читать дальшеПричины слияния Гермеса и Анубиса в единый образ вполне понятны: оба выполняют роль психопомпа, провожая души умерших на тот свет. Но если Гермес только передает души Аиду и Персефоне, не вмешиваясь в дальнейший ход дел, то Инпу (Анубис) выполняет роль судьи, взвешивая сердце умершего и определяя его посмертную участь. Вообще, Анубис — исключительно бог мертвых, в Древнем царстве — главный из богов Аменти (загробный мир), впоследствии вытесенный с этого места Осирисом и ставший покровителем бальзамирования и обрядов, связанных с водворением мумии в гробницу. В эпоху Александра и его преемников Анубис был отождествлен с Гермесом, образовав синкретическое божество по имени Германубис. От двух разных по духу и назначению богов ему досталось не только имя, но и облик: Германубиса изображали с телом молодого греческого атлета и остроухой головой шакала. В одной руке он, как и Гермес, держит кадуцей, другой сжимает то ли сердце (мы же помним, он взвешивает сердца, выясняя, чего в них больше, добра или зла), то ли пальмовую ветвь.
Функцией Германубиса стало выяснение правды как в том, так и в этом мире. Несколько неожиданный поворот для Гермеса, покровителя воров, торговцев и адвокатов, но, видимо, карма у него такая, на роду написано прийти от трикстерского плутовства к суровой добродетели правдоискательства.
И даже больше: к искательству высшей истины. Ибо песеглавый Германубис пережил не только Птоломеев и великий Рим. Он благополучно принимал поклонение в своем исконном облике от добрых христиан вплоть до 1722 года в России, и до 1969 года — в странах, придерживающихся латинского обряда.
Вы наверняка слышали об одном из самых удивительных персонжей святцев, Святом Христофоре. Кратко напомню его житие в католическом варианте (православный слишком сух и "каноничен", а потому большого интереса не представляет). Так вот, предание утверждает, что во времена императора Деция жил некий великан с песьей головой (что вы хотите, он был из племени кинокефалов, в древности и даже в средние века такое сообщение никого бы не удивило) и большим, простым сердцем. Звали его Репрев, и обладал он довольно своеобразной амбицией: хотел служить самому могущественному господину. Поэтому Репрев поступил на службу к местному царю, но вскоре убедился, что царь до смерти боится дьявола. Великан, недолго думая, предложил свои услуги дьяволу, но вскоре понял, что тот до колик в животе боится креста и Того, кто на нем был распят. Тогда Репрев пошел искать Христа и нашел отшельника, который, чтобы юноша не болтался без дела и не тратил силы попусту, пристроил его на регулярную работу перевозчиком, вернее, переносчиком через протекавшую поблизости глубокую и холодную реку. Заверив, что вот такая простая, но необходимая помощь людям и будет службой самому могущественному господину в мире. Репрев засучил рукава, подоткнул подол и принялся пахать без выходных, отгулов и удаленки на время пандемий. И однажды появился на берегу маленький мальчик и попросил перенести его через реку. Репрев посадил мальчика на плечо, лихо шагнул в воду и... чуть не пошел ко дну. Ребятенок оказался немыслимо тяжел. Впрочем, дитё не стало долго мучить своего рикшу, и призналось, что он вообще-то, и есть Христос, Спаситель мира, а тяжелый такой потому, что несет на себе грехи этого самого мира. И поскольку оба и так уже были в воде по самое горлышко, то, чтобы два раза не вставать, мальчик крестил великана, дав ему имя Христофор ("Несущий Христа").
После этого Христос велел Христофору воткнуть в землю посох, из которого выросло плодоносное дерево, и оказавшиеся поблизости
Самое примечательное в легенде о Святом Христофоре, что великан переправляет людей через некую загадочную, опасную и холодную реку. Это явно река в потусторонний мир, а наш святой выступает в роли психопомпа. При этом у него голова Анубиса и расцветший посох, приводящий на ум кадуцей Гермеса. А сам Христофор изображается с телом молодого воина. И выходит у нас добрый старый Германубис, тот самый, которого описал еще Апулей в незабвенном "Золотом осле": "Вот наводящий ужас посредник между небесным и подземным миром, с величественным ликом, то темным, то золотым, высоко возносит свою песью голову Анубис, в левой руке держа кадуцей, в правой потрясая зеленой пальмовой ветвью"...