Средневековье любило чистые краски. Живопись последующих эпох мысль о чистых, не смешиваемых цветах последовательно отвергало, открывая для себя мир все новых оттенков, полутонов, дойдя до вершины в веласкесовских валерах, растворившись в сыром, пропитанном запахом моря, свете тёрнеровских пейзажей - пока постимпрессионисты не задали этим поискам обратный отсчет. Жорж Сёра и Поль Синьяк провозгласили возврат к чистым краскам средневековых фресок и миниатюр, только техника была уже совсем другой. Отдельные крошечные мазки-точки сливаются в восприятии смотрящего в единое целое. становятся картиной. Так возник пуантилизм (от франц. "point" - "точка"), направление, в котором работали Камиль Писарро, Максимилиан Люс, Анри Эдмон-Кросс, чьи работы вдохновляли Матисса, и даже у Ван Гога, как говорят исследователи, можно найти следы влияния пуантилизма