После долгого перерыва возвращаюсь к рассказам о богах и героях, чьи образы перекликаются с образом Локи. В одних регионах они более веселые, в других – более суровые, но всех объединяет пограничность, амбивалентность, соединенность света и тьмы, жизни и смерти, дионисийского и аполлоновского (по Ницше) начала.
Подобный образ знаком всем континентам во все времена. Вот Теночтитлан - империя ацтеков. В многочисленном пантеоне покорителей доколумбовой Мексики выделяются две основные фигуры: Кецалькоатль, божество утренней звезды в образе пернатого змея, и его антагонист
Тескатлипока.
читать дальшеИмя Тескатлипока переводится с языка науа (на котором говорили ацтеки) как «дымящееся зеркало». Этот бог вобрал в себя черты многих древнейших божеств обитателей Центральной Америки. У майя он почитался под именем Хуракан (от этого имени происходит наше «ураган»). Тескатлипока – многообразное божество. Он предстает то как верховный бог, именуемый Ипальнемоа (Тот, благодаря которому мы живем), Ипальнемоуани (Тот, благодаря действиям которого живет все), помощник в бедах, справедливый судья, добытчик огня, то как покровитель разбойников и колдунов. Среди его эпитетов есть и такие, как «враг» и «сеятель раздоров». Он может даровать счастье и благополучие, но может и погубить. Разрушение для него так же естественно, как и созидание. В одной из своих ипостасей он почитался как бог звездного неба, ночи, холода и льда. Тем не менее, именно он добыл огонь, превратившись в Полярную звезду. Он опасен своей непредсказуемостью, но именно он наблюдает за порядком в обществе. Он любит ночь и уединение, но он же первым прибывает на праздники в честь богов, о чем свидетельствовал след, оставленный на рассыпанной в храме кукурузной муке. Кроме того, Тескатлипока почитался как бог дружеских посиделок, что кажется совсем уж неожиданным.
В самой древней своей ипостаси Тескатлипока предстает в образе ягуара. В этом виде он – бог гор и землетрясений. А самым интересным его воплощением следует признать обезглавленное тело с двумя дверцами в груди, которые то открываются, то закрываются, издавая стук, похожий на стук топора, рубящего дерево. В этом виде Тескатлипока являлся ночью молодым воинам и вызывал их на поединок. Тот, кто не поддавался страху и умел победить необычного врага, получал от бога выкуп – шипы агавы. Количество шипов соответствовало числу пленников, которых воин захватит в ближайшем сражении.
Так же как у Кецалькоатля, у Тескатлипоки была еще одна ипостась – красивый юноша, избиравшийся жрецами и в течение года почитавшийся как воплощенное божество. По истечении года имперсонатора торжественно приносили в жертву и заменяли новым.
Основное внимание в мифе о Тескатлипоке уделяется его отношениям с другим наиболее популярным и почитаемым божеством ацтеков – Кецалькоатлем. Иногда они действуют заодно, например, разделяют первоначальный мир на небо и землю. Но чаще Дымящееся Зеркало – соперник и противник Пернатого Змея. Коварство Тескатлипоки привело к изгнанию и гибели Кецалькоатля в его смертной ипостаси.
Тескатлипока представлялся в виде одноногого человека с черным лицом, украшенным желтыми поперечными полосами. К обрубку ноги его прикреплено зеркало, от которого отходят завитки дыма (отсюда имя – Дымящееся Зеркало). В этом зеркале Тескатлипока видит все происходящее. Черно-желтое лицо – напоминание о шкуре ягуара, которая представлялась жителям Центральной Америки символом звездного неба. Одноногим же Тескатлипоку представляли потому, что одним из популярных его воплощений была Большая Медведица, а это созвездие на небе Мексики расположено так, что напоминает человека, стоящего на одной ноге.
А вот еще одно изображение Тескатлипоки
![](http://static.diary.ru/userdir/2/9/0/4/2904263/80534179.jpg)
@темы:
"Локи",
"легенда и символ",
"ты мне не брат?"
Я раньше этого товарища встречал только в виде "обезглавленное тело с двумя дверцами в груди, которые то открываются, то закрываются, издавая стук, похожий на стук топора, рубящего дерево", в книге про Кецалькоатля. Там он был неразговорчив и недружелюбен Х)
Вообще, у индейцев было такое дикое количество божеств, что там десятки трикстеров отловить можно. Очень уж благодатная почва)
Но вообще дверцы и зеркало - это явно привнесённое. Не было у них таких поделок, на заре культа, во всяком случае. Мне кажется, этот образ уже из более поздних, как и образ Самди в африканском вудуизме.
дверцы и зеркало - это явно привнесённое. Не было у них таких поделок
Насчет дверец - возможно, хотя во дворцах правителей, во всяком случае, какие-то двери должны были быть.
А зеркала знали уже предшественники ацтеков. Индейцы их делали из полированного камня, если не изменяет
память, из обсидиана.
Интересно было бы найти изображение того самого обезглавленного тела, но пока не получилось. зато видела
интересный арт на тему Пернатого Змея.
Вот, нашла. Взято отсюда
amagi.diary.ru/p179017419.htm
Ник художника GENZOMAN
Обсидиановые? Здорово. Не слышал, но буду знать. Думал, первые были металлические зеркала.
Интересно ещё, как они их обрабатывали.
Стремясь преобладать и господствовать, каждый элемент пытается лично направить живительное действие солнца. Тогда и начинаются великие космические сражения, символически выражаемые враждой между Тецкатлипокой и Кетцалькоатлем. Каждый период преобладает один элемент, потом наступает разрушение и возникновение нового мира. Так перестали существовать уже четыре солнца, четыре эпохи, наше солнце является уже пятым. Вот откуда возникали на страницах желтой прессы байки о якобы предсказанном ацтеками конце света. На самом деле это чередование эпох носит мистико- символический характер.
Что касается непосредственно Тецкатлипоки, в ацтекские времена он появляется как одно из многих основных божеств, а по некоторым источникам называется "главным из богов"
Философия науа действительно сложна, и Тескталипока не только враждует с Кецалькоатлем, но порой
действует с ним заодно. Он был бы уж слишком прямолинейным, если бы только враждовал. Все же ацтеки
мало похожи на марвеловских сценаристов))) А насчет смены эпох - да, ты все правильно говоришь. Кстати,
среди многочисленных эпитетов Тескатлипоки есть и такой - "старое солнце". Считалось, что он был солнцем одной из
предшествующих эпох.
а я сейчас мед пью - готовлю очередной пост. Про Сырдона )))
Мысль о "прежнем" боге мне тоже кажется очень заманчивой. ))
Времени бы побольше...
мало похожи на марвеловских сценаристов))) " ну ты меня просто положила на жертвенный камень и занесла обсидиановый нож! Бьюсь в корчах...от смеха))))
Да, до ацтеков Марвелу далеко.
А что скажешь насчет Се-Акатль Накшитль Топильцин Кецалькоатле? Позднейшие хроники сообщают, что Кецалькоатль обладал нетипичной для американских индейцев внешностью: помимо относительно слабого телосложения, у него была бледная, почти белая кожа, голубые глаза и длинная рыжая бородка. Возможно также, что Кецалькоатль отпустил длинную бороду и носил белую маску, чтобы скрыть своё неприятное лицо. Характерные особенности внешности Кецалькоатля дают почву для разнообразных теорий и догадок, некоторые из которых объясняют её генетическими отклонениями или даже пытаются приписать предводителю тольтеков неамериканские корни. Хотя есть версия, что это очень сильно искаженная легенда.
однако испанские конкистадоры во главе с Эрнаном Кортесом, высадившись на мексиканском побережье в 1519, то есть в год «Один Тростник» по местному календарю, умело использовали легенду о «белом бородатом боге», что стало одним из факторов завоевания «Тройной конфедерации» ацтеков. Некоторые местные жители, встречавшие странных светлокожих людей на лошадях, поначалу принимали Кортеса за вернувшегося Кецалькоатля.
Я не верю в версию о великом белом человеке. Во-первых, ты сама пишешь: "позднейшие хроники". Что такое поздние версии,
мы можем убедиться на основе скандинавской мифологии, "позднейшие версии" которой прямо ассоциируют Локи с чертом.
Во-вторых, стоит внимательнее посмотреть, что это за хроники, кем составлены, а, главное, кем и как переведены. Ведь
достаточно часто так называемые популярные гипотезы строятся на неверных и устаревших переводах, неправильном понимании
или толковании текста. Во всяком случае, у тех индеанистов, которых я читала, эта гипотеза доверием не пользуется. А у меня в данном случае
нет поводов для энтузиазма доказывать обратное. Охотно признаю Кецалькоатля за один из многочисленных образов Абсолюта,
но в данный момент увлечена другой Его формой.)))
А насчет белого цвета - так ты сама пишешь о символике цвета у ацтеков. И если был, например, "черный" Тескатлипока,
что же, считать его африканцем? "Белый" Кецалькоатль мог означать не белую кожу, а чистые помыслы. Ацтеки, к слову, белый цвет любили, что и запечатлено в миниатюрах сохранившихся кодексов. А то, что Кортеса и его спутников приняли за богов - понятное дело. Приплыли неизвестно кто, неизвестно на чем, едут на странных животных, на людей в общем не похожи. Ясно - боги!
Мне кажется, или у них космического и личного в богах побольше будет, чем "общественного"? Не так сильно они пытаются спараллелить жизни богов и людей?
Смотря в чем. Если рассматривать функции богов как покровителей общественной жизни: тот же Тескатлипока покровительствовал воинским братствам и юношеским инициациям, следил за исполнением законов и ритуальных предписаний, правосудия. У него множество общественных функций. Кетсалькоатль - покровитель правителей, писцов, "изобретатель" письменности, календаря и т.д. и т.п. И так - у каждого астекского, тольтекского, майякского или инкского божества.
А если говорить о конкретном взаимодействии богов с людьми (как, например, в сказке о Локи и крестьянском сыне), то вот таких мифов, действительно, не знаю. Но это не значит, что их не было - возможно, просто не сохранились. Ведь и сами образы древнеамериканских богов восстанавливаются по крупицам. Про "бога-ягуара" ольмеков, например, неизвестно вообще ничего, а ведь это основополагающий персонаж центральноамериканской мифологии.
в этом смысле - да. Индейские богини прядут пряжу, индейские боги сражаются теми же копьями с обсидиановыми наконечниками, играют в мяч и украшаются перьями птицы кетсаль. По образу и подобию, как говорится)