Имя для персонажа значит не меньше, чем внешность. Пожалуй, даже больше. В литературе оно помогает представить героя, в кино существенно дополняет это представление. Удачно подобранное имя – такое же свидетельство таланта, как удачно найденная цветовая гамма при создании картины; неудачное искажает впечатление от образа.
Имена – одна из сильных сторон «Звездных войн». Если бы герои Лукаса взялись судить автора за откровенные огрехи в сценариях, противоречия в характерах и заявленные, но оставшиеся без ответа вопросы, за имена они бы его оправдали. Каждое здесь к месту и вовремя, даже второстепенные персонажи охарактеризованы исчерпывающе. Не только начинающим, но и некоторым признанным авторам стоило бы пройти мастер-класс по «именнику» Лукаса.
Известно, что автор Саги взял за правило заносить в блокнот привлекательно или странно звучащие слова из разных языков, которые затем становились основой для имен и названий в далекой галактике. Но дело этим не закончилось. Волею Лукаса или волею Силы в «Звездных войнах» существует система имен, которая не ограничена только характеристиками действующих лиц.
читать дальше
Система состоит из трех уровней.
Главная задача первого – дать зрителю возможность быстро и емко представить персонаж. Имена Ведж, Биггс по самому звучанию рождают ассоциацию с атакой истребителей. Напротив, «генерал Акбар» звучит основательно и прочно, как и положено, когда речь идет о стратеге. Генерал Мотти выведет из себя не только Вейдера, он кого угодно достанет, на то он и Мотти. Дядя Оуэн – три гласных подряд дают острохарактерный очерк несколько тяжеловесного, рассудительного фермера, вросшего корнями в землю, не жесткого, но умеющего заставить себя слушаться. И он гораздо больше знает об Энакине Скайуокере, чем хочет показать.
Знает больше, чем хочет показать – это могло бы стать девизом «Звездных войн» с их постоянными отсылками к мифологии, интересом к метафизике и наличием у персонажей «обратной стороны». Как раз «обратную сторону», скрытый смысл раскрывает второй уровень лукасовского «именника», превращая имена в метафизическую метку персонажа.
Эти «метки» порой не лишены иронии. Например, библейское имя Лея в еврейской традиции трактуется как «слабая». Насколько слаба принцесса Лея, стоит спросить тех, кто с ней сталкивается по ходу пьесы трилогии. Такая же ирония выворотности присуща и некоторым названиям в ОТ (один Хот чего стоит!). В то же время, согласно талмудической трактовке, Лея (Лия) – символ внутреннего, духовного зрения. И, как утверждают толкователи имен, Леям обычно присущ импульсивный характер и склонность к неожиданным решениям.
Оби-Ван Кеноби. Говоря о нем, вспоминаем традиционный японский матерчатый пояс, в том числе, пояс каратиста. В карате есть традиция – оби не стирают, потому что он «хранит» в себе силу, накопленную во время тренировок. Чем усерднее тренировки, тем мощнее сила в поясе.
Наиболее сконцентрировано символика второго уровня присутствует в имени мастера Йоды. Десятая буква древнееврейского алфавита «йод» («йуд») обозначает в каббале высший, божественный уровень бытия, точку Абсолюта, откуда начинают разворачиваться духовная и материальная вселенные. Прекрасно подходит для мудрого даосского мастера, появляющегося из туманных и загадочных болот Дагобы. (Для незнакомых с буддизмом – дагоба является хранилищем реликвий, связанных с Буддой Шакья Муни и великих подвижников). Буква "йод" изображается в виде капли чернил или просто черной точки. Самая маленькая буква алфавита включает в себя космическое содержание, как маленький зеленый человечек оказывается величайшим мастером среди джедаев.
Классика жанра, это, конечно же, Люк Скайуокер. Происхождение светоносного имени известно всем фанатам «Звездных войн», посему обращу внимание читателя лишь на одну характерную деталь. Помните, над Татуином светят два солнца? Вот так же ряд древних мифологий (в частности, мифология науа) содержит представление о двух солнцах – здешнего мира и потустороннего. Полагаю, читатель догадался, какого цвета потустороннее или ночное солнце. Вот так и два Скайуокера ходят – один по небу Светлой, другой – Темной стороны, пока не сойдутся там, где нет Востока и Запада нет.
Вот мы и до отца добрались. Сначала, как мы помним, он был Энакином Скайуокером. Возможно, Лукас действительно хотел лишь сделать приятное своему другу режиссеру Кену Эннакину, но нельзя не заметить, что само сочетание Энакин Скайуокер
роскошно, как византийские мозаики. Жаль, что создатель "Звездных войн" не использовал заложенную в этом имени возможность сделать падшего джедая патрицием. Знатность происхождения расставила бы более внятные акценты в поведении Вейдера, а, главное, избавила бы нас от навязчивых, но ложных параллелей с Иисусом. Да и трактовка политических событий могла получить строгую логическую форму - патрицианский дуумвират против расшатанной и распадающейся республики. Вместо этого мы имеем приквельную болтовню. Но, как уже сказано, за имена Лукасу многое можно простить.
Значение имени для героев "Звездных войн" подчеркивается ритуалом называния в сцене встречи Люка с отцом на Эндоре. "Ты - Энакин Скайуокер, это - твое имя!" - напоминает Люк. Здесь буквально воспроизведен древнейший магический ритуал "называния", сохраняющийся во многих религиозных системах по сей день. Назвать - значить, получить знание о названном, получить власть или превосходство над ним. Называя отца его настоящим именем, Люк уже одерживает над ним победу. Назвать - значит, вернуть память названному о его истинной сути. Напоминая о Энакине Скайуокере, Люк пробуждает Энакина в душе Вейдера. Назвать - значит, установить контакт. Названный по имени попадает под действие законов гостеприимства, побратимства, духовного родства. Называние, возвращение прежнего имени играет немалую роль в обращении Вейдера к Светлой стороне.
Но, если Дарт Вейдер мог погибнуть, то его имя явно из категории "рукописи не горят". Оно по праву может считаться уникальным именем. Это не только блистательная характеристика персонажа (стоит вспомнить, что сначала это действительно было имя, и только много позже «дарт» превратилось в титул).* И не только «код», заключающий в себе интригу противостояния отца и сына. На третий, завершающий уровень его выводит то обстоятельство, что Дарт Вейдер – самая настоящая мантра.
В полной мере понять ее суть помогает традиция принятия при посвящении в монахи нового имени. Предполагается, что оно выражает подлинный характер посвящаемого, отражает его роль и задачу в метафизическом бытии. Уход Энакина Скайуокера от джедаев и служба Императору – не просто смена политических взглядов, это переворот в духовной жизни героя, решение, определяющее его судьбу на мета-уровне. Посему смена имени неизбежна. Новое имя, которое принимает Энакин Скайуокер, напоминает о тантра-йоге с ее интересом «темной» стороне бытия (не меньшим, чем интерес к «светлой») и огромным значением медитации на звук, то есть, практике мантр.
Так вот, говоря о мантрах – Лукас нашел уникальное звукосочетание. Оно открыто вовне (две звонких согласных звука в начале – Дарт Вейдер, за которыми следуют две энергетически заряженные гласные). Одновременно оно свертывается внутрь (повторяющееся «р» создает впечатление эха в пещере, замыкающая «т» в «Дарт» – словно запечатанная дверь в лабиринт). Два коротких слова, первое из которых звучит как удар молота (гром), а второе ассоциируется со взмахом клинка (молния), удобны для запоминания и произнесения вслух. Причем, чем дольше повторяется имя, тем быстрее к нему привыкаешь. Быстрое запоминание, мгновенное привыкание – один из принципов мантры. Если бы у Вейдера в ОТ был ученик, то лучшим из вариантов медитации для него стало бы имя учителя.
Почему именно «темное» имя получило выразительность мантры? Да потому что сам его носитель, хотел того Лукас или нет, вобрал в себя слишком много от эзотерики и мифологического символизма. В определенном смысле образ Вейдера возник помимо Лукаса, который скорее мешал, чем помогал раскрытию вейдеровского потенциала. Но, видимо, и впрямь мощно течет Сила в Энакине Скайуокере: за одно только «новое» имя этот персонаж можно запомнить раз и навсегда.
Данный очерк представляет собой скорее заметки, чем настоящее исследование об именах в "Звездных войнах". Его можно бесконечно дополнять, что, впрочем, не входит в мою задачу. Надеюсь, что в фандоме появятся люди, которым тема имен покажется достаточно интересной, чтобы заняться ею основательно, включая анализ имен из Расширенной вселенной, где есть блестящие находки и удручающие промахи. Да пребудет Сила с тем, кто поднимет этот вопрос, я же ставлю точку.
* На это указывают неоднократные упоминания Вейдера Оби-Ваном Кеноби. «Мой ученик Дарт Вейдер», «Дарт Вейдер предал и убил твоего отца» и тому подобное. Трудно вообразить, чтобы рыцарь-джедай величал бывшего ученика темным титулом).Для
ЗВ-обзоров
@темы:
"Star Wars",
"мой звездный мир",
"лорд Вейдер"
Так же еще есть перевод "овечка")) Ну, это же популярное животное было у евреев
Для незнакомых с буддизмом – дагоба является хранилищем реликвий, связанных с Буддой Шакья Муни и великих подвижников
Да? Очень подходящее название!
Да и трактовка политических событий могла получить строгую логическую форму - патрицианский дуумвират против расшатанной и распадающейся республики
Было бы намного интереснее, имхо))
Люк Скайуокер
А в оригинале звучит как Лук, по английски "look" - смотреть.
"Ты - Энакин Скайуокер, это - твое имя!"
Ну, и напоминает ему про прошлую жизнь этим, конечно же!
Так же еще есть перевод "овечка"
А овечка - она какая? Слабая))
А в оригинале звучит как Лук, по английски "look" - смотреть.
У этого имени много трактовок, и все как кусочки смальты, одна к другой складываются.
Латинское "lux" - "свет", да и себя вообще-то Лукас не забыл, "тактично" записался в герои))
Ну, и напоминает ему про прошлую жизнь этим, конечно же!
Да, и поскольку он Вейдеру так целиком напоминает о прошлой жизни, можно уверенно говорить,
что в этом самом прошлом косяков у Энакина не было - что бы ни нагородил потом Лукас в приквелах.
Интересная аналитика.
Так же еще есть перевод "овечка"))
Или антилопа. Грациозность, видимая слабость и целеустремленность ИЗР на марше. )))
Дарт для меня еще созвучно с дарк, темный.
На это указывают неоднократные упоминания Вейдера Оби-Ваном Кеноби. «Мой ученик Дарт Вейдер», «Дарт Вейдер предал и убил твоего отца» и тому подобное. Трудно вообразить, чтобы рыцарь-джедай величал бывшего ученика темным титулом)
Учитывая, что он это делал,
вешая лапшу на уширассказывая Люку выгодный ему вариант истории, подчеркивая, кто теперь его главный враг, то вполне мог. Если задуматься, то почерпнуть знания из неодобренных источников Люку было сложно. Вряд ли в голонете можно найти в свободном доступе информацию об Одаренных и их титулах, особенно темных. А из живых информаторов только Кеноби и был. И Йода впоследствии. Хотя на самом деле только Лукас знает, что он хотел и имел в виду. ))))Рада вас видеть
Учитывая, что он это делал, вешая лапшу на уши рассказывая Люку выгодный ему вариант истории
В любом случае можно было обойтись без титула в приватном разговоре. Обойтись без имени сложнее.
Дарт для меня еще созвучно с дарк, темный.
ДА, это настолько классика жанра, что я не стала на этом останавливаться) Мне интересно было звуковое, медитативное наполнение
имени)
Хотя на самом деле только Лукас знает, что он хотел и имел в виду. ))))
Лукас менял курсы, как пират, уходящий от преследования, так что теперь и он, пожалуй, не скажет, что имел ввиду
Элементарно не вспомнит. Даже если очень постарается. ))) Вполне вероятно, он вообще первоначально, снимая IV эпизод или создавая к нему сценарий, не знал, будет Вейдер и Энакин одним человеком или нет.
Кстати, я вот еще особо не верю, что Вейдер мог не почувствовать в Лее Одаренную как минимум. Либо недоработка, либо еще одна дописанная в процессе линия.
Кстати, я вот еще особо не верю, что Вейдер мог не почувствовать в Лее Одаренную как минимум. Либо недоработка, либо еще одна дописанная в процессе линия.
Вейдер однозначно бы почувствовал, но Лукас долго колебался, сделать Лею сестрой Люка или невестой. Собственно, он еще на съемках V эпизода не очень знал, что решить. И только к "Возвращению джедая"
определился окончательно.