Принятое решение круто перевернуло жизнь семнадцатилетнего Ришелье. Титул маркиза сменяет сан аббата; фехтование, верховую езду и военную историю заступают труды отцов церкви. Молодой аббат возвращается в Наваррский коллеж, чтобы получить теологическое образование. Параллельно с лекциями в коллеже, он берет частные уроки у Жана Эннекена, ученика (на минуточку!) Джордано Бруно. Этот самый Эннекен в царствование Генриха III, в 1586 году, выступал на диспуте, устроенном в коллеже Камбрэ, в защиту тезисов своего учителя против основных положений аристотелевой философии. Занятия у Эннекена — принципиальный штрих для понимания взглядов Ришелье: будущий князь церкви, сын набожной матери смолоду был лишен фанатизма, столь свойственного многим его коллегам по цеху, и никогда не руководствовался в принятии решений соображениями религиозного порядка. Он не стал атеистом, как учитель его учителя. Не был Ришелье и тайным протестантом, в чем его нередко обвиняли противники. Но, бесспорно, его поступки и суждения выходили далеко за пределы католической доктрины того времени.
Впрочем, широту мышления он будет проявлять исключительно в интересах государства (вот истинный бог Ришелье) и никогда — в ущерб карьере. А пока эта самая карьера требует, чтобы кандидат в епископы заявил о себе. И Ришелье заявил.
читать дальше