Я еще не знала, что на свете есть Том Хиддлстон, когда писала эти заметки. Просто мне нравятся единоборства. Но теперь, конечно, слово "капоэйра" звучит длля меня несколько иначе, чем тогда, в 2009 году.
В числе всех прочих свобод человек имеет право на свободу пространства. Когда никто не наступает на любимый мозоль, не дышит в ухо, не лезет к тебе со своим "дружеским локтем", который в итоге оказывается ударом локтя по почкам. Это знает каждый капоэйрист. Капоэйра – искусство создавать территорию свободы.
читать дальшеО ней до сих пор ведутся отчаянные споры. Одни считают его полномерным боевым искусством, другие называют ритуальным танцем с элементами рукопашного (скорее уж ногопашного) боя. Бразильцы, на земле которых и родился зубодробительный танец, утверждают, что капоэйра – результат плодотворного сотрудничества между беглыми рабами, создававшими в сельве вольные поселения – киломбуш, и исконными обитателями этой самой сельвы, индейцами. Легенды рассказывают о рабах, готовивших восстание против своих хозяев. Не имея оружия, они отрабатывали приемы рукопашной схватки, а чтобы надсмотрщики ни о чем не догадались, маскировали тренировки под танец. Еще говорят, что симбиоз африканского и индейского кулака наводил ужас на белых рабовладельцев. Я сильно сомневаюсь, чтобы голый кулак мог что-то сделать против даже мушкета, не то, чтобы ружья, но факт остается фактом – "Пальмовая республика" практически безоружных беглецов семьдесят лет успешно сопротивлялась правительственным войскам. Правда, есть еще один факт, против которого не попрешь, – современная капоэйра, как правило, бесконтактная. Так все-таки, бой или танец?
Существует гипотеза, которая может примирить оппонентов. Согласно ей, в основе капоэйры действительно лежит ритуальный танец, который должны были исполнять подростки ангольских племен во время инициации, посвящения в воины. То есть, конечно, пляска, но такая, где нужно показать, как ты умеешь порвать врага. Убедительно. Кстати, и само название "капоэйра" производят от слов из ангольских диалектов, обозначающих боевого петуха. Опять же, в капоэйре немерено ритуалов. Например, показательные выступления и даже тренировки проходят под музыку, но не всякую, а строго определенную и в исполнении неизменного набора музыкальных инструментов. Особенное впечатление производит беримбау – что-то наподобие лука, насаженного на высушенную тыкву. Смычком музыкант водит по "тетиве" лука, извлекая вибрирующий звук. Ему аккомпанируют барабан, трещотка и колокольчик.
В современной капоэйре существуют два направления. Первое, "режиональ", создал местре Бимба ("местре" значит "мастер" и соответствует "сенсею" в японских боевых искусствах). Местре Бимба – фигура культовая, известная каждому капоэйристу. Он систематизировал опыт различных школ и создал свою азбуку капоэйры. Так называемые "Восемь последовательностей Бимбы". Знатоки утверждают, что существуют две капоэйры – до местре Бимбы и после него. Основанный этим мастером стиль основан на развитии скорости и боевых рефлексов.
Второе направление, "ангола", основано местре Паштиньей. В отличие от Бимбы, который придавал большое значение боевым аспектам капоэйры, Паштинья всегда подчеркивал ее игровой характер и утверждал, что главное – это осмысленность каждого движения, продуманность ходов – как в шахматах. Есть еще один стиль, контемпоранса, пытающийся синтезировать оба течения, но он настолько спорен, что многие вообще не признают за ним права на самостоятельное существование.
Капоэйра похожа и не похожа на восточные боевые искусства. Главное, что отличает ее – непрерывное движение борющихся, именуемое жинга. Причем, не просто движение, а настоящие акробатические номера. Капоэйристы исполняют самые витиеватые кульбиты и больше времени находятся в воздухе, чем на земле. Ограничений во времени в капоэйре нет: борются, пока не надоест. А вот иерархия и знаки отличия напоминают те, что есть, например, в карате. Есть свое "кимоно" – в его качестве выступают белые штаны и такая же рубашка, воспроизводящие неприхотливую одежду рабов. На степень мастерства указывает цвет шнура – кордао – который повязывает капоэйрист вместо пояса. Кордао – также напоминание о давно прошедших временах, когда рабы подвязывали свою одежду простой веревкой. Кордао (часто вместе с "боевым" именем) вручается капоэйристу во время специальной церемонии посвящения. Высшая степень мастерства – звание местре, которое можно получить лишь через пятнадцать лет неустанных тренировок и выступлений.
Лет десять назад началось триумфальное шествие капоэйры по всему миру. Сейсчас трудно найти большой город, где не было бы энного количества молодежи, увлеченной этим экзотическим спортом. Что привлекает к капоэйре в первую очередь?
– Во-первых, это самый необычный вид боевых искусств, – отвечает на вопрос молодой парень, назвавшийся Алексом. – Все элементы, идущие от танца, увлекают и приносят необыкновенный прилив положительных эмоций. Классно то, что капоэйру можно совмещать с акробатикой. Это искусство.
Капоэйрой интересуются не только парни, но и девушки.
– До того, как узнала о капоэйре, я занималась дзюдо и регби, – рассказывает школьница Камилла Ногайченко. – Потом услышала от знакомых, что есть такой вид боевых искусств. Потом увидела занятия капоэйрой и поняла, что это – мое. Это неординарно, непохоже на все, что я знала раньше, сильно и в то же время красиво. Словом, здорово.
Когда наблюдаешь за тренировкой капоэйристов, которая, кстати, начинается с доброй старой разминки, понимаешь, что это действительно сильно и красиво. Хочется описать это как-то конкретнее, но, как верно заметил местре Бимба: "Капоэйра – она как воздух: мы знаем, что он есть, мы им дышим, мы не можем жить без него. И в то же время мы не можем поймать его, заключить в какие-то рамки…Капоэйра выходит за рамки всех нас".
@темы:
"вставай, переходим эту реку вброд"