Красноречие, любовь к письму и тяга к мудрости, унаследованные Гермесом Трисмегистом от молодого гида по Летейскми полям и умудренного опытом туроператора из страны Аменти, не могли не выразиться в трудах, излагающих посвященным вселенские тайны. Ямвлих (II — III века новой эры) упоминает о 365 тысячах герметических книг, но приводимая им цифра явно символическая. Больше веры Клименту Александрийскому, считавшему, что Гермес Трисмегист — автор сорока двух трактатов. Ну как — автор. В этих трактатах герметические истины излагаются от лица Триждывеличайшего. Часто они написаны в форме диалога Гермеса с кем-либо из учеников, либо Гермеса со своим учителем — Поймандром (Пастырем), отождествлявшимся с верховным божеством или единым мировым духом.
Главным текстом герметизма традиционно считается Изумрудная скрижаль — сжатое изложение учения, основанного на двух принципах: аналогии (что наверху, то и внизу) и причинно-следственной связи. По преданию, первоначальный текст был выгравирован самим Гермесом Трисмегистом на пластине из цельного изумруда и спрятан им в одном из египетских храмов, где его впоследствии обнаружил, по одной версии, Александр Македонский, по другой — Аполлоний Тианский. Отсылка к Аполлонию особенно интересна, ведь согласно его жизнеописанию, он побывал в Индии, где познакомился с принципами индуизма. Действительно, в Изумрудной скрижали можно найти параллели с описанием Атмана в Упанишадах. Впрочем, трудно сказать, когда именно был составлен текст: первая его публикация относится к 1541 году, а с какой рукописи она была сделана, неведомо.
читать дальше

Изумрудная скрижаль в картинках. Гравюра швейцарского художника Маттеуса Мериана.