Ангрбода, великанша, родившая от Локи волка Фенрира, змея Ёрмунганда и владычицу мертвых Хель — весьма загадочный персонаж.
В пересказах и изложениях скандинавских мифов она обычно предстает старухой. На деле все несколько запутаннее. "Прорицание вёльвы" действительно говорит о некоей старухе в Железном Лесу, породившей Фенрира род, но не называет ее по имени. Также не сказано, что она родила вдобавок Змея и Смерть. В "Видении Гюльви" Снорри Стурлусона она названа по имени, перечисляются ее дети, рассказывается их история, но не говорится, что Ангрбода стара. Тем не менее, образ
старой колдуньи укоренился, по крайней мере, в сознании позднейших пересказчиков мифов, будь то краснобай с дальнего исландского хутора или просветитель XVIII — XIX веков в Копенгагене.
Почему все-таки — старуха? Предполагалось, что Локи так неразборчив? Или получил предложение, от которого нельзя отказаться (в очередной раз попал в плен)? Видимо, и то, и это, — но ни то, ни это не было главным.
Если попытаться связать из обрывков нитей эту историю, то неожиданно придется провести параллель между Локи и... Иваном-царевичем. Но начнем все же, с Ангрбоды и ее возраста.
читать дальшеАнгрбода стара, так как именно со старостью в мифологическом сознании отождествляется мудрость. Мудрость, в свою очередь, отождествляется с колдовством, ведовством, ворожбой (а еще с хитростью и коварством). Мифологическое сознание вообще нередко ставит знак равенства между старостью и колдовством (то есть, каждый старик, каждая старуха — колдуны по определению). Если при этом старики с равным успехом могут быть как злыми колдунами, так и добрыми волшебниками, то "бабки" обычно именно колдуют, то есть занимаются вредоносной магией.
Колдовство неразрывно связано со смертью (в конце концов, главная его задача — извести, уничтожить кого-либо). Старость в мифологическом сознании тоже неразрывно связана со смертью, более того, она носит смерть в себе (увядание тела — признаки приближения смерти, присутствия смерти). Кстати, это довольно актуальная проблема и для нынешнего времени (неприятие пожилых людей отчасти диктуется законами традиционного мышления), но ее обсуждение не входит в задачи данного поста.
В задачи поста входит обратить внимание читателя на особенности персонажа. Я уже писала о феномене мифологической смерти. Так вот, старость Ангрбоды так же метафизична, как и "смерть" Вейдера. "Мертвый" в мифологическом смысле Вейдер оказывается живее всех живых. "Старая" Ангрбода вполне подходит для роли любовницы, жены и матери. Понятие старости перенесено на нее как понимание иного бытия, противопоставленного бытию привычному, повседневному. Будучи старухой "по сути" (то есть, носительницей смерти и колдовства), не обязательно является ею "по форме" (читали средневековые дальневосточные истории, где красавица на самом деле лиса, а то и вовсе мертвец?).
Что несомненно — и по сути, и по форме Ангрбода принадлежит хтоническому, подземному миру (другими словами, опять — миру мертвых). Старуха из "Прорицания вёльвы" обитает в Железном Лесу. Лес древним человеком мыслился как граница между мирами живых и мертвых. Обитательница Железного Леса — проводник между мирами. Как Баба-Яга из русских сказок, которая тоже обитает в глухом лесу, стара и, мягко говоря, недружелюбна. И вот тут мы возвращаемся к началу наших рассуждений: Локи в этой истории отчасти является параллелью Ивану-царевичу. Оба попадают в волшебный лес, пограничье между мирами, оба должны вступить в контакт с сильным и опасным существом женского рода... дальнейшее развитие событий определяется типом персонажа. Герой победит колдунью, трикстер найдет другие подходы и в результате окажется отцом троих детей. Один из которых, между прочим, змей.
Здесь снова обращаем внимание, что Ангрбода — великанша. Кого напоминает великанша? Гору. Гора посреди леса — еще один устойчивый мифологический символ, связанный с путешествием героя в загробном мире. И вот теперь — какое отчество у Змея в русских сказках? Правильно, Горыныч. Рожденный горой. Матчество у него, а не отчество.
Змей Ёрмунганд тоже Горыныч, он рожден "горой"-великаншей. И оказывается братом не только Горынычу, но и хеттскому Улликумми (почитайте его историю, невероятно интересный персонаж!), и ряду других индоевропейских мифических существ.
Интересно, что Ангрбода порождает еще и волка — зверя, тесно связанного с инициациями. Старухи, старые женщины в родовом обществе играют активную роль в проведении инициаций. Недаром исследователи русских сказок полагают, что Яга, сажающая мальчика Иванушку в печь — воспоминание о ритуале посвящения то ли родовым духам-богам, то ли в члены рода-общины. В общем, посвящения, в ходе которого ребенок "перепекался" во взрослого и полноправного мужчину. В ритуалах инициации других народов мальчиков "перепекает" (точнее, съедает) волк, "выплевывая" назад мужчин. "Фенрира род" весьма успешно выполнял функцию посвящения. Что логично, если происходишь от таких родителей.
Мифология вообще увлекательная тема)
Mary-Vigadel,
образ, скорее, не вышел, а был, и был давненько (тысячелетий сколько-то), но интересный, да))