воскресенье, 16 ноября 2014
Сколько бы их ни было, «братьев» Локи, древних богов, олицетворявших космический закон вечного движения, но этот, пожалуй, ему самый близкий – «ловкач изворотливый, дока, хитрый пролаз, быкокрад, сновидений вожатай, разбойник». А еще – вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших в царство Аида и хранитель тайн мироздания. Великий Гермес.
читать дальшеГермес – сын владыки богов Зевса и Майи, дочери Атланта. Атлант – титан, следовательно, Гермес причастен и богам, и их древним противникам. Он сочетает в себе упорядочивающее, «олимпийское» и деструктивное, хтоническое начала. Уже младенцем Гермес обнаруживает тягу к обману и плутовству. Первый его «подвиг» – кража коров Аполлона, своего старшего брата по отцу. Комическая история о том, как малыш выбирается из пеленок, угоняет коров, заставляя их идти задом наперед, а потом рассудительно доказывает разгневанному стреловержцу, что он просто НЕ МОГ ничего украсть в силу младенческого возраста и неразумия, изложена в так называемом гомеровском «Гимне Гермесу».
Неизвестно, когда возник этот анекдот, но он – свидетельство переосмысления функций очень древнего и совсем не анекдотичного божества. Так в индуизме Кришна-воин превратился в Кришну-пастушка. Гермес – догреческий бог, пришедший, вероятнее всего, из Малой Азии. На глубокую древность его культа указывает само имя, понимаемое как производное от «герма» – так называли камни (часто – каменные столбы), которыми отмечались границы мира земного (гермы ставились на дорогах, как охранители путей, на границах земельных владений, считались талисманами-хранителями ворот) и пути в иной мир (места погребений). Повреждение герм считалось одним из самых страшных святотатств.
На древность образа Гермеса указывает его связь с атрибутами шаманских ритуалов, в частности, крылатая обувь («амбросийные» золотые сандалии), шлем-невидимка и жезл – средоточие и знак магической силы. Вспомним, что и мифологический Локи обладает волшебными башмаками, в которых может «бежать по водам и воздуху».
Золотой жезл, усыпляющий и пробуждающий людей, позволяет Гермесу провожать души умерших в царство Аида. Психопомп – Проводник, Посредник между мирами – таким предстает Гермес в своем первоначальном облике. Он посредник между жизнью и смертью, богами и людьми. В этом своем посредничестве он – хозяин и хранитель тайных знаний. А поскольку знание и мудрость в древности не отделялись от хитрости, то Гермес предстает богом коварным и способным на всяческие плутни. Его способность отмыкать любые узы и делать видимое невидимым превратила его в бога-покровителя воров, а заодно и торговцев. Хитроумие Гермеса передается по наследству его потомкам, самый знаменитый среди которых – Одиссей.
Наряду с Аполлоном Гермес почитался как покровитель юношей и воплощение сил молодости. Юноши призывали его перед началом состязаний в беге и борьбе. Одновременно он – воплощение двойственности природы, в том числе, природы полов, отец существа с мужской и женской сутью – Гермафродита.
А еще Гермес – покровитель овечьих стад, и эту роль он разделяет вместе с, казалось бы, совсем не «пушистой овечкой» Гекатой. Великий Пан, покровитель лесных и домашних животных – сын Гермеса.
Что касается упомянутого вначале Аполлона, то с Гермесом они смотрятся как братья-близнецы, столь многими функциями эти боги взаимно обменялись или поделили между собой. Одна из них – покровительство музыке. Гермес считается изобретателем лиры, которую он подарил Аполлону (и с тех пор Аполлон с ней не расстается). Гермес же вырезал первую свирель и тоже отдал Аполлону. В ответ старший брат обучил младшего искусству гадания и подарил магический золотой жезл.
Образ Гермеса прошел сложную эволюцию. В «золотой век» Древней Греции он уже не воспринимался как всемогущий бог с хтоническими чертами. Его вытеснил легкий и, в общем, бездумный «вестник богов». Критической точки снижение образа достигло в трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Но в эпоху эллинизма, после походов Александра Македонского, когда раздвинулись границы знаемого мира, и человеческому разуму захотелось проникнуть дальше, когда пришел интерес к эзотерическим культам и алхимическим опытам, вспомнили, что именно Гермес обладает ключами ко всем мирам. И возник культ Гермия Трисмегиста (Триждывеличайшего), вобравшего в себя черты египетского мудреца, врача и зодчего Имхотепа, египетского же бога мудрости и письма Тота и собственно Гермеса.
В алхимии образ Гермеса связан с ртутью. Символ подвижности, изменчивости и вечного шанса на метаморфозу. Только из ртути посредством Великого Делания возникает золото. Это – позднейшие штрихи к образу античного бога, когда Гермеса уже знали больше под именем римского Меркурия. Но ведь и «классический» греческий Гермес обладает золотым ожерельем Гармонии, которое сродни Брисингамену и кольцу Андвари.
Хтоний (Подземный), Психопомп (Проводник душ), Пропилей (Охраняющий врата), Толкователь и Великий Маг… Само движение, сама жизнь. Это все он, легконогий вестник, лукавый сын Зевса, смеющийся дух, владеющий ключами к тому, о чем и не подозревают ни боги, ни люди…
Ты мне не брат? Да ладно!

@темы:
"Локи",
"легенда и символ",
"ты мне не брат?"