Демон? Это ваша профессия или сексуальная ориентация?
Статью о мифологической смерти Дарта Вейдера я обещала давно,
легкомысленно решив, что Милорд пойдет туда, куда я поведу.
Но: "Ты встретишься со своей судьбой!" - сказал он, и статья стала вдвое
больше, чем задумывалась, выйдя за рамки первоначальной темы.
В результате я предлагаю читателям попытку исследования мифотипа
"человек судьбы", конечно же, на примере Дарта Вейдера.
Статья большая и требует определенного терпения (а желательно еще и интереса
к мифологии). Так что, удачи и да пребудет с вами Сила!
Предупреждение
читать дальшеСовременная киноиндустрия рождает проблему вариативности героя. Персонаж фильма не похож на самого себя из комиксов, романов, компьютерных игр и другой продукции «расширенных вселенных», возникающих вокруг популярной муви-истории. Более того, персонаж фильма не всегда оказывается похож на самого себя из сиквелов и приквелов. Поэтому, говоря о героях, например, «Звездных войн», следует уточнять, на какой материал опирается автор. Как уже поняли читатели предыдущих заметок, предметом моего интереса является Дарт Вейдер из Оригинальной трилогии. Вероятно, когда-нибудь я попробую наведаться на территорию трилогии Энакина и рассмотреть философию Квай-Гон Джинна, житейская практичность которой заслуживает и внимания, и применения. Но это «когда-нибудь» наступит нескоро. А пока – ОТ и Дарт Вейдер как ее ось. Да-да, именно ось. Четвертый, пятый и шестой эпизоды сняты так, что центром, вокруг которого вращается далекая-далекая галактика, может служить каждый из ее основных персонажей, хоть R2D2 и C3PO. Недаром Лукас как-то обмолвился, что «Звездные войны» представляют собой события глазами роботов. Так почему бы мне, зрителю, не посмотреть на те же события сквозь линзы маски лорда Вейдера?
Второй проблемой в обсуждении любого фильма является перевод. Мой английский слишком ограничен, чтобы оперировать текстом оригинала, а перевод, даже самый талантливый и профессиональный, всегда неточен. Он не передает всех оттенков «исходника», не только смысловых, но и эмоциональных. Там, где в оригинале персонаж говорит, например, сурово и непреклонно, в переводе интонации могут быть смягчены; более высокий тон передается более тихим произношением и т.д. Поскольку голосовая характеристика чрезвычайно важна для героев фильма, а их слова играют не меньшую роль, чем поступки, персонаж оригинала и персонаж перевода можно рассматривать как самостоятельные характеры. Прошу учесть во время чтения, что речь идет о Дарте Вейдере перевода.
И последнее: все, что я пишу, может быть вполне субъективно. А, может быть, нет.
Теперь, когда читатель предупрежден, перейдем к самим заметкам, цель которых – узнать, какой «определенный смысл» вкладывал Оби-Ван в слова о смерти Энакина Скайуокера, и что мог подразумевать Йода, говоря о еще одной надежде. Для этого нам предстоит совершить путешествие в мифологию и познакомиться с тем, кого я называю человек судьбы.
читать дальшеДалекие-далекие шестидесятые. Университеты и прочие образовательные учреждения превратились в кружки юногоджедая религиоведа. Интерес к религиозным системам и мифологиям, особенно древним и экзотическим, стал признаком хорошего тона наряду с поисками сермяжной правды, эзотерическими практиками и жизнью в духе Махатмы Ганди. В этой обстановке никому не известный студент Modesto Junior College (город Модесто, штат Калифорния) Джордж Уолтон Лукас-младший изучает антропологию, социологию и литературу и по ходу открывает для себя интереснейшее исследование религиоведа Джозефа Кэмпбелла – книгу «Тысячеликий герой». В ней Дж.Кэмпбелл на основании анализа множества сюжетов приходит к выводу, что истории хорошо известных нам мифологических и сказочных героев Европы и Азии имеют сходную структуру. Кэмпбелл назвал ее мономифом, универсальным мифом или «путешествием героя».
Миф о путешествии героя состоит из трех главных стадий. Первая – исход. Герой, так или иначе, выпадает из привычной среды («покидает дом») и отправляется к какой-то цели. Вторая – инициация. Герой проходит испытания, символизирующие смерть, преображается и одерживает победу, достигает цели. Третья – возвращение домой, часто связанное с возведением героя на царский трон или приобщением к сонму богов. В мифах разных времен и народов эти стадии остаются неизменными, хотя детали внутри них бесконечно варьируются.
«Тысячеликий герой» стал одним из источников вдохновения Лукаса при разработке сюжета «Звездных войн». Режиссеру удалось мастерски воспроизвести универсальный миф на большом экране. Так мастерски, что почти никто не заметил новую трактовку старой схемы. Искушенные знатоки «путешествия героя» отметили (а менее подготовленные зрители почувствовали) сходство Люка Скайуокера с Персевалем и подобными ему персонажами, и на том остановились. А ведь Лукас с энтузиазмом Энакина Скайуокера нарушил незыблемую традицию и по-своему истолковал универсальный миф.
Дело в том, что «путешествие героя» всегда было историей положительного персонажа (понятие «положительности» может меняться от эпохи к эпохе и варьироваться у разных народов, но важно, что данная культурная система воспринимает того, о ком идет речь, как положительного, «своего»). Этот персонаж воплощает дух жизни, поэтому находится в постоянном движении. Он перемещается из пункта А в пункт Б и все следующие пункты, и, так или иначе, меняется вместе с этими перемещениями. И не просто меняется, а обновляется (Иван-дурак в прологе – писаный красавец в эпилоге).
Мифологические злодеи, напротив, статичны. Они «застыли» в определенном месте (пещера, лес, загробный мир) и неизменном состоянии (дракон вечно сторожит клад и пожирает девиц, тролль всегда глупый, ведьма злая и тому подобное). Кино до поры до времени придерживалось тысячелетней традиции (особенно добрый старый Голливуд), перенося ее не только в перевралки путешествий Синдбада – сниженный вариант «путешествия героя» можно найти даже в приключениях «Дафны» и «Джозефины» («В джазе только девушки»).
Лукас тоже отдал дань традиции. Положительные герои «Звездных войн» нередко попадают в знакомые и знаковые сказочные ситуации. Здесь и «смена миров» (из мира обыденности – в мир опасностей и приключений), и «перепутье» (выбор и связанные с ним сомнения – пойти ли налево иFalcon Millennium коня потерять, прямо – и самому погибнуть), и смертельная угроза вкупе с чудесным спасением, наконец, не менее чудесное преображение (авантюрист Хан оказывается героем-орденоносцем, делец и картежник Лэндо становится генералом повстанческой армии и даже C3PO удалось побыть на месте бога). «Подвижные» реакции героев на мгновенно меняющиеся ситуации, стремительное чередование событий, готовность к контакту с окружающим миром выразительно контрастируют с мрачной статикой «обителей зла». Звезда смерти, укрепленное логово Джаббы Хатта или гнездо сарлакка выглядят саркофагами разной формы и размера, но с одинаковым назначением – пожирать любое проявление жизни.
Если бы создатель «Звездных войн» остановился только на этом, история Люка Скайуокера собрала бы свою кассу и осталась в своем времени, как еще одна старая-старая сказка. Но Лукас не один пришел, а с кузнецом. В 1977 году во всемирной мифологии появился качественно новый персонаж – Дарт Вейдер. Злодей без лица и в устрашающих доспехах, он наделен собственной историей и способностью к изменениям. А, главное, он получил право на свою, отличную от всех других, дорогу – дорогу судьбы.
читать дальшеПути Люка Скайуокера и Дарта Вейдера – мифообразующие границы «Звездных войн». Обе связаны между собой темой судьбы. Но если у Люка она уравновешена ролью положительного героя, то в истории Дарта Вейдера судьба выступает как величина абсолютная. Вейдер – человек судьбы. Это отличает его от других персонажей «Звездных войн». Он ближе к героям старинных японских драм и германского средневекового эпоса (особенно к Хагену фон Тронье из «Песни о Нибелунгах», которого литературоведы именуют «героическим злодеем»), чем к обитателям ДДГ.
То, что Вейдер принадлежит к типу человека судьбы, подтверждает сам Лукас. Если хотите узнать полную правду о Силе в «Звездных войнах», советую прочитать великолепную работу Sithoid и Whill «Журнал Уиллов»: настоящая история мифической книги» на сайте Jedi Council
см. здесь
www.jcouncil.net/topic16399.html
В этом подробном исследовании приводится следующее высказывание Лукаса: «Сила делится на две части: Живая Сила и более великая вселенская Сила. Живая Сила дает чувствительность к другим живым существам, усиливает интуицию, позволяет читать чужие мысли и так далее. Но Великая Сила имеет дело с судьбой. Исследуя Силу, можно узнать свое предназначение и решить, следовать ему или нет» (Laurent Bouzereau and Jodi Duncan. Making of Star Wars Episode I (1999).
Сказано в 1999 году, но, судя по всему, Лукас придерживался этой концепции уже во время съемок ОТ. Дарт Вейдер неоднократно говорит о судьбе и явно отождествляет это понятие с путем Силы.
Путь человека судьбы стадиально повторяет мономиф. Но есть и существенная разница. В «путешествии героя» все жизненные этапы важны, все они предъявляются читателю (или, в нашем случае, зрителю). Перед нами проходят детство или юность персонажа, его взрослая жизнь, а зачастую и старость.
Драма человека судьбы состоит из явных и скрытых стадий. Проследим ее на примере Дарта Вейдера.
Впервые зритель встречается с Вейдером, когда тот давно перешел на Темную сторону. Трудно угадать его возраст в «Новой надежде», но понятно, что Вейдер уже не юноша. За его плечами – ученичество у мастера-джедая Оби-Вана и таинственная история, связанная с потерей семьи. К слову, эта история, какой бы она ни была, противоречит той, что показана в приквелах. Лея говорит о матери: «Я ее почти не помню. Я была совсем маленькой». «Совсем маленькая» – это все же не «только что родилась». Чтобы хоть как-то помнить мать (а Лея помнит не как-то, она помнит черты ее характера, ее красоту), сестра Люка должна была какое-то время находиться рядом с ней. Это значит, что жена Вейдера не погибла при родах. И что, скорее всего, Вейдер знал о рождении сына. Правда, потом кто-то убедил его, что семья погибла. И даже нетрудно догадаться, кто. Оби-Ван рассказывает Люку: «Вас спрятали от вашего отца, когда вы родились». Спрятали так, что Вейдер и не пытался искать – значит, имитировали гибель его жены и оебенка (на самом деле, двух детей, но Лукас так долго колебался, решая, кем приходятся друг другу Люк и Лея, что вплоть до финала трилогии Вейдер о дочери ничего не знает). Император вполне мог представить случившееся как дело рук самих джедаев. Не «ты убил во гневе» (так ведь можно и сломать, а на что сломанный и сломленный годен?), а «джедаи виноваты!» (весьма действенный стимул для того, чтобы Вейдер вознамерился изничтожить джедаев под корень).
Так или иначе, Вейдера оригинальной трилогии легче представить переходящим на Темную сторону не ради жены, а ради сына, вернее, ради власти, которую можно передать наследнику. Власть, могущество, семья – основные принципы феодального мировоззрения, а мы уже говорили о близости Вейдера носителям этого мировоззрения в средневековой литературе.
Но вернемся к структуре мифа о носителе судьбы. В ОТ о детстве или юности Вейдера ничего не говорится. Его «исход» из привычной среды (дом, семья) остается в прямом смысле за кадром. «Сокрытая» юность – один из характерных признаков человека судьбы. «Песнь о Нибелунгах» не рассказывает о том, как протекала первая половина жизни Хагена фон Тронье. Беовульф, герой одноименной англосаксонской поэмы, появляется в повествовании закаленным воином, мы знаем о его юных годах лишь отдельные детали. И может ли кто-нибудь рассказать о маленьком Гамлете из трагедии Шекспира? (Хочу уточнить: человек судьбы далеко не всегда персонаж отрицательный, но он всегда так или иначе связан с «темной стороной» – совершает неоднозначные поступки, допускает роковую ошибку, поддается искушениям, стремится отомстить и так далее).
Первый этап, зачастую детально прописанный в «путешествии героя», у человека судьбы почти полностью отсутствует. Персонаж появляется в сюжете из некоего неизвестного нам (=иррационального) пространства и сразу включается в действие. Человек судьбы всегда наделен неким предназначением. Путешествующий герой тоже предназначен – для подвигов, борьбы со злом, восстановления справедливости, но его главное предназначение – повторить путь умирающего и воскресающего бога. Поэтому детство и юность героя мономифа так важны – «человеческий» пролог предваряет «божественный» финал, внушая тем, кто внемлет рассказу, надежду пройти тот же путь.
В противовес ему у человека судьбы всегда одно предназначение: он не уничтожает зло, он ценой своей жизни восстанавливает баланс добра и зла в мире (Хагену удается навеки скрыть золото нибелунгов, навлекающее гибель на всех своих владельцев; Гамлет погибает сам, но убивает Клавдия; Иидзима Хэйдзаэмон устраивает собственную гибель руками своего слуги Коскэ, чтобы дать тому возможность отомстить за отца, но тут же поручает ему рассчитаться с врагами, покушавшимися на честь рода Иидзимы).
Человек судьбы может знать о своем предназначении или ничего о нем не ведать, или ведать, но не верить. Однако предназначение есть, и оно будет выполнено – после того, как судьбоносец пройдет второй этап своего пути. Назовем этот этап мифологической смертью.
Поскольку начальная стадия в истории человека судьбы скрыта, то мы встречаем его уже на этапе «смерти», который по своей протяженности и значению может оказаться почти равным его жизни.
Что такое мифологическая смерть? Это состояние трудно конкретизировать, но легко почувствовать и представить. Персонаж, находящийся в состоянии мифологической смерти, может быть чрезвычайно активен; внешне он ничем не отличается от окружающих, и все-таки метафизически он мертв. В мифологическом сознании смерть не является небытием. Это – иная форма существования, враждебная земной жизни. Смерть стоит в одном ряду с такими понятиями как зло, тьма. Персонажи, воплощающие эти понятия, принадлежат миру смерти и приносят ее в мир жизни. Можно сказать, они «заражают» смертью, сея ее как чуму. Наиболее характерным воплощением мифологической смерти является дракон или змей, похищающий (пожирающий) девушек (=жизнь).
Но главное, что делает человека судьбы принадлежным смерти – инаковость. Чужестранцы, иноверцы, нарушители общепринятых норм воспринимаются мифологическим сознанием как посланцы из не-живого мира, несущие угрозу миру живых.
Дарт Вейдер – продолжатель древней мифологической традиции в новом времени. Из не-живого мира Императора он является в живой мир далекой-далекой галактики, чтобы обернуться классическими воплощениями мифосмерти. Сам способ его существования (получеловек-полумашина), устрашающий вид, тотальная внутренняя отгороженность от других существ делают его «инаковым» для всех, с кем он имеет дело. Характерно отсутствие у Вейдера каких-либо воспоминаний. Он как будто буквально испил «летейской воды» и только вторжение носителей его прошлого в настоящее (Оби-Ван, Люк) пробуждает его память. Представление об обитателях загробного мира, потерявших память о прошлом, о земной жизни, характерно для ряда мифологий, в первую очередь, древнегреческой. Это представление сохранялось в средневековой Европе: Данте в «Божественной комедии» говорит, что после Страшного суда обитатели ада забудут все, что знали о прошлом.
По всем мифологическим канонам Вейдер «мертв». Именно эту смерть имеет в виду Оби-Ван, когда рассказывает о гибели Энакина Скайуокера. Он действительно говорит правду, так как для человека древности (и средневековья) мифологическая смерть более «мертва», чем смерть «обычная».
Мифология дала Лукасу богатейший материал для воплощения – мифологический и художественный. Интересно наблюдать, как в каждом фильме ОТ Вейдер предстает в одном из классических образов мифосмерти.
«Новая надежда»: дракон, похищающий принцессу. Схема волшебной сказки выдержана Лукасом вплоть до деталей. Лея, которую Вейдер берет в плен, действительно принцесса. Черная броня и дыхание Вейдера наводят на мысль о непробиваемой чешуе и смертоносном дыхании сказочных змеев. И недаром именно в «Новой надежде» показан бой Вейдера с пилотами Альянса: драконы сражаются в полете.
«Империя наносит ответный удар»: Каменный гость. Мало кто заметил эту параллель к эпизоду, где Вейдер берет в плен Хана Соло, а ведь мастерство, с каким пересказана на новый лад старая легенда, поистине достойно восхищения. Авантюрист Хан Соло – экранный брат испанского гранда. До Облачного города он не прочь закрутить интрижку с Леей, без серьезных чувств и намерений. Но, как честь донны Анны оберегает ее покойный супруг, так неожиданное появление Дарта Вейдера меняет направление сюжета и отношения героев. Как мы помним, Дон Жуан пригласил статую командора, мужа донны Анны, на ужин. А теперь вспомните, что видит Хан, когда Лэндо приводит его, вместе с Леей и Чубаккой, в комнату для гостей? Вейдера, сидящего за накрытым столом. Статуя командора отправляет Дон Жуана в ад рукопожатием, и это смертоносное рукопожатие читается в вытянутой вперед руке Вейдера, отражающей выстрелы Хана. Замечу, что в пятом эпизоде Вейдер подчеркнуто статичен, из него ушла «летучесть», драконья подвижность первого фильма и появилась монолитность памятника.
Вейдер пытает Хана, не задавая ему никаких вопросов – в аду ни о чем не спрашивают, все и так ясно. Пытка и последующая заморозка в карбоните – ад, в который провалился Дон Жуан и который должен пройти Хан Соло. Но если Дон Жуан из легенды – неисправимый грешник, то испытания, в которые попадает Хан Соло, меняют его в главном – его отношении к любви. Соответственно, его ад оказывается временным. Так же, как временна и «каменность» Вейдера.
читать дальшеДо встречи с Люком Вейдер представляется неизменным как камень и неизменяемым как дракон. Однако, «капля камень точит»: одно упоминание о том, что сын жив, вызывает в нем пока неявные превращения.
Возможно ли преображение Каменного гостя? Возможно ли возвращение мертвого в мир живых?
На этот вопрос отвечает еще один тип мифологической смерти – пленник. Пленник или раб – традиционная метафора смерти в мифах, сказках, обрядах, связанных с инициацией и плодородием. Пленник – чужак, его «инаковость» делает его заложником и вестником смерти. Но, согласно мифологическому закону перемен (верх может оказаться низом и наоборот, под шкурой чудовища скрывается принц, простак совершает подвиги), именно раб – наиболее подходящий кандидат в цари, именно пленник совершает то, что не решаются или не могут совершить свободные.
Человек судьбы всегда – пленник судьбы. Гамлет соглашается остаться в Эльсиноре, уступая просьбам матери, и оказывается в духовном заточении: «Весь мир – тюрьма». Хаген фон Тронье не считает себя невольником, но, по сути, им является, служа далеко небезупречным государям, слабость и трусость которых приводит государство бургундов к гибели. Беовульф – заложник собственной гордости.
Дарт Вейдер тоже пребывает в плену у судьбы, а, следовательно, смерти, ибо судьба и смерть во всех мифологических традициях тесно связаны между собой. Символом плена служит цепь на его доспехах. Функционального значения она не имеет, это – знак служения тьме (=рабство).
Освободиться от цепей человек судьбы может только ценой жизни. Другого выбора у него нет, но, когда он делает выбор, прежнее тотальное рабство смерти сменяется таким же тотальным преображением в жизнь (следует оговориться, что миф имеет в виду жизнь абсолютную, отличающуюся от обычной жизни, как мифологическая смерть отличается от обычной смерти). Погибшему Гамлету оказывают королевские почести. Хаген умирает героем, хотя начинал предателем. Вейдер убивает Императора, что обеспечивает окончательную победу Альянса и восстанавливает равновесие в Силе.
Кстати, о Силе, равновесии и всех связанных с семьей Скайуокеров надеждах. Когда Люк отправляется выручать друзей в Облачный город, Йода упрекает его в безрассудстве. Оби-Ван отвечает: «Он – наша последняя надежда». «Нет, – возражает Йода. – Еще одна есть!»
Под еще одной надеждой республиканского Альянса и в целом Светлой стороны принято подразумевать Лею. Люк говорит ей в шестом эпизоде: «Если я не вернусь, ты – последняя надежда Альянса». Видимо, на каком-то этапе создания «Звездных войн» задумывалось, что Люк подпадет под влияние Темной стороны, и сестра отправится его выручать. Но потом Лукас передумал (он часто передумывал, иногда прямо по ходу съемок, и швы от «передумок» порой режут глаз при повторных просмотрах ОТ), и Лея так и не стала форсюзером. Во всех трех эпизодах она управляется с ситуацией с помощью «обычного» оружия и смекалки – никакой магии.
И вот тут мы становимся свидетелями интересного феномена. В мировой культуре есть такое явление: автор хочет сказать одно, а энергетика произведения или персонажа заявляет совсем другое. И это начинает работать. В контексте не реализовавшей свое потенциальное джедайство Леи последней надеждой оказывается… Дарт Вейдер. Он спасает Люка и убивает Императора, тем самым устраняя перевес Темной стороны над Светлой.
Смерть освобождает человека судьбы от… смерти. Выполнив предназначение, он перестает быть пленником хтонических, загробных сил. Напомню, что миф оперирует понятиями абсолютной жизни и смерти, которые не тождественны земным представлениям. Погибший Оби-Ван, умерший Йода по-прежнему принадлежат жизни, в то время как остающийся в этом мире Вейдер – «мертв». И тот же Вейдер возвращается к жизни в момент своей гибели. Его возвращение начинается с «очеловечивания» (зритель впервые видит его лицо) и завершается апофеозом (Энакин Скайуокер как Призрак Силы рядом с Йодой и Оби-Ваном). Вопреки мнению некоторых фанатов «Звездных войн» Лукас сделал верный выбор, остановившись на варианте молодого Энакина. Энакин попал в плен к смерти молодым, смерть – остановившееся время, не знающее возраста, поэтому и воскреснуть Энакин должен молодым, чтобы заново начать жизнь в вечности.
В финале «Звездных войн» дороги героя универсального мифа (Люк) и человека судьбы (Вейдер) сходятся. Но, если Люку предстоят новые подвиги и приключения, то Дарт Вейдер свою миссию выполнил, и погребальный костер – аналог костра Беовульфа, подводит итог его пути. Дальнейшее – бессмертье.
И да, Энакин-Вейдер, действительно, избранный. Человек судьбы – всегда избранник судьбы. Он всегда отличается от других. «Обычных» судьба просто не замечает.
Для ЗВ-обзоров
легкомысленно решив, что Милорд пойдет туда, куда я поведу.
Но: "Ты встретишься со своей судьбой!" - сказал он, и статья стала вдвое
больше, чем задумывалась, выйдя за рамки первоначальной темы.
В результате я предлагаю читателям попытку исследования мифотипа
"человек судьбы", конечно же, на примере Дарта Вейдера.
Статья большая и требует определенного терпения (а желательно еще и интереса
к мифологии). Так что, удачи и да пребудет с вами Сила!
Предупреждение
читать дальшеСовременная киноиндустрия рождает проблему вариативности героя. Персонаж фильма не похож на самого себя из комиксов, романов, компьютерных игр и другой продукции «расширенных вселенных», возникающих вокруг популярной муви-истории. Более того, персонаж фильма не всегда оказывается похож на самого себя из сиквелов и приквелов. Поэтому, говоря о героях, например, «Звездных войн», следует уточнять, на какой материал опирается автор. Как уже поняли читатели предыдущих заметок, предметом моего интереса является Дарт Вейдер из Оригинальной трилогии. Вероятно, когда-нибудь я попробую наведаться на территорию трилогии Энакина и рассмотреть философию Квай-Гон Джинна, житейская практичность которой заслуживает и внимания, и применения. Но это «когда-нибудь» наступит нескоро. А пока – ОТ и Дарт Вейдер как ее ось. Да-да, именно ось. Четвертый, пятый и шестой эпизоды сняты так, что центром, вокруг которого вращается далекая-далекая галактика, может служить каждый из ее основных персонажей, хоть R2D2 и C3PO. Недаром Лукас как-то обмолвился, что «Звездные войны» представляют собой события глазами роботов. Так почему бы мне, зрителю, не посмотреть на те же события сквозь линзы маски лорда Вейдера?
Второй проблемой в обсуждении любого фильма является перевод. Мой английский слишком ограничен, чтобы оперировать текстом оригинала, а перевод, даже самый талантливый и профессиональный, всегда неточен. Он не передает всех оттенков «исходника», не только смысловых, но и эмоциональных. Там, где в оригинале персонаж говорит, например, сурово и непреклонно, в переводе интонации могут быть смягчены; более высокий тон передается более тихим произношением и т.д. Поскольку голосовая характеристика чрезвычайно важна для героев фильма, а их слова играют не меньшую роль, чем поступки, персонаж оригинала и персонаж перевода можно рассматривать как самостоятельные характеры. Прошу учесть во время чтения, что речь идет о Дарте Вейдере перевода.
И последнее: все, что я пишу, может быть вполне субъективно. А, может быть, нет.
Теперь, когда читатель предупрежден, перейдем к самим заметкам, цель которых – узнать, какой «определенный смысл» вкладывал Оби-Ван в слова о смерти Энакина Скайуокера, и что мог подразумевать Йода, говоря о еще одной надежде. Для этого нам предстоит совершить путешествие в мифологию и познакомиться с тем, кого я называю человек судьбы.
Эпизод IV. Магистр Кэмпбелл и его ученик Джордж «Энакин» Лукас
читать дальшеДалекие-далекие шестидесятые. Университеты и прочие образовательные учреждения превратились в кружки юного
Миф о путешествии героя состоит из трех главных стадий. Первая – исход. Герой, так или иначе, выпадает из привычной среды («покидает дом») и отправляется к какой-то цели. Вторая – инициация. Герой проходит испытания, символизирующие смерть, преображается и одерживает победу, достигает цели. Третья – возвращение домой, часто связанное с возведением героя на царский трон или приобщением к сонму богов. В мифах разных времен и народов эти стадии остаются неизменными, хотя детали внутри них бесконечно варьируются.
«Тысячеликий герой» стал одним из источников вдохновения Лукаса при разработке сюжета «Звездных войн». Режиссеру удалось мастерски воспроизвести универсальный миф на большом экране. Так мастерски, что почти никто не заметил новую трактовку старой схемы. Искушенные знатоки «путешествия героя» отметили (а менее подготовленные зрители почувствовали) сходство Люка Скайуокера с Персевалем и подобными ему персонажами, и на том остановились. А ведь Лукас с энтузиазмом Энакина Скайуокера нарушил незыблемую традицию и по-своему истолковал универсальный миф.
Дело в том, что «путешествие героя» всегда было историей положительного персонажа (понятие «положительности» может меняться от эпохи к эпохе и варьироваться у разных народов, но важно, что данная культурная система воспринимает того, о ком идет речь, как положительного, «своего»). Этот персонаж воплощает дух жизни, поэтому находится в постоянном движении. Он перемещается из пункта А в пункт Б и все следующие пункты, и, так или иначе, меняется вместе с этими перемещениями. И не просто меняется, а обновляется (Иван-дурак в прологе – писаный красавец в эпилоге).
Мифологические злодеи, напротив, статичны. Они «застыли» в определенном месте (пещера, лес, загробный мир) и неизменном состоянии (дракон вечно сторожит клад и пожирает девиц, тролль всегда глупый, ведьма злая и тому подобное). Кино до поры до времени придерживалось тысячелетней традиции (особенно добрый старый Голливуд), перенося ее не только в перевралки путешествий Синдбада – сниженный вариант «путешествия героя» можно найти даже в приключениях «Дафны» и «Джозефины» («В джазе только девушки»).
Лукас тоже отдал дань традиции. Положительные герои «Звездных войн» нередко попадают в знакомые и знаковые сказочные ситуации. Здесь и «смена миров» (из мира обыденности – в мир опасностей и приключений), и «перепутье» (выбор и связанные с ним сомнения – пойти ли налево и
Если бы создатель «Звездных войн» остановился только на этом, история Люка Скайуокера собрала бы свою кассу и осталась в своем времени, как еще одна старая-старая сказка. Но Лукас не один пришел, а с кузнецом. В 1977 году во всемирной мифологии появился качественно новый персонаж – Дарт Вейдер. Злодей без лица и в устрашающих доспехах, он наделен собственной историей и способностью к изменениям. А, главное, он получил право на свою, отличную от всех других, дорогу – дорогу судьбы.
Эпизод V. Шаги командора, или
В чем прав Оби-Ван
В чем прав Оби-Ван
читать дальшеПути Люка Скайуокера и Дарта Вейдера – мифообразующие границы «Звездных войн». Обе связаны между собой темой судьбы. Но если у Люка она уравновешена ролью положительного героя, то в истории Дарта Вейдера судьба выступает как величина абсолютная. Вейдер – человек судьбы. Это отличает его от других персонажей «Звездных войн». Он ближе к героям старинных японских драм и германского средневекового эпоса (особенно к Хагену фон Тронье из «Песни о Нибелунгах», которого литературоведы именуют «героическим злодеем»), чем к обитателям ДДГ.
То, что Вейдер принадлежит к типу человека судьбы, подтверждает сам Лукас. Если хотите узнать полную правду о Силе в «Звездных войнах», советую прочитать великолепную работу Sithoid и Whill «Журнал Уиллов»: настоящая история мифической книги» на сайте Jedi Council
см. здесь
www.jcouncil.net/topic16399.html
В этом подробном исследовании приводится следующее высказывание Лукаса: «Сила делится на две части: Живая Сила и более великая вселенская Сила. Живая Сила дает чувствительность к другим живым существам, усиливает интуицию, позволяет читать чужие мысли и так далее. Но Великая Сила имеет дело с судьбой. Исследуя Силу, можно узнать свое предназначение и решить, следовать ему или нет» (Laurent Bouzereau and Jodi Duncan. Making of Star Wars Episode I (1999).
Сказано в 1999 году, но, судя по всему, Лукас придерживался этой концепции уже во время съемок ОТ. Дарт Вейдер неоднократно говорит о судьбе и явно отождествляет это понятие с путем Силы.
Путь человека судьбы стадиально повторяет мономиф. Но есть и существенная разница. В «путешествии героя» все жизненные этапы важны, все они предъявляются читателю (или, в нашем случае, зрителю). Перед нами проходят детство или юность персонажа, его взрослая жизнь, а зачастую и старость.
Драма человека судьбы состоит из явных и скрытых стадий. Проследим ее на примере Дарта Вейдера.
Впервые зритель встречается с Вейдером, когда тот давно перешел на Темную сторону. Трудно угадать его возраст в «Новой надежде», но понятно, что Вейдер уже не юноша. За его плечами – ученичество у мастера-джедая Оби-Вана и таинственная история, связанная с потерей семьи. К слову, эта история, какой бы она ни была, противоречит той, что показана в приквелах. Лея говорит о матери: «Я ее почти не помню. Я была совсем маленькой». «Совсем маленькая» – это все же не «только что родилась». Чтобы хоть как-то помнить мать (а Лея помнит не как-то, она помнит черты ее характера, ее красоту), сестра Люка должна была какое-то время находиться рядом с ней. Это значит, что жена Вейдера не погибла при родах. И что, скорее всего, Вейдер знал о рождении сына. Правда, потом кто-то убедил его, что семья погибла. И даже нетрудно догадаться, кто. Оби-Ван рассказывает Люку: «Вас спрятали от вашего отца, когда вы родились». Спрятали так, что Вейдер и не пытался искать – значит, имитировали гибель его жены и оебенка (на самом деле, двух детей, но Лукас так долго колебался, решая, кем приходятся друг другу Люк и Лея, что вплоть до финала трилогии Вейдер о дочери ничего не знает). Император вполне мог представить случившееся как дело рук самих джедаев. Не «ты убил во гневе» (так ведь можно и сломать, а на что сломанный и сломленный годен?), а «джедаи виноваты!» (весьма действенный стимул для того, чтобы Вейдер вознамерился изничтожить джедаев под корень).
Так или иначе, Вейдера оригинальной трилогии легче представить переходящим на Темную сторону не ради жены, а ради сына, вернее, ради власти, которую можно передать наследнику. Власть, могущество, семья – основные принципы феодального мировоззрения, а мы уже говорили о близости Вейдера носителям этого мировоззрения в средневековой литературе.
Но вернемся к структуре мифа о носителе судьбы. В ОТ о детстве или юности Вейдера ничего не говорится. Его «исход» из привычной среды (дом, семья) остается в прямом смысле за кадром. «Сокрытая» юность – один из характерных признаков человека судьбы. «Песнь о Нибелунгах» не рассказывает о том, как протекала первая половина жизни Хагена фон Тронье. Беовульф, герой одноименной англосаксонской поэмы, появляется в повествовании закаленным воином, мы знаем о его юных годах лишь отдельные детали. И может ли кто-нибудь рассказать о маленьком Гамлете из трагедии Шекспира? (Хочу уточнить: человек судьбы далеко не всегда персонаж отрицательный, но он всегда так или иначе связан с «темной стороной» – совершает неоднозначные поступки, допускает роковую ошибку, поддается искушениям, стремится отомстить и так далее).
Первый этап, зачастую детально прописанный в «путешествии героя», у человека судьбы почти полностью отсутствует. Персонаж появляется в сюжете из некоего неизвестного нам (=иррационального) пространства и сразу включается в действие. Человек судьбы всегда наделен неким предназначением. Путешествующий герой тоже предназначен – для подвигов, борьбы со злом, восстановления справедливости, но его главное предназначение – повторить путь умирающего и воскресающего бога. Поэтому детство и юность героя мономифа так важны – «человеческий» пролог предваряет «божественный» финал, внушая тем, кто внемлет рассказу, надежду пройти тот же путь.
В противовес ему у человека судьбы всегда одно предназначение: он не уничтожает зло, он ценой своей жизни восстанавливает баланс добра и зла в мире (Хагену удается навеки скрыть золото нибелунгов, навлекающее гибель на всех своих владельцев; Гамлет погибает сам, но убивает Клавдия; Иидзима Хэйдзаэмон устраивает собственную гибель руками своего слуги Коскэ, чтобы дать тому возможность отомстить за отца, но тут же поручает ему рассчитаться с врагами, покушавшимися на честь рода Иидзимы).
Человек судьбы может знать о своем предназначении или ничего о нем не ведать, или ведать, но не верить. Однако предназначение есть, и оно будет выполнено – после того, как судьбоносец пройдет второй этап своего пути. Назовем этот этап мифологической смертью.
Поскольку начальная стадия в истории человека судьбы скрыта, то мы встречаем его уже на этапе «смерти», который по своей протяженности и значению может оказаться почти равным его жизни.
Что такое мифологическая смерть? Это состояние трудно конкретизировать, но легко почувствовать и представить. Персонаж, находящийся в состоянии мифологической смерти, может быть чрезвычайно активен; внешне он ничем не отличается от окружающих, и все-таки метафизически он мертв. В мифологическом сознании смерть не является небытием. Это – иная форма существования, враждебная земной жизни. Смерть стоит в одном ряду с такими понятиями как зло, тьма. Персонажи, воплощающие эти понятия, принадлежат миру смерти и приносят ее в мир жизни. Можно сказать, они «заражают» смертью, сея ее как чуму. Наиболее характерным воплощением мифологической смерти является дракон или змей, похищающий (пожирающий) девушек (=жизнь).
Но главное, что делает человека судьбы принадлежным смерти – инаковость. Чужестранцы, иноверцы, нарушители общепринятых норм воспринимаются мифологическим сознанием как посланцы из не-живого мира, несущие угрозу миру живых.
Дарт Вейдер – продолжатель древней мифологической традиции в новом времени. Из не-живого мира Императора он является в живой мир далекой-далекой галактики, чтобы обернуться классическими воплощениями мифосмерти. Сам способ его существования (получеловек-полумашина), устрашающий вид, тотальная внутренняя отгороженность от других существ делают его «инаковым» для всех, с кем он имеет дело. Характерно отсутствие у Вейдера каких-либо воспоминаний. Он как будто буквально испил «летейской воды» и только вторжение носителей его прошлого в настоящее (Оби-Ван, Люк) пробуждает его память. Представление об обитателях загробного мира, потерявших память о прошлом, о земной жизни, характерно для ряда мифологий, в первую очередь, древнегреческой. Это представление сохранялось в средневековой Европе: Данте в «Божественной комедии» говорит, что после Страшного суда обитатели ада забудут все, что знали о прошлом.
По всем мифологическим канонам Вейдер «мертв». Именно эту смерть имеет в виду Оби-Ван, когда рассказывает о гибели Энакина Скайуокера. Он действительно говорит правду, так как для человека древности (и средневековья) мифологическая смерть более «мертва», чем смерть «обычная».
Мифология дала Лукасу богатейший материал для воплощения – мифологический и художественный. Интересно наблюдать, как в каждом фильме ОТ Вейдер предстает в одном из классических образов мифосмерти.
«Новая надежда»: дракон, похищающий принцессу. Схема волшебной сказки выдержана Лукасом вплоть до деталей. Лея, которую Вейдер берет в плен, действительно принцесса. Черная броня и дыхание Вейдера наводят на мысль о непробиваемой чешуе и смертоносном дыхании сказочных змеев. И недаром именно в «Новой надежде» показан бой Вейдера с пилотами Альянса: драконы сражаются в полете.
«Империя наносит ответный удар»: Каменный гость. Мало кто заметил эту параллель к эпизоду, где Вейдер берет в плен Хана Соло, а ведь мастерство, с каким пересказана на новый лад старая легенда, поистине достойно восхищения. Авантюрист Хан Соло – экранный брат испанского гранда. До Облачного города он не прочь закрутить интрижку с Леей, без серьезных чувств и намерений. Но, как честь донны Анны оберегает ее покойный супруг, так неожиданное появление Дарта Вейдера меняет направление сюжета и отношения героев. Как мы помним, Дон Жуан пригласил статую командора, мужа донны Анны, на ужин. А теперь вспомните, что видит Хан, когда Лэндо приводит его, вместе с Леей и Чубаккой, в комнату для гостей? Вейдера, сидящего за накрытым столом. Статуя командора отправляет Дон Жуана в ад рукопожатием, и это смертоносное рукопожатие читается в вытянутой вперед руке Вейдера, отражающей выстрелы Хана. Замечу, что в пятом эпизоде Вейдер подчеркнуто статичен, из него ушла «летучесть», драконья подвижность первого фильма и появилась монолитность памятника.
Вейдер пытает Хана, не задавая ему никаких вопросов – в аду ни о чем не спрашивают, все и так ясно. Пытка и последующая заморозка в карбоните – ад, в который провалился Дон Жуан и который должен пройти Хан Соло. Но если Дон Жуан из легенды – неисправимый грешник, то испытания, в которые попадает Хан Соло, меняют его в главном – его отношении к любви. Соответственно, его ад оказывается временным. Так же, как временна и «каменность» Вейдера.
Эпизод VI. Оковы тяжкие падут, или Еще одна надежда мастера Йоды
читать дальшеДо встречи с Люком Вейдер представляется неизменным как камень и неизменяемым как дракон. Однако, «капля камень точит»: одно упоминание о том, что сын жив, вызывает в нем пока неявные превращения.
Возможно ли преображение Каменного гостя? Возможно ли возвращение мертвого в мир живых?
На этот вопрос отвечает еще один тип мифологической смерти – пленник. Пленник или раб – традиционная метафора смерти в мифах, сказках, обрядах, связанных с инициацией и плодородием. Пленник – чужак, его «инаковость» делает его заложником и вестником смерти. Но, согласно мифологическому закону перемен (верх может оказаться низом и наоборот, под шкурой чудовища скрывается принц, простак совершает подвиги), именно раб – наиболее подходящий кандидат в цари, именно пленник совершает то, что не решаются или не могут совершить свободные.
Человек судьбы всегда – пленник судьбы. Гамлет соглашается остаться в Эльсиноре, уступая просьбам матери, и оказывается в духовном заточении: «Весь мир – тюрьма». Хаген фон Тронье не считает себя невольником, но, по сути, им является, служа далеко небезупречным государям, слабость и трусость которых приводит государство бургундов к гибели. Беовульф – заложник собственной гордости.
Дарт Вейдер тоже пребывает в плену у судьбы, а, следовательно, смерти, ибо судьба и смерть во всех мифологических традициях тесно связаны между собой. Символом плена служит цепь на его доспехах. Функционального значения она не имеет, это – знак служения тьме (=рабство).
Освободиться от цепей человек судьбы может только ценой жизни. Другого выбора у него нет, но, когда он делает выбор, прежнее тотальное рабство смерти сменяется таким же тотальным преображением в жизнь (следует оговориться, что миф имеет в виду жизнь абсолютную, отличающуюся от обычной жизни, как мифологическая смерть отличается от обычной смерти). Погибшему Гамлету оказывают королевские почести. Хаген умирает героем, хотя начинал предателем. Вейдер убивает Императора, что обеспечивает окончательную победу Альянса и восстанавливает равновесие в Силе.
Кстати, о Силе, равновесии и всех связанных с семьей Скайуокеров надеждах. Когда Люк отправляется выручать друзей в Облачный город, Йода упрекает его в безрассудстве. Оби-Ван отвечает: «Он – наша последняя надежда». «Нет, – возражает Йода. – Еще одна есть!»
Под еще одной надеждой республиканского Альянса и в целом Светлой стороны принято подразумевать Лею. Люк говорит ей в шестом эпизоде: «Если я не вернусь, ты – последняя надежда Альянса». Видимо, на каком-то этапе создания «Звездных войн» задумывалось, что Люк подпадет под влияние Темной стороны, и сестра отправится его выручать. Но потом Лукас передумал (он часто передумывал, иногда прямо по ходу съемок, и швы от «передумок» порой режут глаз при повторных просмотрах ОТ), и Лея так и не стала форсюзером. Во всех трех эпизодах она управляется с ситуацией с помощью «обычного» оружия и смекалки – никакой магии.
И вот тут мы становимся свидетелями интересного феномена. В мировой культуре есть такое явление: автор хочет сказать одно, а энергетика произведения или персонажа заявляет совсем другое. И это начинает работать. В контексте не реализовавшей свое потенциальное джедайство Леи последней надеждой оказывается… Дарт Вейдер. Он спасает Люка и убивает Императора, тем самым устраняя перевес Темной стороны над Светлой.
Смерть освобождает человека судьбы от… смерти. Выполнив предназначение, он перестает быть пленником хтонических, загробных сил. Напомню, что миф оперирует понятиями абсолютной жизни и смерти, которые не тождественны земным представлениям. Погибший Оби-Ван, умерший Йода по-прежнему принадлежат жизни, в то время как остающийся в этом мире Вейдер – «мертв». И тот же Вейдер возвращается к жизни в момент своей гибели. Его возвращение начинается с «очеловечивания» (зритель впервые видит его лицо) и завершается апофеозом (Энакин Скайуокер как Призрак Силы рядом с Йодой и Оби-Ваном). Вопреки мнению некоторых фанатов «Звездных войн» Лукас сделал верный выбор, остановившись на варианте молодого Энакина. Энакин попал в плен к смерти молодым, смерть – остановившееся время, не знающее возраста, поэтому и воскреснуть Энакин должен молодым, чтобы заново начать жизнь в вечности.
В финале «Звездных войн» дороги героя универсального мифа (Люк) и человека судьбы (Вейдер) сходятся. Но, если Люку предстоят новые подвиги и приключения, то Дарт Вейдер свою миссию выполнил, и погребальный костер – аналог костра Беовульфа, подводит итог его пути. Дальнейшее – бессмертье.
И да, Энакин-Вейдер, действительно, избранный. Человек судьбы – всегда избранник судьбы. Он всегда отличается от других. «Обычных» судьба просто не замечает.
Для ЗВ-обзоров
@темы: "Star Wars", "мой звездный мир", "лорд Вейдер", "легенда и символ"
Очень интересно было прочитать. А мысль, что ещё один Скайвокер это на самом деле Анакин, заставляет подумать о многом.
Приятно, что прочитали и что понравилось))
Я немного боялась, что статья вышла слишком длинная и заумная)
Рада видеть!
Спасибо за такие стройные аргументы. О тысячелетнем герое я до этого совсем не знал, а ведь какая замечательно классическая получается вещь.
За сравнение с Беовульфом и Хагеном отдельное спасибо. Я поклонник германского эпоса и скандинавского с их мифологией и постоянным дамокловым мечом судьбы, и вот тут Вейдер рядом с Беовульфом и Хагеном просто ну очень согрел.
Очень давно хотелось почитать настолько связно с различными оборотами мифологии разных стран и культур очерк о знаковости Вейдера. Даже не фанату ОТ она, мне кажется, бросается в глаза, настолько буквально, что невозможно не заметить.
Ждал эту часть, репощу себе, как и предыдущие "вейдер-до", и очень благодарен за ваш труд и энтузиазм. Согрели и наполнили гармонией)
Про различие живой и великой силы - сформулированная такая затравка, как бы так сделать, чтобы замечательный прекрасный автор и правда сунулся в трилогию Энакина, да зацепил еще философию Квай-Гона?)))
Спасибо и вам, ваш интерес к теме был далеко не последним стимулом для моей работы)
Для любого пишущего лучше смерть, чем молчание и непонимание.
как бы так сделать, чтобы... автор и правда сунулся в трилогию Энакина, да зацепил еще философию Квай-Гона?)))
Думаю над этим уже сейчас, но написать смогу, вероятнее всего, в начале зимы, не раньше. Пока глаза не позволяют(
очень здорово, что упомянули эту сцену из пятого фильма, когда Вейдер ловит Хана Соло за накрытым столом перед заморозкой в карбоните. Действительно, похватал Лукас отовсюду - и судьбоносцев, и героев, и дон жуанов. Для меня она всегда немного выбивалась из всего пятого фильма, как будто бы должна быть знаковой (ведь такая яркая ситуация, декорация), но будто бы я никак не расшифрую знак. А теперь это практически гештальт закрытый)
В общем, выздоравливайте, вас еще непаханное поле написанного ждет, и действительно ну очень интересно узнать, в каком ключе вы стали бы рассуждать о приквельной трилогии, если бы ее так же разбирали)
порадовали несказанно)
локи вас разбери
Вот это он может Главное, чтобы потом мог собрать
Для меня она всегда немного выбивалась из всего пятого фильма
Да, готовая новелла)) Захватывающая новелла)
еще непаханное поле написанного ждет
Главный стимул писать - люди, которые умеют читать) К сожалению, таких становится все меньше.
Во всех фандомах.
порадовали несказанно
Первая – исход. Герой, так или иначе, выпадает из привычной среды («покидает дом») и отправляется к какой-то цели. Вторая – инициация. Герой проходит испытания, символизирующие смерть, преображается и одерживает победу, достигает цели. Третья – возвращение домой, часто связанное с возведением героя на царский трон или приобщением к сонму богов
Инициация - это такой древний обычай. По большому счету он описывается в мифах, но был когда-то реальным. Испытания, а потом включение в какую-то новую группу
Лея говорит о матери: «Я ее почти не помню. Я была совсем маленькой». «Совсем маленькая» – это все же не «только что родилась». Чтобы хоть как-то помнить мать (а Лея помнит не как-то, она помнит черты ее характера, ее красоту), сестра Люка должна была какое-то время находиться рядом с ней.
В первой версии сценария Падме улетела на другую планету и воспитывала там Лею
а «джедаи виноваты!» (весьма действенный стимул для того, чтобы Вейдер вознамерился изничтожить джедаев под корень).
Я так и думала, когда шла на фильм, что она сначала погибнет, а потом он перейдет на ТС (
Персонаж появляется в сюжете из некоего неизвестного нам (=иррационального) пространства и сразу включается в действие
То есть он же является и инструментом этой судьбы, получается?
Инициация и сейчас существует, и не только у племен на стадии родового строя -
например, посвящение в любую религию - это смягченный вариант инициации. А в некоторых
направлениях восточных единоборств (ашихара-карате, например) кандидат в обладатели черного
пояса проходит такую жесткую проверку, что она вполне сравнима с древней инициацией.
В первой версии сценария Падме улетела на другую планету и воспитывала там Лею
Как жаль, что Лукас отказался от этой версии.
Я так и думала, когда шла на фильм, что она сначала погибнет, а потом он перейдет на ТС (
Ибо логично)
То есть он же является и инструментом этой судьбы, получается?
Конечно. Он потому и человек судьбы, что судьбой ему определено некое предназначение, невыполнимое другими.
А в Эдде тоже была эта история, только Локи достал щуку из воды.. и там было кольцо
Наиболее характерным воплощением мифологической смерти является дракон или змей, похищающий (пожирающий) девушек (=жизнь)
А разве змей - это не жадность?
Лея, которую Вейдер берет в плен, действительно принцесса. Черная броня и дыхание Вейдера наводят на мысль о непробиваемой чешуе и смертоносном дыхании сказочных змеев.
Вот, как раз. Он хотел власти, а стал "змеем"
ну уж вы совсем змей ограничиваете)))а уроборос тогда как же?!)))
а если поближе брать, то хотя бы змеи асклепия вспомните)
Символом плена служит цепь на его доспехах
Энакин был рабом, но потом опять попал туда же(
Видимо, на каком-то этапе создания «Звездных войн» задумывалось, что Люк подпадет под влияние Темной стороны, и сестра отправится его выручать
То есть они как бы поменяются ролями? Не, ну а чо? А ей инициация не положена что ли?))
поэтому и воскреснуть Энакин должен молодым, чтобы заново начать жизнь в вечности
Такой "апгрейд". Хотя.. Почему-то вспоминается Гендальф, который стал потом Гендальфом Белым. Но не омолодился
Почему-то вспоминается Гендальф, который стал потом Гендальфом Белым. Но не омолодился
Я в статье пишу, если помните, что между жизнью и смертью в их обычном и мифологическом понимании огромная разница. В том-то и дело, что Гэндальф, даже погибнув, остается метафизически живым. Ну, если так понятнее: тело погибло, душа жива. Энакин, наоборот, "погубил" душу. Поэтому он метафизически мертв. Когда он воскресает, то воскресает в том возрасте, в каком "умерла" его душа.
А, кстати, маленький Энакин появляется тоже "из тумана". Его родила Шми без отца, откуда они непонятно. Она с ним говорит ну не как мать с девятилетним ребенком и т.д.
А, кстати, маленький Энакин появляется тоже "из тумана". Его родила Шми без отца, откуда они непонятно. Она с ним говорит ну не как мать с девятилетним ребенком и т.д.
Там своя интересная история) Когда-нибудь доберемся и до нее))
Мне трилогия Энакина по многим причинам не нравится, но, безусловно, свои
значимые моменты в ней присутствуют.
И вот, кстати, насчет затронутой вами темы жадности - интересно, что
как раз жадности у Вейдера нет. Он не барахольщик от слова совсем.
Деньги, вещи, собственность, движимая или недвижимая, его не интересуют. В Расширенной
вселенной у Вейдера есть замок, но как-то слабо верится, что Лорду из ОТ
он нужен. Стардестроер - его замок. Вейдер - аскет, не меньше, чем Оби-Ван или Йода.
Так что, он дракон в другом смысле (как справедливо заметил Зимний фейрверк,
у образа дракона много граней)), а именно как образ судьбы и связанной с ней смерти.
*говоря о змеях, можно еще вспомнить, что верховное божество гностиков, Абраксас,
изображался с ногами в виде змей, и эти две змеи символизировали интуицию и быстрое понимание*
Спасибо за столь интересную статью. Я совершенно не фанат фигуры Вейдера (скорее даже совсем наоборот), но прочитала с большим удовольствием.
Так существенно повлиять на мое отношение к данному герою за 20 лет не удалось еще ни кому)
Искренне надеюсь, что рано или поздно Вы таки доберетесь и до трилогии Энакина - с таким же подробным разбором мотиваций и поступков данного персонажа)
Спасибо Ваш отзыв для меня тем более ценен, что вы не вейдерианец.
Придя в фандом, я столкнулась с довольно частыми проявлениями зашкаливающей ненависти и с еще более зашкаливающим
стебом по отношению к Вейдеру. Мне хотелось показать, почему все же Лукас, не самый
глупый человек на нашей планете, назвал свою Сагу "рассказом о трагедии Дарта Вейдера" и почему этот персонаж ему так дорог.
Искренне надеюсь, что рано или поздно Вы таки доберетесь и до трилогии Энакина
Не исключаю такую возможность, хотя Энакин из приквелов для меня все же не Энакин Скайуокер из оригинальной трилогии)
Придя в фандом, я столкнулась с довольно частыми проявлениями зашкаливающей ненависти и с еще более зашкаливающим
стебом по отношению к Вейдеру
Э.... я в шоке - честно. O_o В моем случае ситуация развивалась с точностью до наоборот. С первого же знакомства с собратьями по разуму и по сей день я только и слышала "Вейдер то, Вейдер се" Именно такая всеобщая любовь к фигуре Вейдера и вызвала у меня в конечном итоге раздражение и отторжение по отношению к данному персонажу. Именно это всеобщее поклонение убило в зародыше желание самостоятельно разбираться в истинных мотивах его поступков. т_т
хотя Энакин из приквелов для меня все же не Энакин Скайуокер из оригинальной трилогии)
Ну да, есть такое. Если Вейдера в ОТ я еще могла как-то понять и принять, то Энакин из эпизодов 1-3 вызывает раздражение разной степени интенсивности сам по себе. Особенно в эпизоде 3 - тут мотивации его поступков мне не только абсолютно чужды, но и совершенно не понятны. А хочется понять)
В моем случае ситуация развивалась с точностью до наоборот.
Возможно, мне просто надо было встретиться с такими взглядами, чтобы еще больше загореться
идеей написать эту статью, так же, как и другие)
А хочется понять)
Взяла на заметку)
Вы не смотрели "Кунг-Фу Панда"? Там мастер Шифу прям очень напоминает магистра Йоду (или даже Оби Вана). Воспитывал Тай-Лунга (его побег великолепен) как будущего Воина Даркона, но Уг-Вей увидел в нем "темное начало" (!) и все.. ему не достался этот титул
Все что ни делается - все к лучшему))
Я смотрела Панду. Мультфильм мне понравился, в нем достаточно здорового
озорства, да и сделан он качественно. Но вот "узнаваемость" персонажей
("Кого он нам напоминает?") меня не приводит в восторг. Как минимум, это скучно,и, более того,
обедняет образ, с которого списан новый герой. В мультфильм не перетащишь духовно-идейную
"начинку" Энакина-Вейдера. Поэтому я предпочитаю находить ему параллели в мифах и религиозных
традициях, а не в мультиках. Тем более, что сопоставление Вейдера с другими кино- и мульзлодеями
не учитывает главного - итог его жизни, без которого Вейдер - уже не Вейдер.
Катя Скайвокер
Все что ни делается - все к лучшему))
Мне ли, вейдерианцу, этого не знать
Тай Лунг это даже не Энакин. Это Тай Лунг. Пусть им и остается.
Так гораздо интереснее)
Спасибо за развернутый отзыв Познакомилась я с вами совсем недавно, но мне важно ваше мнение, потому и пригласила почитать)
этим ведь и отличается настоящая сказка - тем, что глубже, чем кажется на первый взгляд, и никакие неловко сметанные швы сюжета тому не помеха - мир ожил, герои живут своей собственной жизнью, говоря, чувствуя и выражая то, что требуют законы их вселенной - их, не придумки создателя....
Как говорится, подписываюсь под каждым словом))
Хотя, честно говоря, чтобы разглядеть в милорде человека, а не абстрактный образ злодея, потом злодея раскаявшегося, мне понадобилось повзрослеть - в 11-12 лет, когда видишь красивую сказку в первый раз, все же воспринимается все немного иначе, и тогда поисками глубокого смысла заниматься как-то не с руки))
Ваш дневник меня заинтересовал - так что, с вашего позволения, я тут задержусь.
ваше понимание образа лорда очень близко моему собственному.
Ваш дневник меня заинтересовал - так что, с вашего позволения, я тут задержусь.
Здесь всегда рады тем, кто любит жизнь, красоту, а, следовательно, сказки)
У меня не получится написать развернутый отзыв, но у меня четкое ощущение, что ничто не случайно. Пожалуй, это единственное осмысленное, что я смогу выдать. А да, за компанию уж. Ты уже знаешь, что мне интересны приквелы, и поэтому я рассматриваю всю историю, но что до отношения к Вейдеру... судя по тому, как я методично все комментирую, может ты подумала, что я фанатею... нет. Это больше - уважение и интерес. А еще я не хочу считать Вейдера воплощением зла. То, что он жесток - не есть зло. Даже в таких масштабах, да. Однозначно не добро, при этом не зло... определений не получается. И правда, судьба, иначе никак не вывернешь