В годы Тэмпо (1841-1843) в Японии проходили реформы, всякие и разные — экономические, социальные, идеологические. С идеологическими, как всегда, пошло особое веселье. Например, власти издали запрет на изображения гейш и актеров театра Кабуки. Чтоб вы понимали — гравюры с портретами известных жриц любви и жрецов японской Мельпомены в эпоху Эдо были примерно тем же, что фото кинозвезд в моем детстве. Их расхватывали как свежие моти, из них составляли коллекции, ими менялись, и вообще они были "мое сссокровище". И тут вдруг — опа! — конфету отобрали. И что делать теперь?
"Как что? Рисовать", — беззаботно ответил один из самых прославленных граверов своего времени и большой любитель кошек Утагава Куниёси. Кошки, по утверждению учеников, буквально наводняли его мастерскую и часто присутствовали на гравюрах мастера с изображением прогулок тех самых гейш. Кошек-то и начал изображать наш дзен-буддийский колоброд, одев их в кимоно и придав сходство с актерами Кабуки. Ценители получали уже не одну, а целых две конфеты: великолепную гравюру и возможность проявить свои глубокие познания театрального мира, угадывая, кто из котэ кто. Такой вот VPN эпохи Эдо. Гравюра, кстати, пользовалась бешеным успехом, ее даже на веера наносили.



А наиболее известной работой Куниёси считается гравюра, пародирующая знаменитые "53 станции Токайдо" Хиросиге. Остановки на знаменитой дороге, соединяющей старую императорскую столицу Киото с новой столицей сёгунов Эдо, Утагава Куниёси представил в виде кошек, причем, поза и действия каждой кошки определяются названием соответствующей станции.