Демон? Это ваша профессия или сексуальная ориентация?
В мифах, как мы помним, Локи появляется в разных обликах, в том числе, в облике сокола (заметим, что в муви-версии у него не только острые черты лица, но и от фильма к фильму все более «летящие» движения, что тоже напоминает о птичьей его ипостаси).
Однако принимать облик сокола по своему желанию Локи не может. Оперение он одалживает у Фрейи (изредка упоминается Фригг). Эта связь с женским божеством, представляющим Богиню-Мать, рождает другую, несколько неожиданную связь Локи с мифологическим типом умирающего и воскресающего бога.
В самом деле, все подобные божества так или иначе соотнесены с богинями, так или иначе страдают от вмешательства женского начала в свою судьбу. Таммуз и Аттис гибнут по воле своих бессмертных и всемогущих любовниц, Сиявуша оклеветала женщина, в чертах которой нетрудно усмотреть стертые черты богини любви – прикованный Локи мучается от яда змеи, которую подвесила над ним Скади.
Конечно, одной этой параллели мало. Но давайте вспомним, что является самой характерной чертой умирающего и воскресающего бога. Правильно, смена времен года. Бог в преисподней – в мире зима, бог вышел из преисподней – начинаются весна и цветение. Так вот, как ни странно, но Фимбульветер, Зима Великанов, приходит оттого, что Локи прикован. Находясь на воле, он контролирует хаос, «вбрасывая» его чуть большими или чуть меньшими порциями в разное время и разные миры. Где-то это вызывает обновление без отягчающих последствий. Где-то миры изрядно встряхивает, но в целом обходится без глобальной катастрофы. А вот отсутствие в мире прикованного бога хаоса приводит к хаосу настоящему. Рушатся самые устои мира, и нет возможности что-либо исправить, остается лишь дорушить рушащееся и строить новый мир на пепелище. Вернувшийся во главе армии мертвецов Локи как раз и выполняет эту задачу – ценой своей гибели и гибели асов старшего поколения. Его возвращение из плена отнюдь не похоже на приход весны, но без этого возвращения весна – прекрасный новый мир с вновь найденными золотыми тавлеями – в принципе не наступит.
Можно ли на этом основании причислить Локи к умирающим и воскресающим богам? Нет, конечно. Классического бога растительности скандинавская мифология не знает (Бальдр к этому типу божеств не относится). Но какое-то отношение к кругу представлений о цикле смерти и воскресения Локи, безусловно, имеет. Какое? Этого мы не знаем. И не узнаем до тех пор, пока не ответим на вопрос, откуда Локи пришел к скандинавам.
Однако принимать облик сокола по своему желанию Локи не может. Оперение он одалживает у Фрейи (изредка упоминается Фригг). Эта связь с женским божеством, представляющим Богиню-Мать, рождает другую, несколько неожиданную связь Локи с мифологическим типом умирающего и воскресающего бога.
В самом деле, все подобные божества так или иначе соотнесены с богинями, так или иначе страдают от вмешательства женского начала в свою судьбу. Таммуз и Аттис гибнут по воле своих бессмертных и всемогущих любовниц, Сиявуша оклеветала женщина, в чертах которой нетрудно усмотреть стертые черты богини любви – прикованный Локи мучается от яда змеи, которую подвесила над ним Скади.
Конечно, одной этой параллели мало. Но давайте вспомним, что является самой характерной чертой умирающего и воскресающего бога. Правильно, смена времен года. Бог в преисподней – в мире зима, бог вышел из преисподней – начинаются весна и цветение. Так вот, как ни странно, но Фимбульветер, Зима Великанов, приходит оттого, что Локи прикован. Находясь на воле, он контролирует хаос, «вбрасывая» его чуть большими или чуть меньшими порциями в разное время и разные миры. Где-то это вызывает обновление без отягчающих последствий. Где-то миры изрядно встряхивает, но в целом обходится без глобальной катастрофы. А вот отсутствие в мире прикованного бога хаоса приводит к хаосу настоящему. Рушатся самые устои мира, и нет возможности что-либо исправить, остается лишь дорушить рушащееся и строить новый мир на пепелище. Вернувшийся во главе армии мертвецов Локи как раз и выполняет эту задачу – ценой своей гибели и гибели асов старшего поколения. Его возвращение из плена отнюдь не похоже на приход весны, но без этого возвращения весна – прекрасный новый мир с вновь найденными золотыми тавлеями – в принципе не наступит.
Можно ли на этом основании причислить Локи к умирающим и воскресающим богам? Нет, конечно. Классического бога растительности скандинавская мифология не знает (Бальдр к этому типу божеств не относится). Но какое-то отношение к кругу представлений о цикле смерти и воскресения Локи, безусловно, имеет. Какое? Этого мы не знаем. И не узнаем до тех пор, пока не ответим на вопрос, откуда Локи пришел к скандинавам.
А Фрейр не за это отвечал?
под классическим я имела ввиду бога растительности, который умирает и воскресает снова. Кроме того, Фрейр не является сугубо богом растительности или плодородия: в его ведении находятся еще летнее тепло и летнее солнце, а также мир и согласие между обитателями разных миров - понятия, хоть и связанные с плодородием, но не напрямую.
lissa23,
спасибо)
Немного не поняла этот момент. Зима Великанов приходит вслед за Рагнареком, когда волк пожирает солнце. То есть, я так понимаю, зима приходит как раз, когда Локи вырывается на волю, чтобы принять непосредственное участие в Рагнареке.
Поясните... =)
в Старшей Эдде ("Речи Вафтруднира") и Младшей Эдде ("Видение Гюлтви") говорится, что трехгодичная Зима Великанов предшествует битве асов с армией Локи. Локи в это время еще скован (как земля скована стужей). Распри между родичами и нарушение устоявшихся норм, которые нарастают перед концом света, тоже приходятся на время плена Локи. Выход Нагльфара из хель - это уже одна из завершающих стадий гибели мира.
В "Прорицании вёльвы" дана другая последовательность: Фимбульветер приходит вслед за Последней Битвой. Но неясно, насколько можно верить последовательности пророчества: шаман или прорицатель не обязательно видит события в хронологическом порядке. Куда логичнее предположить, что лютая стужа предшествует гибели старшего поколения богов, а не следует за ним (хотя бы потому, что после Последней Битвы наступает золотой век, и как-то уж очень трудно представить, что он начнется с такой природной катастрофы). Предпочтение первой версии я отдаю еще по одной причине: "Речи Вафтруднира" старше "Прорицания вёльвы" и, в отличие от последнего текста, принадлежат к категории "языческого учебника": по таким песням ученики жрецов усваивали сакральное знание.
ППКС!
smile of Cheshire cat,
рада, если смогла помочь)
Я тоже замечала противоречия по поводу Рагнарека.
Скандинавская мифология в целом противоречива - по большей части это не цельные истории, а фрагменты разных, порой уже утерянных, мифов, склеенные в сюжет, который может очень далеко отстоять от первоисточника. У меня были посты на эту тему. Сейчас поищу ссылку на пост о Бальдре.
вот, ловите!)
hvedrung9.diary.ru/p188672400.htm
это основная форма поэзии скальдов - песня, восхваляющая военные подвиги. Поскольку драпа - воинственный жанр, возникла традиция писать их на боевых щитах. Интересно. что в драпе не рассказывается о событиях, а просто перечисляются имена-кеннинги того, кого прославляют, и основные события (битвы, походы), в которых он участвовал. Но при этом у драпы существует строгий размер и ритм и божеупаси их нарушить (так что, мой заголовок очень условен, тут ни размера, ни ритма, увы
тебе спасибо за интерес! Скальдическая поэзия - очень интересная тема))
а вот да, отфоткай! И сделай о них пост) Интересно же!
тогда подождем, пока заберешь)