"Моана 2" (2024 г.)
Первая "Моана" была, в определенном смысле, открытием — мультфильм подарил зрителю мир полинезийской культуры, его легенды, песни, ритуалы, его богов и героев. Подарил ни с чем не сравнимое чувство простора, когда дух захватывало от катящихся по экрану волн, от несущихся по волнам
ваа и
проа, от такой же летящей, словно ветер, музыки. Это был безграничный, но в то же время продуманный, хорошо выстроенный мир с симпатичными персонажами, внятной мотивацией и вполне земными проблемами
читать дальшевзросления, поиска своего пути, способности слушать и выслушивать друг друга. Там и причина зла была вполне понятна: изуродованная земля будет мстить тем, кто ее изуродовал, и тем, ради кого это делалось. И, конечно, "химия" между Моаной и Мауи, девочкой-подростком и трикстером, который сам, по сути, подросток, только большой и накачанный, и при этом классический трикстер, с его цинизмом, плутнями, перемещением сакральных ценностей между мирами, — это отдельный шедевр. Но главное в первой "Моане" — не Мауи и даже не Моана. Главный герой здесь — океан, как в "Книге Келлс" и "Легенде о волках" главный герой — лес, от которого зависит жизнь людей, живущих рядом с ним. Жизнь героев "Моаны" от океана зависит еще больше — они живут не рядом, они живут в нем, на островах посреди океана, для них водная стихия одновременно запретна и необходима не меньше воздуха. Можно сказать, они дышат океаном, даже если боятся выйти в него, и это чувство острой необходимости в океане (толкуйте этот символ как хотите) передается зрителю.
И вот в сиквеле всего этого нет. Моана из подростка, готового учиться (оригинал был еще о необходимости учиться — своему делу, отношениям, жизни), превращается в мэрисью, некий идеал, которому некуда расти. Мауи из трикстера становится мультяшным Дуэйном Джонсоном, главная задача которого — быть сильным и преданным, ничего больше. Вместо взаимодействия двух непростых характеров появляется навязшая в зубах тема команды, персонажей становится слишком много, чтобы они могли нормально проявить себя и вызвать симпатию. В командной суете пропало очарование поросенка По и безумного петуха Хейхея, так веселившего в первом мультфильме. Вместе с ними пропало очарование полинезийского мира и мифа. В сиквеле нет Полинезии — есть выдуманный мультяшный остров, где девушка (ну, разумеется) изобретатель только что не носит очки, молодежь говорит на языке поколения соцсетей, а стилизованные "под старину" картинки превращаются то в "кинушку", то в компьютерную игру.
А главное — в сиквеле нет океана. Да, нам показывают плавание отважной команды к неведомому острову, показывают подводные глубины и морские дали, но при всем при этом океана — нет. Нет его духа, простора, необъятности. А то немногое, что есть, взято из первого фильма, просто целиком перенесено на экран без попыток как-то обыграть, посмотреть по-новому.
"Моана 2" — тот классический случай. когда сиквел намного слабее оригинала. Безграничный мир, сжавшийся до размеров кокосового ореха. Хотя, как развлечение на вечер, кокосовый орех вполне сгодится.