Джокер прав: безумие подобно гравитации. Стоит подтолкнуть, и, пока народ курит траву по Рейло и другим пейрингам беспробудно спящей силы, ты (на самом деле, я – тебе это по большому эвокскому барабану) без всякого гиперпривода возвращаешься в мир оригинальной трилогии «Звездных войн». Мир обжигающего, как ямайский ром, духа свободы, легкого, как элитное курево, привкуса дзена и драйвовых, как лучшие рокерские композиции, героев.
Вкус у меня лаутензаковский, и мое отношение к оригинальной трилогии подтверждает этот горестный факт. Мне в ней нравятся все. Даже впалощекий гранд-мофф Таркин с тусклым умом, но горящими глазами. Даже Пиетт, выдернутый из своего уютного капитанского звания на неуютный адмиральский мостик, замирающий перед Вейдером, как кролик под взглядом удава (столь удивительно терпеливого по отношению именно к этому кролику, что возникает вопрос: может, и удавы чувствовать умеют?)
Удав интересует меня больше всего. Да, это снова лаутензаковщина, любовь к баянам и что там еще, но Дарт Вейдер всегда будет занимать одно из самых почетных мест на моем личном Олимпе. Именно Дарт Вейдер, а не Энакин Скайуокер.
Мне вообще представляется, что Вейдер из оригинальной трилогии и Энакин из приквела – не одна личность, пусть и меняющаяся от «хорошего человека» к «очень злой машине», а два разных персонажа, связанных только неуемным желанием Лукаса подзаработать миллиард-другой на кусок хлеба и стакан водки.
читать дальшеКак всегда, то, что подзаработать – с кудряшками, в клевой курточке и с еще не накачанной эфиром Натали Портман, смотрится как классический типаж из фанфика. А то, что курилось создавалось в приступе режиссерского озарения, пришло не из коммерческого кино, а из эпической поэмы, мифа или древнего ритуала инициации. Да, с эквалайзером, губной гармошкой и движениями манекена – прямо из легенды. Вернее, многих легенд. В Дарте Вейдере удивительно сочетаются монолитность тольтекской статуи и многослойность японской шелковой накидки эпохи Хэйан – из тех японских накидок, что называли китайскими.
Зрители первой волны после выхода первого фильма («Новая надежда») углядели в Вейдере сходство с Сатаной. Это было первое, поверхностное, но самое стойкое впечатление (поверхностные впечатления всегда самые стойкие). Кстати, если большинство зрителей за пределами США сравнивали Вейдера с Сатаной просто потому, что он обликом ужасен, черен и говорит как из-под земли, то многие американцы, прошедшие в детстве воскресные школы, сразу вспомнили строки из пророка Исайи: «…человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой».
К слову, о разрушении городов. Когда, после долгого перерыва, я вернулась к теме Дарта Вейдера (вернее, тема захватила меня по новой, аки абордажный крюк Экзекутора), то была, мягко говоря, удивлена. Удивило меня повальное убеждение, что именно Вейдер рулил Звездой смерти и разносил планеты с ее помощью. Сколько демотиваторов, коллажей et cetera на эту тему гуляет в Сети! Как-то напрочь забывают, что Альдераан разбабацал мофф Таркин, что Вейдер сначала обозвал пресловутую Звезду технологическим монстром, а потом попытался остановить горячего имперского вояку (правда, без особого энтузиазма). У меня нет желания представлять Вейдера маленьким и пушистым, но, ребята, давайте держаться фактов, даже если это факты из истории очень далекой и очень выдуманной галактики. Подобные ошибки коробят, особенно, когда их допускают фанаты. Вот не припомню, чтобы поклонники марвеловского Локи приписывали ему разгром Гарлема. Манхеттен – да, а Гарлем громил Халк, спроси об этом любого в фандоме Локи, и любой это скажет даже спросонья. Может, и Вейдера с Таркином перестанем путать? Разные слишком они.
Из-за чего шум, спросят меня. За Вейдером значится столько грехов, одним больше – что из того? А то, что подобные ошибки искажают характер. Вейдер – не наемник и авантюрист, как задумывался в первой версии сценария. Он и не стандартный «псих», каких мы немало повидали на экране. Он – зодчий Галактической империи, ее идеолог, политик и страж. И, хотя он подчиняется императору, но империю строит для себя. Строитель обычно не склонен бездумно разрушать построенное. Так и Вейдеру нужны подданные, а не черные дыры на месте бывших планет. Он не остановится ни перед какой жестокостью, если жестокость поможет подчинить массы и устранить личности, но ему претит уничтожение целого мира ради того, чтобы продемонстрировать мощь империи. В отличие от Таркина Вейдер понимает последствия уничтожения Альдераана. Так что, будь он у руля Звезды смерти, она как раз бы и не выстрелила, а будь он у руля империи, Звезда смерти не существовала бы даже в чертежах.
Но вернемся к японской накидке. Ассоциации с Князем мира сего позволили Лукасу успешно обыграть во второй трилогии знаменитое восклицание из той же Книги пророка Исайи: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» История Энакина – голимый парафраз истории Люцифера. Только вот Люцифер, после того, как восстал против Бога, сам себе господин, а над Энакином-Вейдером стоит император. Да и сын Сатаны никак не похож на Люка Скайуокера, который весь, от имени до поступков, воплощает мировое торжество добра и света. Впрочем, Лукас ведь и не говорил, что собирается экранизировать Библию, так что вольности в трактовке образа вполне позволительны.
Еще в Вейдере увидели древнегреческого Танатоса и даже Аида. С Аидом опять нестыковочка. Если с ним кого и сравнивать из «Звездных войн», то лишь Палпатина. А вот с Танатосом обнаруживалось немало параллелей. На мысль о нем наводила привычка Вейдера душить нерадивых подчиненных, используя Силу. Танатос ведь тоже «обрывает дыхание» умирающего. Политическая символика в образе Вейдера (тиран-душегуб) переходит в мифологическую (божество смерти).
У Танатоса железное сердце. Вейдер облачен в непроницаемый «костюм жизнеобеспечения» (который одновременно доспехи), и в холодную отгороженность от мира (об интроверсии Вейдера мы еще поговорим, это весьма интересная грань его характера). У Танатоса есть крылья, у Вейдера – его личный TIE Advanced x1. И так же, как греческие герои побеждали Танатоса, герои «Звездных войн» – сначала Хан Соло, потом Люк Скайуокер – побеждают Темного лорда.
Но все же самой интересной из существующих интерпретаций мне представляется аналогия Вейдера с платоновской психе (душой).
Помните, в шестом эпизоде «Звездных войн» Люк говорит Лее: «В отце осталось добро, я это чувствую». Скудный запас английского помешал узнать, как же эта фраза звучит в оригинале, но более точными мне представляются слова Кайло Рена, беспокоящегося, что в нем самом «остался свет». Еще орфики и пифагорейцы представляли душу в виде искры света. Согласно Платону, этот свет заключен в материальном теле (сома) как в гробнице (сема) и, чем больше человек поддается страстям, тем плотнее и теснее становится гробница, грозящая окончательно поглотить душу. Обезображенный Энакин Скайуокер, заключенный в оболочку Дарта Вейдера, иллюстрирует положение о душе в гробнице. Согласно гностикам, превратившим платоновское учение в религиозно-философскую систему, душу спасает Логос, воплощение божественного Света (привет, Люк!). Давайте попробуем угадать одно из имен Логоса. Как? Правильно. Сын. Правда, в учении гностиков это Сын Божий, но мы договорились, что Лукас не клялся на крови в точности воспроизводить какой-либо древний сюжет, учение или архетип. Так или иначе, у платоновско-гностического варианта наибольшее число пересечений с Лордом ситхов, на что и обратили внимание после выхода на экраны «Возвращения джедая».
На что совсем не обратили внимания (и это еще один повод удивляться), так это на японскую накидку, о которой говорилось где-то в начале моего поста. Не на многослойность, нет, а на японское происхождение. Хотя, зная, как создавались «Звездные войны», нетрудно перекинуть мост от гностиков до несколько авантюрного, но очень верного образа жизни, который называется…
Впрочем, пост и так громадный. Договорим в следующий раз.
Заманить и мучить - любимое злодейское занятие
ДА. Вот под каждым словом да! (и особенно под тем, что Эничка приквелов и Вейдер оригинальной трилогии — разные люди).
какое ж счастье такое читать, вы бы только знали.
Очень интересно все это, я с Сатаной Вейдера не сравнивала никогда, но все, что написано - оно очень и очень имеет место быть) необычные параллели) безумно здорово читать такой подробный анализ, серьезная работа, очень надеюсь, что ты допишешь ее до конца, потому что с Японией должно начаться самое занимательное)
И вообще я теперь когда где-то вижу Вейдера, все время вспоминаю об этой аналитике)
И я согласна, что Энакин и Вейдер - разные люди, хотя неприязни к Энакину я никогда не питала) просто он другой - по масштабу личности внутри себя)
Хотя вот честно - Энакин первой части - ребенок - вот это оущение силы у меня вызывает.. Может благодаря Квай Гону, но вот в нем я чувствую масштаб Вейдера)
Рада, очень рада видеть в числе читателей, ибо знаю ваше отношение к теме
Всегда готова потолковать о Темном лорде, да и о саге в целом. Как уже сказала, мне в ней многие нравятся)
Villisa21
Ты здесь!
я с Сатаной Вейдера не сравнивала никогда,
Я тоже. Как говорилось в посте. это поверхностное сравнение, мне нравятся более оригинальные ходы)
Хотя, конечно, не такие экстравагантные, как встреченное мною в Сети:
"Дарт Вейдер - это Дар Ветер из "Туманности Андромеды", поданный с антисоветской точки зрения"
я теперь когда где-то вижу Вейдера, все время вспоминаю об этой аналитике
Ух ты! Вот это приятно. Значит, работает Сила)
хотя неприязни к Энакину я никогда не питала)
А у меня тоже нет к нему неприязни) Да и в трилогии об Анакине (я все путаюсь, это приквел или сиквел)
есть свои сильные эпизоды. Финал третьего эпизода, маска, спускающаяся на лицо Анакина, стал такой же классикой,
как и Люк, снимающий с отца эту маску. Но я не могу отрицать, что вторая трилогия "звездных войн" более коммерческая,
более заточенная под кассу. Отсюда и несоответствие масштаба Анакина и Вейдера, отсюда разность их характеров и прочие швы.
Энакин первой части - ребенок - вот это оущение силы у меня вызывает..
Может быть, это идет от самой атмосферы фильма, когда Лукас еще не вполне определился. из-за чего все-таки Анакин перейдет на Темную сторону.
Потенциал персонажа очень велик, его можно развить в любую сторону. И очень жаль, что режиссер выбрал все же самый "попсовую" - любовную - линию.
Я даже не слышала об этом романе, почитала в википедии, заинтересовало)) а ты фильм смотрела? Как он?
Согласна про Энакина во всем) мне кажется, в первом фильме Лукас еще сомневался, хотя по сути уже тогда начинали прописывать его отношения с Падмой) но просто потом их упростили и написали типичную любовную линию с грустным финалом) ладно бы она еще была очень необычна, но она действительно банальна)
А в первом фильме возможно планировалось какое то комплексное развитие персонажа)
ты фильм смотрела? Как он?
Фильм смотрела очень давно, еще в школе) Тогда он мне понравился, но
не думаю, что такое же впечатление произвел бы сейчас. Фильм оказался
слишком бесконфликтный. Вот роман - другое дело, там и мысли интересные есть,
и спорные моменты, и некоторые персонажи по-настоящему увлекают - Мвен Мас, например,
который хочет найти секрет бессмертия, или Эрг Ноор. Кстати, уж скорее у Эрга Ноора есть точки пересечения с Вейдером,
чем у Дара Ветра)
А в первом фильме возможно планировалось какое то комплексное развитие персонажа)
Да, вот это верно. Многое было вложено, включая те же отношения "учитель-ученик".
В последующих фильмах Оби-Ван ни разу не вспоминает о Квай-Гоне, что удивительно. Он не один раз должен был
подумать о том, что Квай-Гон мог по-настоящему вести Энакина и не допустил бы его перехода на Темную сторону.
Дело ведь не в том, что у Энакина есть недостатки, а в том, что никто не научил его ими управлять и направлять в нужном ключе.
То ли дело индуисты
для самореализации)
Да и другие потенциально интересные моменты, заложенные в первом фильме, использованы не были. Например, готовность
маленького Энакина приходить на помощь. Или вот еще - Энакин-ребенок никогда не колеблется, а, повзрослев, постоянно мечется даже там.
где, казалось бы, и метаться не нужно. Странное превращение, никто нам так и не объяснил, чем оно вызвано.
В общем, "грустно это", как говорил Оби-Ван. Образ мог бы получиться в разы сложнее и харизматичнее и по
масштабу не уступал бы Вейдеру из первых фильмов. В "Мести ситхов" есть эта попытка приблизиться к "оригинальному" Вейдеру,
сквозит напряжение, трагизм - и... и все равно не дотягивает и срывается в сантиментальность.
Я вот вспоминала, всплминала, неужели реально нигде не вспоминает? вначале я думала, он говорил все таки про Квай гона, но скорее всего он и правда просто упоминал то, что он не смог) но что то подобное было) если я не путаю)
Согласна со всем остальным) мне искренне очень сильно нравится первый фильм с маленьким Энакином, в нем очень много всего заложено. К нему у меня не было и нет вопросов - мне даже Джа Джа нравится)) Мне нравится второй фильм в принципе, потому что все таки там вся личность Энакина не сводится к любви и есть вот это упоминаемое тобой - ощущение, что его сила и личность не укладывается в то, что ему предлагают) а третий фильм уже сводится просто в сентиментальность, там вообще очень мало стороннего. Такое планомерное приведение к тьме - причем очень прямолинейное) и по сути мало чем подкрепляемого - только постоянными упоминаниями, что темная сторона силы - это круто и ты станешь всемогущим - и он не становится к ней ближе ну вообще на протяжении всего фильма. И мне до сих пор все время режет глаз его секундное перемещение на другую сторону. Мне это непонятно) он только что был хорошим - а теперь идет спокойно убивать детей) и вроде понятно, что все из-за Падмы, но в это не верится)) уж слишком резко, хотя подводили вроде весь фильм. Может как раз из-за этой однобокости, ты ждешь комплексного решения, чего-то масштабного и обдуманного, а получаешь странное и внезапное решение на эмоциях. Просто это не выглядит как осознанное решение, скорее такой жест последней надежды - и тем более непонятнее становится его осознанность своей стороны в оригинальной трилогии. Есть в этом какое-то глобальное несоответствие.
что он не смог) но что то подобное было) если я не путаю)
К сожалению, действительно не вспоминает. О Квай-Гоне говорит Йода в финале "Мести ситхов", когда рассказывает Оби-Вану, что тот встретит на Татуине своего учителя,
нашедшего путь к бессмертию.
он только что был хорошим - а теперь идет спокойно убивать детей) и вроде понятно, что все из-за Падмы, но в это не верится))
Вот-вот!)) Кстати, в кино, как и у ситхов, существует негласное "правило двух". Согласно ему, если авторы хотят вызвать сочувствие зрителя к отрицательному
персонажу, этот персонаж соблюдает определенные нормы поведения. Как минимум, он не совершает откровенно неприятных действий (не сморкается, не чавкает,
не икает и проч.) и не зашкаливает в жестокости. Я называю это "не обижать детей и котят". То есть, со взрослыми людьми такой злодей разбирается как угодно круто,
но нам не только не показывают, что он обижает младенцев или насилует женщин, или убивает животных, а даже мысли такой в голове зрителя не возникает.
Например, в "Хеллбой: Золотая армия" принц Нуада покрошил целый взвод охраны, а сторожевых собак не тронул, даже, наоборот, погладил и поговорил.
И вот что касается Вейдера: как раз его, такого страшного, трудно связать с избиением младенцев. Хотя бы потому что не мужское это дело.
Тем более непонятно и неприятно, что эту грань переходит Энакин. Во-первых, в приквеле он еще не настолько злодей, чтобы творить подобное, а самое главное -
история Энакина создавалась после истории Вейдера. Мы уже знаем, что Вейдер в конце концов выбрал Светлую сторону, и Светлая сторона Силы его приняла, ведь он говорит Люку: "Ты меня спас".
А как бы это могло случиться, имей он на душе детские трупы?
Этот момент - один из ключевых, из-за которых приквел меня в принципе не устраивает. Хотя, повторюсь, отдельные моменты и персонажи (те же Квай-Гон, Палпатин, граф Дуку, Уотто)
в нем очень даже хороши.
И, кстати, Джа-Джа мне тоже нравится) Он во мне ребенка будит, ей-богу!
Он не убивает подчиненных просто так, а потом переступает через трупы. Он им говорит, как надо.. Но по своему
В индуизме есть прекрасный принцип: есть достоинства - используй их для самореализации; есть недостатки - используй их
для самореализации)
Энакин-ребенок никогда не колеблется, а, повзрослев, постоянно мечется даже там.
где, казалось бы, и метаться не нужно. Странное превращение, никто нам так и не объяснил, чем оно вызвано
Да там вообще такой пробел. Чему и где его учил Оби Ван?
Например, в "Хеллбой: Золотая армия" принц Нуада покрошил целый взвод охраны, а сторожевых собак не тронул, даже, наоборот, погладил и поговорил.
А Хэллбоя вообще не хотел убивать!
Он не убивает подчиненных просто так, а потом переступает через трупы. Он им говорит, как надо.. Но по своему
Я, наверное, упоротый фанат Вейдера, но, на мой взгляд, он действительно не убивает "просто так", хотя окружающим от этого не легче. Что касается Оззеля, поглядите для интереса военную историю - в разных странах, в разные эпохи в действующей армии было обычным
делом, когда старых командиров (вроде Оззеля) показательно казнили и назначали на их место более
молодых. И делали это не только чудовища-тираны, но и довольно адекватные полководцы.
У старых командиров могли быть какие угодно достоинства, но их съедал один крупный
недостаток: они патологически не умели ориентироваться в новой обстановке. Знаете анекдот про
Ворошилова? Идет совещание в Ставке. На повестке дня - как остановить наступление немецких
танков. Старый Ворошилов мирно дремлет во время обсуждения, на середине просыпается
и спрашивает: "А шашками не пробовали?" Вот за такое непонимание ситуации, оборачивавшееся
военными поражениями, и летели
головы Оззелей во все времена.
Капитана придушил - показательный расстрел, на войне, как это ни страшно, дело обычное.
Даже на справедливой войне (естественно, про справедливую войну нам таких ужасов говорить
не будут, а мы будем верить, что есть войны без показательных расстрелов).
Там же, где, на взгляд Вейдера, можно обойтись без жертв, он без них обходится.
Например, Пиетта он не тронул ни разу, даже для вида не помучил, хотя тот, на минуточку,
упустил корабль с беглецами-мятежниками. И командира новой ЗС душить не стал, просто предупредил, мол, не сдадите станцию в срок, вам же хуже будет.
Хотя, конечно, он ужжжасссный злодей
Прошу прощения, если комментарий слишком эмоциональный)
А Хэллбоя вообще не хотел убивать!
Нет, Хэллбоя он как раз хотел убивать, но только после того, как понял, что с ним не договориться.