглядывают указания на то, что Локи – брат (если не брат-близнец) верховного бога Одина. Но, похоже, куда более близкими его родственниками оказываются персонажи с совсем другими именами.
Он хранит то, что скрыто
Пока знатоки спорят, наберемся нахальства и предположим, что за всеми тремя образами (на самом деле, их больше, но обо всех в одной статье не расскажешь) стоит одна великая, как дух, и ослепительная, как нимб над головой святого, идея. Когда-то, давно, люди подняли взоры к небу и увидели, что мир бесконечен. Они ощутили его цельность и, в то же время, изменчивость, его неподвластность разделению на «хорошо» и «плохо», на «так должно быть» и «так не бывает». И поняли, что у этой грандиозной картины есть автор – сила, не связанная материальными оковами, не дающая никому отчета, но движущая и поддерживающая все. Люди олицетворили эту силу, дали ей имя и попытались включить в пантеон привычных богов.
Но в том-то и дело, что нельзя привыкнуть к космосу. Идея бесконечности пугает и вызывает желание спрятаться. Изменчивость жизни рождает предположения о демоническом коварстве. А уж от догадки о том, что дух волен распоряжаться материей и не зависит от нее, и вовсе нападает икота. Это значит, что дух не заинтересован в жертвах, ритуалах и подношениях, его нельзя купить, он сам решает, как действовать. А ведь мы привыкли считать хорошим и добрым лишь того, кто отзывается на все наши просьбы, неважно какие и неважно как мы завоевали его расположение.
И люди отступили. С той же готовностью, с какой мы делаем это сегодня. Вселенский Бог превратился в вестника местечковых богов у греков, шаловливого пастушка индийских поэм и, наконец, «зловредного аса» скандинавов. Викинги, как всегда, отличились, не просто исказив изначальный образ, а изуродовав его. Морским разбойникам и профессиональным наемникам было особенно трудно принять то, что когда-то им открылось (не могло не открыться). Проще вернуться к человеческим жертвоприношениям в честь Одина и Тора, чем привыкнуть к тому, что дух не требует никаких жертв (Локи, к слову, они никогда не приносились). Нельзя купить – значит, надо убить. История Локи – это зафиксированная в мифах долгая цепь попыток убийства духа.
Простодушные скандинавы, они не знали, что подобные попытки не имеют смысла. Память сохранила то, что инстинкт требовал спрятать. На раннесредневековых каменных крестах в Англии можно увидеть изображение связанного Локи рядом со сценой Распятия. Может быть, резчики тоже пробовали что-то вспомнить, пытались взглянуть в глаза привязанного к скале пленника. А кто заглянет в них, увидит космос…
@темы: "Локи"
Как сейчас помню, книга по мифологии, что читалась в детстве, явственно повествовала, что Локи "поведёт огромный корабль, сделанный из ногтей мертвецов!"
Это значит, что дух не заинтересован в жертвах, ритуалах и подношениях, его нельзя купить, он сам решает, как действовать.
А ведь правда. Ни в одном источнике не упоминалось о жертвоприношениях Локи, хотя он официально был одним из 12 асов. Одину там, Тору, Тюру - полно.
В тему вышесказанного ещё вспомнился Утгард-Локи, владыка некоей страны волшебников в Митгарде. Интересно, с чем сей персонаж связан?
Как сейчас помню, книга по мифологии, что читалась в детстве, явственно повествовала, что Локи "поведёт огромный корабль, сделанный из ногтей мертвецов!"
Вишенка на торте - этот корабль будет так тяжел, что вода его не выдержит, да и воды не будет, она вся замерзнет в Фимбульветр, Великую Зиму. Поэтому корабль потащат по льду, подкладывая под него бревна, как варяги "катали" свои корабли, если на реке встречались мель или пороги.
В тему вышесказанного ещё вспомнился Утгард-Локи, владыка некоей страны волшебников в Митгарде. Интересно, с чем сей персонаж связан?
Напрямую с Локи) В "Деяниях датчан" Саксона Грамматика упоминается Утгардилокус - Локи, изгнанный асами в Утгард. Стеблин-Каменский считает, что это более древний вариант мифа по сравнению с эддической историей о Торе, путешествующем в Утгард. То есть, реконструкция примерно такая: асы изгнали Локи, Локи ушел в Утгард, стал его повелителем и, неузнанный, испытывает пришедшего к нему Тора. Но, поскольку скандинавская мифология дошла до нас в "осколочном" виде, то и эту историю мы знаем теперь в сильно измененном виде: новые лпасты наслоились на старые, возможно, в древний миф "впаялись" фрагменты других преданий, и Локи оказался в этом мифе аж в трех ипостасях: Утгарда-Локи, Логе и собственно Локи.
Но в том мифе рассказывалось об испытаниях, пройденными (хоть и не успешно) путешествовавшими туда Тором, Локи и юношей по имени Тьяльви.
Но в том мифе рассказывалось об испытаниях, пройденными (хоть и не успешно) путешествовавшими туда Тором, Локи и юношей по имени Тьяльви.
Строго говоря, испытания, которые совсем неуспешно проходят Локи и Тьяльви, должны оттенять успешное преодоление испытаний Тором. Такой контраст - слуги не справились, хозяин смог. Локи в дошедшем до нас варианте мифа, хоть и не назван слугой Тора, но фактически выполняет эту роль, недаром он там почти уравнен с Тьяльви. А вот в более древней версии Локи - тоже хозяин, владыка своего мира, и эта оппозиция двух равных противников представляется мне весьма убедительной.
~Lady_Loki~,
на здоровье
сорь, я не оч понял - это ваш текст?
blueberry owl, Ни в одном источнике не упоминалось о жертвоприношениях Локи, хотя он официально был одним из 12 асов. Одину там, Тору, Тюру - полно.
Если вам не сложно, я хотел бы попросить у вас список источников.
Муравьиный лев, успешное преодоление испытаний Тором.
Так Тор тоже там облажался же, разве нет?
она меня убедила, что у каждого свой ЛОки
будем его любить в любом виде и состоянии
В твердом, жидком и в газообразном!
прастити =)Утгарда-Локи говорит Тору: "на самом деле, чудо тогда совершилось, которое я никогда не счел бы возможным: ведь другой конец рога был в море, а ты и не заметил. Выйдя к морю, ты увидишь, сколько ты выпил в нем воды. Теперь это зовется отливом".
"Мне показалось достойным не меньшего удивления и то, что приподнял ты кошку. Правду сказать, были напуганы все, кто видел, что приподняла она лапу"
Смысл говорить все это Тору, если Утгарда-Локи не видит в этом чего-то действительно достойного внимания? По сути, Тор испытания выдержал: миссия была однозначно невыполнимая, но он добился хотя бы определенных результатов в ее выполнении.
iolly,
да, это мой текст.
Насчет источников про жертвоприношения Локи: вопрос, скорее, в отсутствии упоминаний о жертвоприношениях в общедоступных источниках. Но, кстати, если вы или кто-то из ваших знакомых владеете исландским, то можете попробовать списаться с Институтом исландских исследований. Вот ссылка на сайт этого учреждения.
www.arnastofnun.is/
Подозреваю, что можно написать и на английском. Несколько лет назад среди моих знакомых на дайри витала идея написать коллективное письмо и задать специалистам института этот же вопрос о жертвоприношениях, о генезисе Локи и много чего еще.
Еще могу посоветовать дневник alwdis (А.Л.Баркова), она занимается мифологией и шаманизмом. В Сети мне попадались ссылки на ее работы именно в связи с темой Локи. Не знаю, насколько у нее есть время на дискуссии (на мои вопросы для ФБ она не ответила именно из-за нехватки времени) , но поспрашивать-то можно) Тем более, в комментариях в дневнике отвечать по-любому быстрее и легче, чем готовить формальное интервью.
trollkvinne,
спасибо вам, что напомнили)
HaGira,
именно.
iolly,
главное, не слишком беспокоиться, что у других людей может
случайнооказаться другая точка зрения)отсутствии упоминаний о жертвоприношениях в общедоступных источниках.
Собственно, мне интересно, каковы эти «общедоступные источники»? Можно попросить хотя бы примерный список?
О жертвоприношения остальным что говорят кстати?
За ссылку спасибо, я вряд ли буду туда писать; мне скорее интересны современные скандинавские верования, связанные с Локке как хранителем огня и все такое прочее, нежели исторические исследования ( которых, как я понял, все равно настолько мало, что вряд ли о чем-то можно говорить с уверенностью)
Альвдис знаю, спасибо, но насколько я помню, она тоже не по языкам, и у неё знания на эту тему несколько общего плана.
На тему наличия других точек зрения не беспокоюсь, правда, не понял, к чему это)
просто подумал, что вы либо сами владеете языками (упоминание о том, что значит слово на датском языке, смутило и заставило предполагать), либо у вас есть доступ к какой-то малоизвестной информации, мало ли
Языками не владею (вспомнила фильм "Чапаев": "Ну, а в мировом масштабе?"
northern.thesaurusdeorum.com/lokistudy/I12
так ее в упор не видят даже локианцы! - не то, что просто фанаты Локи. Здесь проблема не столько в недостатке информации, сколько, может быть, в недостатке внимания к именно научному материалу, он кажется скучным, нудным и малопонятным (поймите правильно, я не конкретно вам адресую, просто размышления по проблеме информативности в целом). А так, при наличии здоровья и свободного времени (чего у меня, увы, уже нет) много чего интересного можно поднять.
Собственно, мне интересно, каковы эти «общедоступные источники»? Можно попросить хотя бы примерный список?
Общедоступные источники для меня это:
- тексты эдд и примечания к ним;
- статьи Стеблин-Каменского (чуть ли не единственный наш исследователь скандинавской литературы и мифологии) и те немногие работы западных ученых, которые переведены на русский язык (полностью читала только упомянутую статью Ольрика, других - в цитатах по интернету). Ольрик, кстати, упоминает, что Локье норвежские хозяйки жертвовали молочные пенки, кидая их в огонь домашнего очага, но здесь трудно установить грань: приносились жертвы именно асу Локи или духу домашнего очага.
- третий и наиболее доступный сейчас вид источников - статьи в интернете, которые я искала просто по тегам "Локи". Из всего найденного могу сказать, что встречала только упоминания о лофиях (локиях), НО - их упоминают неоязычники или энтузиасты, пользующиеся не всегда проверенной информацией. Насколько достоверно все, что связано с лофиями, непонятно. Опять же, непонятно, лофии - это магический талисман или реально жертва Локи. Информация о них очень противоречива.
Насчет жертв другим богам: Одину приносили в жертву крупных животных (лошадей, быков) и людей. Но, опять же, дать список источников не смогу. Я поэтому и советовала обратиться к Альвдис: поскольку она работает с научными источниками, лучше было бы получить эту информацию у нее. Она может не знать исландский, но кто и что писал по теме скандинавской мифологии, она всяко знает лучше любого из нас)) А я, если нагуглю какую интересную информацию о жертвоприношениях у скандинавов, дам знать) Тем более, давно этой темой не занималась.
На тему наличия других точек зрения не беспокоюсь, правда, не понял, к чему это)
О, это моя хроническая усталость от троллей и холиваров на пустом месте, "история болезни" начинается аж в 12-м году. Извините, если что, здесь никаких наездов) Просто слишком часто бывали нарушения личных границ, вот иногда и перестраховываюсь. А так - всегда рада возможности поговорить за Локи)
Тысяча благодарностей и поцелуев за статью!
Это как раз то, и о том, что было нужно!
десь проблема не столько в недостатке информации, сколько, может быть, в недостатке внимания к именно научному материалу
Возможно. Просто мне как раз удобней и привычней иметь дело именно с научным материалом и научными статьями, а не с пересказами, когда непонятно что и непонятно откуда взято... бесит =) А тут все ок: "такая-то фраза засвидетельствована там-то и тогда-то", точная цитата на языке. перевод... Ляпота! )))) Статья, конечно, столетней давности, но. интересноеще в таком же духе, но поновее)
А так, при наличии здоровья и свободного времени (чего у меня, увы, уже нет) много чего интересного можно поднять.
Да это-то понятно.... но, увы, со временем у меня тоже сильно не очень, так что приходится искать, где дают
Ольрик, кстати, упоминает, что Локье норвежские хозяйки жертвовали молочные пенки, кидая их в огонь домашнего очага, но здесь трудно установить грань: приносились жертвы именно асу Локи или духу домашнего очага.
В случае, когда Локке - ипостась Локи, вопрос становтся чисто номинальным.
Если что, меня интересует еще тема, когда и как стали ассоциировать Локи именно с огнем и вся эта связка Локи-Логе (Локи-Лодур до кучи, ибо и то, и другое в контексте древности неочевидно вроде как).
А Ольрик - вещь, надо будет погуглить. Ток не вижу там, как оно по аглицки пишется).
А так - всегда рада возможности поговорить за Локи)
Тогда вот конкретно к тому вопросу: почему с вашей точки зрения Тор там выиграл в отличие от остальных двух?
Насчет Альвдис ок, убедили, только подумаю, как сформулировать запрос.
Если что, я в этой теме только чуть более полугода, и ни в каких давних холиварах не участвовал.
Муравьиный лев, Общедоступные источники для меня это:
- тексты эдд и примечания к ним;
Вот про источники тех времен помимо эдд и саксона грамматика там же немецкий эпос еще какой-то был, где вотан и все дела?
вам тоже спасибо за то, что тему подняли)
Поновее пока ничего указать не могу, увы((
Насчет жертв, сразу отыскались (по старой памяти) две цитаты.
Первая: "За исключением упоминания Logabore рядом с Воданом (Одином) и Донаром (Тором) в древнегерманской рунической надписи 6-7 вв, нет никаких следов культа Локи или какой-либо его роли в мифологии континентальных германцев. Нет культа Локи и в Скандинавии". Е.Мелетинский "Локи" в "Мифы народов мира" (т.2).
Вторая: "Локи, который наделен личной индивидуальностью, пожалуй, больше всех остальных персонажей эддических мифов, несомненно никогда не был объектом религиозного культа". М.Стеблин-Каменский. "Личность в эддических мифах". Ксатти, эта статья очень интересная, хотя несколько трудная для восприятия: мысль автора скачет аки резвый конь, не успеваешь понять, где он уже перешел от одного к другому)
Насчет Тора... В этой истории акцент не на том, что Тор не выполнил эти задания до конца, а на том, что он выполнил их хотя бы частично, ведь даже частично (об этом говорит сам Утгарда-Локи) их невозможно было выполнить. Хотя, кстати, вот сейчас я думаю, а не является ли вся хвалебная ода, которую Утгарда-Локи произносит в честь Тора, и весь этот упомянутый акцент позднейшей вставкой? Когда надо было поднять престиж "хорошего" бога, сильно уроненный в старом и хорошо известном мифе. Ведь сама эта история известна нам в единственном варианте - пересказе Снорри, а он мог отредактировать оценку персонажей в соответствии с собственными взглядами.
Как жаль, что почти все наследие скандинавов дошло в единичном экземпляре.
практически единственный континентальный источник, где упоминается Водан - это 2е Мерзебургское заклинание (Phôl ende Wuodan fuorun zi holza "Фоль и Водан поехали в лес"). а, ну и ещё есть Саксонская крестильная клятва, где перечисляются Боги, от которых надо отрекаться - вот там тоже есть Тор и Водан. Короче, плохо с сохранившимися континентальными текстами про германских Богов, т.к. письменность появилась сильно после христианизации.
а про Водана в шлеме с
ушамикрыльями это всё Вагнер придумалтут гораздо интереснее, что в "Эдде" отражается гораздо более ранний срез представлений (и мифологических, и социальных). т.е. "Нибелунги" - это тот же сюжет, что "Сага о Вёльсунгах", но только там про рыцарей, а "СОВ" - про условных викингов
добавить нечего, кроме как ППКС)
iolly,
относительно немецкого эпоса и Вотана — здесь сильно Вагнер народ попутал. Ибо как первая мысль, возникающая у слушателя его опер, что раз он немецкий композитор, то опирался, соответственно, на немецкий эпос. Между тем, материал для опер Вагнер брал из эдд, "редактируя" его в соответствии с собственными взглядами и общей концепцией романтизма. А как раз в том немецком эпосе, что до нас дошел — "Песни о Нибелунгах" — ни Вотан, ни Логе, ни прочие боги не помянуты ни разу.