На их счету – более трех сотен спасенных жизней. Ташкентцы Елена Абдуллаева и Павел Карабаев на свой страх, риск и средства спасают птиц.
читать дальшеНачалось все четыре года назад. Одним спокойным летним вечером 2011 года они возвращались с работы. Вдруг услышали, как кто-то бьет крыльями по асфальту. Подошли ближе – черная остроклювая птица. Павел принял ее за сокола, Лена – за сову. О стрижах ребята еще ничего толком не знали. Птицу подобрали и стали решать, что с ней делать. Для начала отвезли к бабушке и дедушке Павла – у них свой дом, участок, вроде есть, где держать бедолагу. Стрижа посадили в клетку, а сами вернулись в Ташкент. Помучились и… забрали птичку обратно. С клеткой он явно не дружил.
Главной проблемой было вылечить подобранную птицу. Стали искать, кто мог бы хоть чем-то помочь. Искали в интернете. Первую профессиональную информацию – как кормить, содержать стрижей – почерпнули на сайте общества спасения черных стрижей в Германии.
Кстати, во многих странах Европы стрижи являются особо охраняемым видом в силу приносимой ими пользы и специфики образа жизни.
Того, первого стрижа, удалось выходить. Он окреп и улетел. А Паша и Лена осторожно перевели дух и решили, что такое приключение больше не повторится. Повторилось. Дней десять спустя, возле станции метро «Космонавты», Лена вновь услышала знакомое хлопанье крыльев на асфальте…
Счастливый финал со вторым стрижом не получился. Это был слёток, то есть, птенец, упавший на землю в результате неудачной первой попытки вылететь из гнезда. При падении птица получила такие травмы, что не смогла восстановиться. Ее долго пытались спасти. Метались буквально по всей республике в поисках того, кто мог бы хоть чем-то помочь. Обращались по всем возможным адресам, включая то самое немецкое ННО. Ответ получили только от одной организации и то самый общий.
Стриж умер. До сих пор они не могут спокойно о нем вспоминать. День его гибели стал своеобразной точкой отсчета для личного проекта.
– Мы кардинально пересмотрели свои взгляды, – говорит Елена, – и поняли: видишь проблему – не страдай и не жалуйся, а начинай решать ее первый. Столкнувшись с ситуацией, когда дикие птицы нуждаются в помощи человека, сами «записались в помощники». Тем более что к тому времени уже набрали опыт и по кормлению, и по уходу за дикими пернатыми.
В 2014 году зарегистрировали питомник по содержанию и передержке птиц с последующим выпуском в естественную среду обитания. Павлу и Елене разрешен сбор определенных видов раненных птиц для их реабилитации с условием, что затем они будут интродуцированы в дикую природу. А это, собственно, и есть их цель, ведь дикие птицы должны летать, для них это не просто нормально – необходимо. В питомник принимаются не только стрижи, но и дикие птицы других видов, нуждающиеся в помощи. Здесь доводилось выхаживать и зимородков, и хищников, и ласточек. Принимаются, наряду со стрижами, птицы со схожим питанием и образом жизни.
За время действия питомника Павел и Елена присутствовали при изъятии незаконно содержавшихся в неволе диких птиц, которых потом выпускали в горах на свободу (есть фотоотчет, зафиксировавший эту акцию). Однажды Павлу пришлось на высоте выпутывать стрижа из длинной толстой нитки, в которой он запутался лапками. При том, что Павел высоту не очень любит.
Питомник спасатели птиц содержат на свою зарплату сотрудников одного из ташкентских НИИ. Говорят, птица, которая выздоровела и вновь может летать, так красива, что за это зрелище не жалко отдать все походы в кафе.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/9/0/4/2904263/83232462.jpg)
читать дальше