Демон? Это ваша профессия или сексуальная ориентация?
Локи универсален как любой мифологический персонаж. Плут, соблазнитель, пройдоха, чужак, неунывающий искатель приключений на пятую точку, вездесущий и везде-сующий-нос пособник и посредник, нарушитель норм и условностей, сценарист и режиссер Рагнарёка и внезапно "богоборец" по образцу персонажей кавказского эпоса - любой из этих аспектов Локи так многократно увязан с архе- и психо- типами, мифологическими и литературными сюжетами, богами и героями других времен и народов, что выражает именно универсальность человеческих представлений о природе вещей.
Вместе с тем, именно Локи - наиболее индивидуализированный персонаж скандинавского "пантеона". В этом универсальном образе предельно резко и выраженно проявилось осознание личности и стремление ее вырваться из пут родового сознания. Именно поэтому Локи - нарушитель норм, ибо тот, кто осознает себя личностью, неизбежно не вписывается в привычные устои поведения.
Одной из самых характерных черт индивидуальности является принадлежность стихии смеха. Локи осмеивает других и сам подвергается осмеянию; он - единственный из асов, кто не боится предстать в обществе в смешном и даже ошарашивающем виде (миф о том, как рассмешили Скади). Ирония и самоирония придают Локи незабываемый и неповторимый колорит, резко выделяя из среды других персонажей скандинавской мифологии.
Замечу, кстати, что характером в нашем понимании, неповторимостью мышления и поступков обладают всего три аса: Один, Тор и Локи. Все трое так или иначе связаны со смеховой культурой и травестией как ее составной частью (Один занимался женским колдовством на острове Самсё, Тора переодевали в женское платье, Локи тоже одевался в женский наряд, сопровождая Тора в "Песне о Трюме", более того, Локи вообще умеет изменять пол).
Но наиболее ярко и колоритно индивидуализирован все же Локи - и в силу трикстерской природы, и в силу своего положения чужака (чужаку позволено то, что "свой" делать ни в коем случае не должен). С точки зрения скандинавов раннего средневековья, живших устоями общины, достоинство весьма сомнительное, с точки зрения современного читателя "Эдд" - несомненное.
Вместе с тем, именно Локи - наиболее индивидуализированный персонаж скандинавского "пантеона". В этом универсальном образе предельно резко и выраженно проявилось осознание личности и стремление ее вырваться из пут родового сознания. Именно поэтому Локи - нарушитель норм, ибо тот, кто осознает себя личностью, неизбежно не вписывается в привычные устои поведения.
Одной из самых характерных черт индивидуальности является принадлежность стихии смеха. Локи осмеивает других и сам подвергается осмеянию; он - единственный из асов, кто не боится предстать в обществе в смешном и даже ошарашивающем виде (миф о том, как рассмешили Скади). Ирония и самоирония придают Локи незабываемый и неповторимый колорит, резко выделяя из среды других персонажей скандинавской мифологии.
Замечу, кстати, что характером в нашем понимании, неповторимостью мышления и поступков обладают всего три аса: Один, Тор и Локи. Все трое так или иначе связаны со смеховой культурой и травестией как ее составной частью (Один занимался женским колдовством на острове Самсё, Тора переодевали в женское платье, Локи тоже одевался в женский наряд, сопровождая Тора в "Песне о Трюме", более того, Локи вообще умеет изменять пол).
Но наиболее ярко и колоритно индивидуализирован все же Локи - и в силу трикстерской природы, и в силу своего положения чужака (чужаку позволено то, что "свой" делать ни в коем случае не должен). С точки зрения скандинавов раннего средневековья, живших устоями общины, достоинство весьма сомнительное, с точки зрения современного читателя "Эдд" - несомненное.
А можно поподробней про Локи соблазнителя? Я правильно понимаю, что имеется в виду соблазнение дам, а не провокационные акции в отношении асов и пр.?
Отчего бы нет?
Имандри
имеется в виду соблазнение дам, а не провокационные акции в отношении асов и пр.?
Да, именно это)) А о соблазнении дам сам Локи охотно рассказывает в "Перебранке"
Например, он говорит, обращаясь к Скади:
читать дальше
Как же жаль, что подробности его любовных побед сгинули в веках(( Впрочем, я готова поверить, что скандинавы-таки не романтики, им действительно могло хватить самого факта связи, без деталей.
Еще раз спасибо!
Спасибо вам, что прочитали
Он не богоборец в прямом смысле, но в "Перебранке" он откровенно противостоит асам. Его как и классических кавказских богоборцев приковывают к скале/камню, освобождение должно совпасть с концом света, а приковыватель - разгневанные боги/бог.
Ну, и вот на сладкое отрывок из интересного исследования "Культурный герой: черты и функции":
читать дальше
нууу... кмк, здесь он тоже как трикстер выступает (всех подъ... подкалывает ), а не как богоборец.
Все претензии к исследователям Список исследователей можно найти без труда. Вот хотя бы Е.Мелетинский: "Героическое богоборчество Прометея и страшное наказание его богами греческого Олимпа весьма близко напоминают богоборчество Локи, повлекшее аналогичную месть скандинавских богов. Любопытно напомнить, что и Сырдон, хотя сам он не выступал богоборцем, подстрекал нартов к борьбе с богами. В отличие от Сырдона, Локи действует среди богов (хотя богов, совершенно очеловеченных и ставших почти полностью объектом поэзии). Поэтому в той мере, в какой скандинавский олимп является изображением человеческого патриархального рода, Локи осуждается как сеятель раздоров, нарушитель общественной гармонии; в той мере, в какой речь идет все же о богах, вера в которых подорвана (они сами подчинены силам судьбы и обречены на гибель), Локи - носитель иронии и скепсиса по отношению к ним, оказываясь комическим вариантом богоборца-Прометея" (Е.Мелетинский. "Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика").
Стеблин-Каменского почитай, у него есть схожие взгляды. Зарубежных исследователей называть уже не буду, гугель нам в помощь)
Дело в том, что ты предполагаешь трикстера и богоборца как персонажи абсолютно не пересекающиеся. А ведь их черты вполне могут уживаться в одном герое.
Имандри
ППКС!