В школе я зачитывалась книгами о глиняных табличках Месопотамии: как нашли библиотеку царя Ашшурбанипала, как переводили поэму "О всё видавшем" (вечная память Син-леке-уннини, который то ли написал,то ли переписал приключения Гильгамеша, неважно, он в любом случае сохранил их для нас). Потом эта тема надолго исчезла с моего горизонта — последние лет дцать я не получала никаких известий о новых находках или открытиях, связанных с клинописными текстами. И вот оно, свершилось. Прилетела ласточка с сообщением, что два дешифровщика вавилонских
туппим почетный профессор Лондонского университета Эндрю Джордж и энтузиаст клиночтения из Японии Танигути Дзюнко перевели четыре таблички из фондов Британского музея.
читать дальшеТексты возрастом четыре тысячи лет, предположительно из древнего города-государства Сиппара, попали в музей то ли в конце XIX, то ли в начале XX века, а вот руки до них дошли только сейчас. Впрочем, содержание табличек таково, что думаешь — могли бы и еще полежать. Какой-то вавилонский нострадамус напредсказал землякам всякое мрачное: нашествие саранчи, голод, войны, смерть царя и разрушение родного города. Вавилоняне вообще были пессимисты, убежденные, что их боги общаются с людьми преимущественно обещаниями вымести надоевший человейник из мироздания драным веником. А для пущей убедительности посылают лунные затмения — недвусмысленный пролог местного конца света. Жрецы с Луной дружили (месопотамский календарь был лунный) и умели рассчитывать даты лунных затмений. А заодно делали предсказания одно страшнее другого.
Тут бы сесть вавилонянам и заплакать, но... было два существенных "но".
Во-первых, пророчества в расшифрованных табличках изобилуют спасительным "если": «Если затмение внезапно затенится от своего центра [и] прояснится полностью, царь умрет, Элам погибнет...». А если оно затенится как-то по-другому, царь, хвала богам, останется, и царство не погибнет. Во-вторых, если даже все так плохо, надо быстренько провести правильный ритуал: мясца с пивком богам подкинуть, пообещать им что-нибудь ценное (земли, например, серебро или построить новый храм с разноцветным как детский мячик зиккуратом), в конце концов, подменить настоящего царя временным (боги из своей небесной дали все равно не разглядят, кто там на троне, главное, чтоб в короне). И — вуаля! — можно жить дальше, предаваясь размышлениям о фатальной неизбежности всяческих бед в жизни человека.
Такие вот невеселые таблички. Но я все равно рада, что их расшифровали. Есть повод вспомнить про собрата моего Син-леке-уннини.