читать дальшеЖаль, что этого не случилось в действительности. Об Эрте я узнала совсем недавно. Человек-мир: художник, скульптор, сценограф, дизайнер, модельер. Человек-скандал. Эпатажная личность, вполне в духе ар-деко, направления, которому он оставался верен всю свою долгую жизнь, растянувшуюся почти на столетие. Эрте — не настоящее, как вы поняли, имя. настоящее — Роман Тыртов (1892-1990), потомок старинного русского дворянского рода, сын военного (его отец имел чин генерал-лейтенанта), еще в раннем детстве проявивший незаурядные творческие способности. В пять лет он подал матери идею платья, которая была оценена по достоинству и воплощена в жизнь с помощью семейной портнихи. В неполные девятнадцать едва окончивший гимназию юный талант навсегда уехал в Париж, чтобы избежать давления отца, желавшего видеть сына на военной службе. Придумал себе псевдоним из первых букв имени и фамилии, и под ним вступил в мир славы. Создавал сценические костюмы для Анны Павловой и Маты Хари, декорации для голливудских фильмов и бродвейских мюзиклов, оформлял балетные постановки Ролана Пети. Иллюстрации и обложки, выполненные Эрте для американского женского журнала о моде Harper`s Bazaar, стали символом эпохи ар-деко. Кстати, о моде. Именно Эрте принадлежит идея стиля унисекс. Еще он изобрел ассиметричное декольте. Эрте был незаурядным художником. Среди его работ выделяется серия "Алфавит", где в роли букв выступают женские персонажи.
Мне же больше всего нравится Эрте-скульптор. Его работы откровенно декоративны, предназначены для украшения и любования, но это гениальная декоративность, достигшая своей высшей точки и полноты возможностей. Чуть меньше — будет крикливо и грубо, чуть больше — чересчур слащаво. Здесь же, сколько ни смотри, не надоест. Элегантность, стиль, грация не надоедают.