В тот день парижские фотографы упустили сенсацию. Какой бы снимок получился! По улицам Монпарнаса, под взглядами оторопевших прохожих, неслись два натуральных японца в античных туниках. Низкорослые и кривоногие жители Страны Восходящего Солнца явно не походили на греческих богов, зато страсть, с которой они галопировали по мостовой в плетеных сандалиях, выдавала непреклонный дух самураев. Рвались эти два чудика в мастерскую Пикассо, и даже пылкий испанец был несколько ошарашен таким фанатским пылом. Банальное приглашение посетить его мастерскую, на взгляд художника, не заслуживало такой экстравагантности. Потом, лучше узнав Цугухару Фудзиту, Пикассо уже ничему не будет удивляться.
читать дальшеЦугухару Фудзита — экзотическая тайна авангардизма. О нем написаны книги, собраны все архивные документы и свидетельства современников, какие только можно было найти, а его по-прежнему невозможно разгадать, как невозможно разгадать кошку, хайку или ночь полнолуния. Разгадка осложняется тем, что Фудзита сознательно приложил руку к созданию вокруг себя атмосферы домыслов и легенд. Какие-то события в своей жизни он придумывал, о каких-то упорно молчал, делая вид, что их просто не было, какие-то интерпретировал так, что уже непонятно, что там было и кто там прав. В результате, говоря о жизни художника, мы имеем дело не с фотографией, более или менее точно отражающей действительность, а картиной, да еще в стиле авангард — что художник хотел, то изобразил, а всяк зритель понимай по-своему.
Впрочем, что-то о нем все-таки известно. Цугухару родился в 1886 году в Токио, в семье генерала Фудзита. Уже в начальной школе мальчик обнаружил незаурядные творческие способности, а в 1900 году специальное жюри выбрало рисунок 14-летнего подростка для демонстрации в павильоне Японии на Всемирной выставке в Париже. Уже тогда Цугухару мечтал попасть в Париж и заняться живописью в европейском стиле. Он сделает это в 1913 году, и здесь заканчивается биография, и начинается легенда. Нет, фактов о жизни японского самурая хоть отбавляй. Цугухару был общителен, он быстро познакомился с самыми известными (порой скандально известными) художниками, поэтами, артистами. Он был влюбчив, крутил романы, женился и разводился. Его странности удивляли даже странную парижскую богему, давшую ему прозвище "Фу-фу" — "Сумасшедший" (для примера, однажды он сжег свои работы, чтобы согреться и чтобы впоследствии они "не позорили его имя"). Но все это как-то тушуется, отходит на задний план по сравнению с настоящей его жизнью — в картинах и фантазиях. Он как будто хотел стереть ластиком себя реального и создать заново некий над-реальный образ. не привязанный к определенной эпохе, стране, традиции, образу мыслей. «Я очень люблю Токио, но возможность вести жизнь иностранца в Париже дает мне необходимую отстраненность, чтобы понять себя», — говорил сам Фудзита.
Он прожил долгую жизнь, скончавшись в 1968 году. Жизнь, полную влюбленности, путешествий и творчества. Вы удивитесь, но в 20-е годы XX века Цугухару Фудзита был известен не меньше Пикассо и Модильяни, он входил в жюри знаменитого Осеннего салона, а среди его заказчиков был папа римский Бенедикт XV. Мы не знаем о нем по одной простой причине — во время второй мировой войны Фудзита совсем некстати снова почувствовал себя самураем, вернулся в Японию и работал военным художником-пропагандистом. Лучше бы остался в Париже и писал кошек. Кошек он, к слову, очень любил, держал у себя дома и часто изображал на своих картинах.
Мне он и сам напоминает кота в очках.