Демон? Это ваша профессия или сексуальная ориентация?
Предупреждение: статья основана исключительно на материале IV, V и VI эпизодов «Звездных войн» и не рассматривает сюжет приквелов.
То, что у Дарта Вейдера в Оригинальной трилогии есть цель, очевидно. Ему не откажешь в эмоциональности, но он умеет видеть дальше своих привязанностей. К началу трилогии он проделал слишком долгий путь, чтобы удовлетвориться ролью исполнителя, и слишком много отдал, чтобы не желать ничего взамен. Потеряв семью и прежнего себя, Вейдер продолжает жить, и жить активно – самое убедительное доказательство наличия цели, точнее, сверхцели, сводящей в единое целое Энакина Скайуокера, Дарта Вейдера и Призрак Силы.
читать дальшеПризрак Силы обычно игнорируют. Поборники справедливости, вскормленные молоком приквелов, возмущены «незаслуженным» бессмертием Энакина; сторонники «реализма» и «психологизма» ставят лолки на саму попытку вообразить союз Энакина, Оби-Вана и Йоды; любители мрачных финалов просто недовольны хеппи-эндом. Между тем Энакин как Призрак Силы играет куда более значимую роль, чем мажорная кода Оригинальной трилогии.
Исследователи «Звездных войн» не раз отмечали религиозный (вдобавок к мифологическому) контекст ОТ, вне которого само действие теряет смысл (см. любопытную статью Джона Капуто «Религия «Звездных войн»). Речь не о религии в традиционном понимании, не о призыве вспомнить старые культы или создать новый. Речь о признании некоей сверхреальности, выводящей мир за пределы повседневной рутины и задающей ему бесконечные глубину и высоту. Тот, кто знает о ее существовании, поставлен перед необходимостью постоянного выбора, ибо Сила диктует законы, которые невозможно безнаказанно нарушить.
Критерием выбора является цель. Цель Оби-Вана – торжество Светлой стороны Силы (ее проекцией «на земле» выступает Республика). Цель Императора – упрочить созданную Империю, сделав если уж не вечной, то ощутимо долговременной. Цель Люка… о цели Люка скажу позже, а пока вернемся к вопросу, какова же цель Вейдера.
Чтобы понять цель, нужно понять убеждения. Вейдер – убежденный теократ. Он не только знает о существовании силы, превышающей обычные представления о мире, но и активно взаимодействует с ней. Сила для него реальна, но эту реальность он воспринимает иначе, чем «коллеги» по двухцветному цеху. Оби-Ван, Йода, Император разделяют обычную, «материальную», и сверхобычную, «духовную», реальность. Оби-Ван не мечтает о республике джедаев; в Республике, за которую он борется, рядовой обыватель вряд ли вообще что-то будет знать о Силе. Император аналогично подходит к Империи. Ему не нужны легионы темных рыцарей – пусть будет один, а остальным Силой лучше не интересоваться, порядок в галактике обеспечат армия и технологии. Вейдер же относится к Силе не как к философско-нравственной доктрине или инструменту: он хотел бы совместить реальность Силы и реальность мира в одной точке. Имя ей – теократическое государство.*
То, что Вейдер думает о власти особого типа, подтверждает его призыв к Люку: «Будь со мной, и мы станем править галактикой, как отец и сын». Светское по характеру единоличное правление, будь то монархия, тирания, диктатура, не подразумевает подобной формулы: здесь власть переходит от предшественника к преемнику. Зато, например, в стране Кеми (Древний Египет, классический пример теократии) нередки были случаи, когда сын выступал соправителем отца. Бесспорна формальность такого соправления, но в глазах подданных правили именно «отец и сын». В мифологеме теократии (заметим, что теократия сама по себе есть мифологема) сын выступает не только наследником, но и воплощением силы отца, его молодости, способности «животворить».
Теократия воспринимается как наиболее архаичная форма правления (хотя, в действительности, военная демократия древнее*). Вейдер в черных доспехах и черном плаще тоже смотрится архаично на фоне бравых технократов. Примерно так смотрелся бы Великий магистр тамплиеров впереди бронетанковых войск. У него есть личный тай-файтер, но нет личного бластера. Оружие Вейдера – «из более цивилизованной эпохи», а в глазах окружающих оно принадлежит глубокой истории, и можно только воображать лица молодых имперских офицеров, гадающих, зачем Императору понадобилась эта вооруженная мечом статуя из средневекового собора (если только в ДДГ было средневековье).
Достойно внимания, что Вейдера, единственного, именуют лордом. Еще одна отсылка к теократической идее: в массовом сознании средневековый феодал и церковь (теократия) неотделимы друг от друга, и кинематограф вовсю использует это клише.
«Последний осколок древней религии», - говорит о Вейдере Таркин, и Таркин прав. Вейдер религиозен, но не так, как обычно представляют религиозность. Подобно тамплиеру, он верит в совмещение сакрального и профанного, в то, что Сила может стать основой государства.
Ради этой цели он начинает действовать задолго до событий IV эпизода. Материал ОТ позволяет выстроить альтернативную приквельной историю Энакина Скайуокера. Вера в возможность идеального царства и желание действовать в интересах этого идеала приводит Энакина к учителю-джедаю. Однако вскоре он убеждается, что джедаи не помощники в осуществлении теократической мечты: они сурово порицают саму идею не-коллегиального правления. Зато есть Император, который много знает о Темной стороне Силы, обладает исключительным могуществом и, судя по некоторым внешним признакам, не чужд теократической идее. К нему и приходит Энакин, предлагая свою службу и оставляя прежнее имя.
Не будет погрешностью против канона ОТ предположить, что Энакин на тот момент – счастливый отец, желающий связать судьбу своих детей с апофеозом теократии. Иными словами, он хочет, чтобы сын стал наследником царства Силы. Кто же возглавит царство? На этот вопрос нет однозначного ответа. Вполне возможно, Вейдер считал себя преемником Императора, но также легко предположить, что в таковом качестве он видел сына (и здесь на ум приходят «божественные» цезари с их практикой усыновления). Несомненно одно: довольно долгое время Вейдер служит Императору вполне искренно. Гибель семьи и превращение в полудроида упрочивают это положение, ибо теперь Вейдеру не остается буквально ничего, кроме его идеи.
Однако Император, видимо, колеблется в самом важном для Вейдера вопросе, и к началу IV эпизода отдает, наконец, предпочтение светской форме власти. Здесь необходима оговорка: «светская» и «теократическая» не есть «мягкая» и «жесткая», равно как не есть «толерантность» и «мракобесие». Военные диктаторы часто действовали куда более жестко, чем получавшие светскую власть князья церкви, и мракобесия при светских тираниях хватает с избытком, просто у него несколько иная форма. Речь о другом. Как ни парадоксально, но мистический Император приходит к выводу, что управлять обществом материалистов куда легче, чем духовным орденом галактического масштаба. Для Императора Сила – средство, с помощью которого можно упрочить и поддерживать власть, и он предпочитает, чтобы само знание об этом средстве принадлежало ему и его ученику, не более.
Для Вейдера, сравнивающего Силу с судьбой и понимающего, что она больше отдельно взятого человека (да и отдельно взятой галактики), Сила – цель. Темный лорд не собирается раздавать инструкции по применению Силы каждому встречному эвоку: здесь он солидарен с Императором (и, кстати, с Йодой). Но он верит: только государство, жители которого понимают, что все они, независимо от чинов и званий, подданные Силы, способно положить конец войнам, раздорам, мятежам. «Инциденты» вроде Альдераана еще больше укрепляют эту веру.
К тому времени, когда он узнает о Люке, Вейдер начинает разочаровываться в намерениях своего повелителя. Известие о том, что сын Энакина жив, заставляет его принять окончательное решение. Он предлагает Люку объединиться против Императора.
И вот тут обнаруживается нечто интересное. Люк готов скорее погибнуть, чем принять предложение, ибо Люк – за Светлую сторону и Республику. Только вот Республику он представляет точно так же, как его отец – Империю. Идеальное государство, живущее в соответствии с законами Силы. Общество как равновесие Силы. Люк Скайуокер – теократ ничуть не меньше, чем Дарт Вейдер. С одной поправкой: отпрыск, в отличие от родителя, не видит себя во главе «царства Божия на Земле». А вот бороться за него будет до последнего – так же, как его отец.
«Как его отец? – спросит читатель. – Вейдер не боролся до последнего за Империю, он ее разрушил». Да, он разрушил Империю, в которой давно начал разочаровываться, но жизнь-то продолжается. Жизнь Энакина Скайуокера как Призрака Силы. Как уже было сказано в начале, это очень важный для «Звездных войн» и отнюдь не однозначный образ.
Давайте вспомним сцену смерти Дарта Вейдера. Во многих источниках источниках пишут, что Вейдер раскаялся. Но разве он признает вину? Разве он просит у Люка прощения? Он лишь констатирует факт: «Ты был прав, Люк». Почему Лукас, которого упрекали в избытке сентиментализма, не вписал в предсмертные слова Вейдера ни одного «прости»?
Скорее всего, потому что Вейдер, в представлении Лукаса, суровый воин, идущий (вернемся к самому первому посту о милорде) сквозь чащу Тьмы к просветлению. Далее, он – человек судьбы, а такие персонажи никогда не просят прощения, даже понимая всю меру своих злодейств. И, наконец, третье – дважды порывая с прошлым, Вейдер ни разу не изменил своему идеалу. Он не нашел его (и не мог найти) в «земной» жизни. Но ничто не может помешать его поискам по ту сторону бытия.
И, возможно, когда-нибудь они увенчаются успехом. Потустороннее бытие в «Звездных войнах» отнюдь не статика. В нем есть возможность для чего угодно: исправления ошибок, искупления грехов и достижения цели – если эта цель напрямую связана с Силой.
* Для теократии требуется достаточно развитое и стабильное общество с определенными излишками ресурсов. Я сказала бы, теократия возможна лишь при определенном благополучии. На отдельно взятом Татуине возможно рабовладение, но не теократия: слишком нестабильный мир, слишком много времени уходит на обеспечение себя самым необходимым. А вот продумывать план теократической империи для всей далекой галактики с костяком в виде развитых систем, вполне реально.
* Многие активно не любят теократию, считая ее наиболее деспотичной из возможных форм государственного устройства. Это ошибочное мнение. Все, как всегда, зависит от условий, в которых создается и живет государство. Например, в теократической империи инков подданные «живого бога» чувствовали себя куда более свободно, чем крестьяне вполне светской Франции кануна Великой революции.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/9/0/4/2904263/84814047.jpg)
Для ЗВ-обзоров
То, что у Дарта Вейдера в Оригинальной трилогии есть цель, очевидно. Ему не откажешь в эмоциональности, но он умеет видеть дальше своих привязанностей. К началу трилогии он проделал слишком долгий путь, чтобы удовлетвориться ролью исполнителя, и слишком много отдал, чтобы не желать ничего взамен. Потеряв семью и прежнего себя, Вейдер продолжает жить, и жить активно – самое убедительное доказательство наличия цели, точнее, сверхцели, сводящей в единое целое Энакина Скайуокера, Дарта Вейдера и Призрак Силы.
читать дальшеПризрак Силы обычно игнорируют. Поборники справедливости, вскормленные молоком приквелов, возмущены «незаслуженным» бессмертием Энакина; сторонники «реализма» и «психологизма» ставят лолки на саму попытку вообразить союз Энакина, Оби-Вана и Йоды; любители мрачных финалов просто недовольны хеппи-эндом. Между тем Энакин как Призрак Силы играет куда более значимую роль, чем мажорная кода Оригинальной трилогии.
Исследователи «Звездных войн» не раз отмечали религиозный (вдобавок к мифологическому) контекст ОТ, вне которого само действие теряет смысл (см. любопытную статью Джона Капуто «Религия «Звездных войн»). Речь не о религии в традиционном понимании, не о призыве вспомнить старые культы или создать новый. Речь о признании некоей сверхреальности, выводящей мир за пределы повседневной рутины и задающей ему бесконечные глубину и высоту. Тот, кто знает о ее существовании, поставлен перед необходимостью постоянного выбора, ибо Сила диктует законы, которые невозможно безнаказанно нарушить.
Критерием выбора является цель. Цель Оби-Вана – торжество Светлой стороны Силы (ее проекцией «на земле» выступает Республика). Цель Императора – упрочить созданную Империю, сделав если уж не вечной, то ощутимо долговременной. Цель Люка… о цели Люка скажу позже, а пока вернемся к вопросу, какова же цель Вейдера.
Чтобы понять цель, нужно понять убеждения. Вейдер – убежденный теократ. Он не только знает о существовании силы, превышающей обычные представления о мире, но и активно взаимодействует с ней. Сила для него реальна, но эту реальность он воспринимает иначе, чем «коллеги» по двухцветному цеху. Оби-Ван, Йода, Император разделяют обычную, «материальную», и сверхобычную, «духовную», реальность. Оби-Ван не мечтает о республике джедаев; в Республике, за которую он борется, рядовой обыватель вряд ли вообще что-то будет знать о Силе. Император аналогично подходит к Империи. Ему не нужны легионы темных рыцарей – пусть будет один, а остальным Силой лучше не интересоваться, порядок в галактике обеспечат армия и технологии. Вейдер же относится к Силе не как к философско-нравственной доктрине или инструменту: он хотел бы совместить реальность Силы и реальность мира в одной точке. Имя ей – теократическое государство.*
То, что Вейдер думает о власти особого типа, подтверждает его призыв к Люку: «Будь со мной, и мы станем править галактикой, как отец и сын». Светское по характеру единоличное правление, будь то монархия, тирания, диктатура, не подразумевает подобной формулы: здесь власть переходит от предшественника к преемнику. Зато, например, в стране Кеми (Древний Египет, классический пример теократии) нередки были случаи, когда сын выступал соправителем отца. Бесспорна формальность такого соправления, но в глазах подданных правили именно «отец и сын». В мифологеме теократии (заметим, что теократия сама по себе есть мифологема) сын выступает не только наследником, но и воплощением силы отца, его молодости, способности «животворить».
Теократия воспринимается как наиболее архаичная форма правления (хотя, в действительности, военная демократия древнее*). Вейдер в черных доспехах и черном плаще тоже смотрится архаично на фоне бравых технократов. Примерно так смотрелся бы Великий магистр тамплиеров впереди бронетанковых войск. У него есть личный тай-файтер, но нет личного бластера. Оружие Вейдера – «из более цивилизованной эпохи», а в глазах окружающих оно принадлежит глубокой истории, и можно только воображать лица молодых имперских офицеров, гадающих, зачем Императору понадобилась эта вооруженная мечом статуя из средневекового собора (если только в ДДГ было средневековье).
Достойно внимания, что Вейдера, единственного, именуют лордом. Еще одна отсылка к теократической идее: в массовом сознании средневековый феодал и церковь (теократия) неотделимы друг от друга, и кинематограф вовсю использует это клише.
«Последний осколок древней религии», - говорит о Вейдере Таркин, и Таркин прав. Вейдер религиозен, но не так, как обычно представляют религиозность. Подобно тамплиеру, он верит в совмещение сакрального и профанного, в то, что Сила может стать основой государства.
Ради этой цели он начинает действовать задолго до событий IV эпизода. Материал ОТ позволяет выстроить альтернативную приквельной историю Энакина Скайуокера. Вера в возможность идеального царства и желание действовать в интересах этого идеала приводит Энакина к учителю-джедаю. Однако вскоре он убеждается, что джедаи не помощники в осуществлении теократической мечты: они сурово порицают саму идею не-коллегиального правления. Зато есть Император, который много знает о Темной стороне Силы, обладает исключительным могуществом и, судя по некоторым внешним признакам, не чужд теократической идее. К нему и приходит Энакин, предлагая свою службу и оставляя прежнее имя.
Не будет погрешностью против канона ОТ предположить, что Энакин на тот момент – счастливый отец, желающий связать судьбу своих детей с апофеозом теократии. Иными словами, он хочет, чтобы сын стал наследником царства Силы. Кто же возглавит царство? На этот вопрос нет однозначного ответа. Вполне возможно, Вейдер считал себя преемником Императора, но также легко предположить, что в таковом качестве он видел сына (и здесь на ум приходят «божественные» цезари с их практикой усыновления). Несомненно одно: довольно долгое время Вейдер служит Императору вполне искренно. Гибель семьи и превращение в полудроида упрочивают это положение, ибо теперь Вейдеру не остается буквально ничего, кроме его идеи.
Однако Император, видимо, колеблется в самом важном для Вейдера вопросе, и к началу IV эпизода отдает, наконец, предпочтение светской форме власти. Здесь необходима оговорка: «светская» и «теократическая» не есть «мягкая» и «жесткая», равно как не есть «толерантность» и «мракобесие». Военные диктаторы часто действовали куда более жестко, чем получавшие светскую власть князья церкви, и мракобесия при светских тираниях хватает с избытком, просто у него несколько иная форма. Речь о другом. Как ни парадоксально, но мистический Император приходит к выводу, что управлять обществом материалистов куда легче, чем духовным орденом галактического масштаба. Для Императора Сила – средство, с помощью которого можно упрочить и поддерживать власть, и он предпочитает, чтобы само знание об этом средстве принадлежало ему и его ученику, не более.
Для Вейдера, сравнивающего Силу с судьбой и понимающего, что она больше отдельно взятого человека (да и отдельно взятой галактики), Сила – цель. Темный лорд не собирается раздавать инструкции по применению Силы каждому встречному эвоку: здесь он солидарен с Императором (и, кстати, с Йодой). Но он верит: только государство, жители которого понимают, что все они, независимо от чинов и званий, подданные Силы, способно положить конец войнам, раздорам, мятежам. «Инциденты» вроде Альдераана еще больше укрепляют эту веру.
К тому времени, когда он узнает о Люке, Вейдер начинает разочаровываться в намерениях своего повелителя. Известие о том, что сын Энакина жив, заставляет его принять окончательное решение. Он предлагает Люку объединиться против Императора.
И вот тут обнаруживается нечто интересное. Люк готов скорее погибнуть, чем принять предложение, ибо Люк – за Светлую сторону и Республику. Только вот Республику он представляет точно так же, как его отец – Империю. Идеальное государство, живущее в соответствии с законами Силы. Общество как равновесие Силы. Люк Скайуокер – теократ ничуть не меньше, чем Дарт Вейдер. С одной поправкой: отпрыск, в отличие от родителя, не видит себя во главе «царства Божия на Земле». А вот бороться за него будет до последнего – так же, как его отец.
«Как его отец? – спросит читатель. – Вейдер не боролся до последнего за Империю, он ее разрушил». Да, он разрушил Империю, в которой давно начал разочаровываться, но жизнь-то продолжается. Жизнь Энакина Скайуокера как Призрака Силы. Как уже было сказано в начале, это очень важный для «Звездных войн» и отнюдь не однозначный образ.
Давайте вспомним сцену смерти Дарта Вейдера. Во многих источниках источниках пишут, что Вейдер раскаялся. Но разве он признает вину? Разве он просит у Люка прощения? Он лишь констатирует факт: «Ты был прав, Люк». Почему Лукас, которого упрекали в избытке сентиментализма, не вписал в предсмертные слова Вейдера ни одного «прости»?
Скорее всего, потому что Вейдер, в представлении Лукаса, суровый воин, идущий (вернемся к самому первому посту о милорде) сквозь чащу Тьмы к просветлению. Далее, он – человек судьбы, а такие персонажи никогда не просят прощения, даже понимая всю меру своих злодейств. И, наконец, третье – дважды порывая с прошлым, Вейдер ни разу не изменил своему идеалу. Он не нашел его (и не мог найти) в «земной» жизни. Но ничто не может помешать его поискам по ту сторону бытия.
И, возможно, когда-нибудь они увенчаются успехом. Потустороннее бытие в «Звездных войнах» отнюдь не статика. В нем есть возможность для чего угодно: исправления ошибок, искупления грехов и достижения цели – если эта цель напрямую связана с Силой.
* Для теократии требуется достаточно развитое и стабильное общество с определенными излишками ресурсов. Я сказала бы, теократия возможна лишь при определенном благополучии. На отдельно взятом Татуине возможно рабовладение, но не теократия: слишком нестабильный мир, слишком много времени уходит на обеспечение себя самым необходимым. А вот продумывать план теократической империи для всей далекой галактики с костяком в виде развитых систем, вполне реально.
* Многие активно не любят теократию, считая ее наиболее деспотичной из возможных форм государственного устройства. Это ошибочное мнение. Все, как всегда, зависит от условий, в которых создается и живет государство. Например, в теократической империи инков подданные «живого бога» чувствовали себя куда более свободно, чем крестьяне вполне светской Франции кануна Великой революции.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/9/0/4/2904263/84814047.jpg)
Для ЗВ-обзоров
@темы: "Star Wars", "мой звездный мир", "лорд Вейдер"
Сам Вейдер) У него есть вера, и это подтверждается его же словами. Например, упоминая Силу, он подчеркивает свой пиетет по отношению к ней. К "новым технологиям" при этом он никакого пиетета не испытывает. Вспомните, например, как он говорит моффу Мотти: "Ваш технологический монстр ничто по сравнению с мощью Силы!" А когда Мотти пренебрежительно о Силе отзывается... ну, вы помните, что произошло дальше.
Таркин называет Вейдера "последним осколком древней религии". Учитывая, что сам Таркин ни в черта не верит, нужно не просто обладать какими-то способностями (иначе Таркин так бы и сказал: вы обладаете непонятными мне способностями), а иметь твердые убеждения, чтобы губернатор вспомнил о религии вообще.
У Вейдера есть вера и есть власть (и есть желание достичь еще большей власти). А человек, обладающий верой и властью, стремится соединить то и другое.
Очень крутая аналитика: неожиданная, но убедительная.
Спасибо
Сила в ОТ, да и немного в приквелах - это что-то... э, особенное? А в 7 эпизоде и в Войнах клонов как простой инструмент. Имхо)
сын выступает не только наследником, но и воплощением силы отца, его молодости, способности «животворить»
Но как раз в этом случае, чисто теоретически, отец должен уступить свое место молодому. Вроде бы.. И финал как раз закономерен
Материал ОТ позволяет выстроить альтернативную приквельной историю Энакина Скайуокера.
Они, действительно, больше похожи на двух разных героев
он – человек судьбы, а такие персонажи никогда не просят прощения
Потому что он ее орудие (если я правильно вас поняла). Но это не значит, что он не может раскаиваться. Имхо
Сила в ОТ, да и немного в приквелах - это что-то... э, особенное? А в 7 эпизоде и в Войнах клонов как простой инструмент.
В ОТ и приквелах к ней тоже относятся по-разному. Но для Вейдера и Люка она, да, - нечто особенное.
Но как раз в этом случае, чисто теоретически, отец должен уступить свое место молодому. Вроде бы.. И финал как раз закономерен
А кто говорит, что он не закономерен?) Более того, он необходим. И еще до окончательного выбора Вейдера, его последний поединок с Люком - это откровенная игра в поддавки.
Он еще на Темной стороне, но уже готов уступить свое место сыну.
Но это не значит, что он не может раскаиваться.
Если под раскаянием понимать осознание, сколько ты всего наворочал и готовность принять все, что за этим может последовать, то, конечно, он раскаивается)
Но я сказала бы по-другому: он осознает всю ситуацию в целом (не только "вот-сейчас-мой-сын-погибнет", но и все, что этому предшествовало и что за этим последует)
и также целиком меняется. То, что в дзен называют сатори. Обычно говорят: ему открылась истина. Но надо бы по-другому: он сам стал частью истины. Именно поэтому, а не из-за одного эффектного поступка, он обретает бессмертие.
Мне кажется, только в самом начале первого эпизода похоже на ОТ, в моменте, где Квай Гон рассказывает об этом Энакину. Но, в принципе, он повторяет слова из ОТ.. ))
А во второй части (и только во второй) Энакин действует с помощью Силы, он просто показывает особенные возможности этого, но Оби Ван не может этого.. понять что ли. И он постоянно его поэтому тормозит
его последний поединок с Люком - это откровенная игра в поддавки.
И некоторое обучение в процессе. Наверное)
А вот, кстати, Вейдер - это социальная сторона, а Люк - в некотором смысле выражает семейные ценности
Оби Ван не может этого.. понять что ли. И он постоянно его поэтому тормозит
Да, Оби-Ван рассматривает Силу как средство для достижения целей или как среду, к которой можно приноровиться и существовать в ней. И понять Энакина он реально не может.
И некоторое обучение в процессе.
Верно) Потому что времени у Вейдера в любом случае немного, и он должен успеть передать Люку то, что тот в состоянии понять и усвоить.
А вот, кстати, Вейдер - это социальная сторона, а Люк - в некотором смысле выражает семейные ценности Хотя логичнее было бы, если бы это старший был за семью, а младший за развитие..
читать дальше
Да, если бы Люк даже был Вейдеру не родным сыном, он все равно был бы его наследником, которого он выбрал. Он же тогда говорит "Люк, я твой отец. Это твоя судьба"
Когда Вейдер швыряет Императора в реактор, это не просто лорд главнокомандующий защищает сына - это весь мир отрекается от дьявола.
Очень сильный момент!
Дело в том, что лукас хотел создать образ человека, действительно достойного обладать Силой, благородного во всех отношениях. А такой человек не может быть равнодушен к семейным ценностям, как бы молод он ни был. Само понятие благородства - пожалуй, одна из самых сильных сторон ОТ.
Это точно!
Масштаб же личности Вейдера... у меня снова нет слов. Я могу почувствовать, но тут никаких слов не хватит, потому что говорить что-то вроде "сложная личность" или "масштаб огромен" - ну это ничего не говорить, эти слова сразу уничтожают то, что чувствуешь. А знаешь, что чувствую? Пока читала статью, вчувствовалась, вслушивалась, анализировала, пыталась подобрать слова к возникающим образам (с переменным успехом, раз комментарий получается), но единственный образ, который точно есть - это Сила. Как раз та самая Сила, про которую говорил Оби-Ван и позже Люк, что Сила везде и во всем. Вот это ощущение такое... всепроникающее, что ли... это единственный знаменатель, под который я могу подвести свои впечатления более-менее осознанно.
Точнее, эффект-то может, и не новый, но отловленный в последнее время, когда стала пытаться понять Вейдера.
Кайло Рен говорит, что закончит то, что начал Вейдер, и он - основатель Первого Ордена. Это тоже отдает теократией, нет?
Еще как отдает. Орден, рыцари Рен — наводит на мысли о духовно-рыцарских орденах типа тевтонцев, которые как раз и проводили теократическую идею.
Говорю в данном случае о тевтонцах, а не о тамплиерах, потому что Дисней уж сильно навязчиво проводит параллели с рейхом. У Лукаса все намного сложнее.
но единственный образ, который точно есть - это Сила. Как раз та самая Сила, про которую говорил Оби-Ван и позже Люк, что Сила везде и во всем. Вот это ощущение такое... всепроникающее, что ли... это единственный знаменатель, под который я могу подвести свои впечатления более-менее осознанно.
А вот дай я тя обниму
Мой способ познания и усвоения информации, что делать?
Очень правильный способ. Такой анализ, кстати, важен не только читателю, но и тому, кто написал. Пишется иногда, знаешь по наитию. А вот в таких обсуждениях можно и себя перепроверить: где что сам понимаешь до конца, а что - нет. А говорить про Вейдера и не задеть тему государства никак не получится (если серьезно говорить). Равно как и метафизику не обойдешь.
У Лукаса все намного сложнее. а именно?
Потому что у меня давно возник образ Вейдера как физического, зримого воплощения Силы а слова тут и не нужны, я это просто почувствовала между строк и образов, а словами в лоб было бы слишком
Очень правильный способ. Такой анализ, кстати, важен не только читателю, но и тому, кто написал. согласна. А еще помогает понять себя и разобраться во вполне реальном мире
А говорить про Вейдера и не задеть тему государства никак не получится (если серьезно говорить). Равно как и метафизику не обойдешь. вот к слову. Ты говорила, что фанаты Вейдера еще и убежденные имперцы. Я думала об этом, что к чему, поняла, как уже говорила, а еще я поняла, что пока не пойму, что представляет собой Империя и ее государственный строй, я не смогу сформировать отношения к ней. Так-то по жизни я убежденный космополит, если что
а именно?
Империя Лукаса имеет много разных отсылок. Это и Ямато с ее культом императора, и Советский Союз, и отчасти (может быть, даже в немалой отчасти) родные ему США (Альдераан не может не напомнить Хиросиму, а эвоки — прямой отсыл к вьетнамской войне, за что Лукас даже по ушам получил от каких-то американских прогрессистов). Это и теократические государства, от Древнего Египта до государства иезуитов в Парагвае. Это и опыт правления и управления духовно-рыцарских орденов. А, главное, Сага с самого начала задумывалась как современный пересказ вечных мифов, так что, Империя — это, прежде всего, некое сакральное царство, тот "подземный мир", через который должны пройти герои мифа, чтобы или погибнуть, не выдержав испытаний, или вернуться преображенными и начать новую жизнь.
Диснеевцы были бы большие молодцы, если бы смогли удержать эту мифологическую планку, но... не им хвала, не им.
Так-то по жизни я убежденный космополит, если что
Монархист. Будем знакомы
Диснеевцы были бы большие молодцы, если бы смогли удержать эту мифологическую планку, но... не им хвала, не им. посмотрим, что дальше... мне нравятся все фильмы, в общем-то, и тут нужен третий фильм, чтобы была еще одна трилогия и точная картина. Хотя... слушай, я не большой спец в параллелях между мифологией и кино, но попробую прошерстить новые фильмы и проанализировать, правда ли там все не так. В чем-то это, конечно, самоповторы, но...
попробую прошерстить новые фильмы и проанализировать, правда ли там все не так. В чем-то это, конечно, самоповторы, но...
Вооот! Я очень хочу почитать что-то на эту тему, и даже хотела тебя попросить, но подумала, что не стоит так с наскоку навязывать свои хотелки. А раз ты сама подняла тему, то... буду только рада) А самоповторы - я тя умоляю, все мы так или иначе проводим одну и ту же интересную нам самим мысль. Это не катастрофа, тем более для меня - такой твой пост я прочитаю впервые)
даже хотела тебя попросить вот оно как! Тогда будем считать, что я прочитала твои мысли
я не говорю, что ты не писала аналитических постов, я говорю, что это будет первый твой пост, который я прочитаю) Поэтому для меня он не будет выглядеть повтором чего-то написанного ранее. А учитывая, что даже на одну и ту же тему мы пишем все же разное и по-разному, то самоповторов, о которых ты говоришь, видимо, не будет вовсе. Речь об этом)
прочитала твои мысли