Средневековье знало свой модерн. Даже именовалось тогдашнее Ар нуво почти неотличимо — Арс нова.
Как и положено модерну, "новое искусство" старого времени, созревшее в сиянии пламенеющей готики, изысканно и прихотливо. В нем больше утонченности, чем красоты, больше ювелирного изящества, чем пластической силы. В нем сквозит "осень Средневековья", по словам Хёйзинги (да, у этого красивого выражения есть автор — голландский историк Йохан Хёйзинга, автор интереснейшего исследования культуры XIV-XV веков). Наиболее отчетливо эта прихотливость, эта изысканность видятся — слышатся — ощущаются — в музыке. К ней чаще всего и прилагают термин "Арс нова".
Но осень — пора не только увядания. Это время урожая. Время вкушать плоды. Музыка Арс нова дала прекрасный плод, выращенный чередой безымянных композиторов, начиная от эпохи Каролингов.
www.youtube.com/watch?v=sWkjYImx9LcПриведенная ссылка — осовремененный вариант вирелэ Гийома де Машо Douce Dame Jolie. На ютьюбе можно найти и более каноничные варианты. Кстати, о каноничности. Вот еще одно произведение мессира Гийома.
www.youtube.com/watch?v=9ti59NdbG1cчитать дальшеГийом де Машо, "последний трувер" своей эпохи, является самым известным представителем Арс нова. Композитор и поэт, друг Эсташа Дешана и, возможно, Джеффри Чосера. С подачи своего сюзерена, короля Иоанна Люксембургского, стал каноником, хотя карьеру начинал вполне светскую. Вполне вероятно, что так король хотел отблагодарить "своего человека" (буквальное название одной из придворных должностей), сопровождавшего его в мирных разъездах и военных походах. Церковные бенефиции были делом весьма и весьма выгодным, а статус каноника подразумевал не слишком обременительные обязанности. Известно, например, что Машо надолго отлучался из соборов, где служил, в том числе, Реймского. Вот от чего он точно не отлынивал, так это от сочинительства. Пятнадцать ди (поэм), двести сорок стихотворений и множество музыкальных произведений — лэ, вирелэ, баллады, рондо... Одних мотетов им написано более двадцати. Ну, и поскольку мессир Гийом хотя бы формально носил духовный сан, то отдал дань и церковной музыке, сочинив мессу Notr-Dam — первое известное нам авторское произведение такого рода.
К слову, об авторстве. В оценке своей авторской индивидуальности и авторских прав Машо вполне современен. Он, кажется, первый (по крайней мере, первый известный) композитор, озаботившийся составить полный каталог своих поэтических и музыкальных трудов, чем сильно облегчил жизнь позднейшим исследователям. А свое авторское "я" мессир Гийом сделал героем автобиографической поэмы "Правдивое ди", в которой рассказывает о поздней любви к юной поклоннице дарований "последнего трувера".
Трувером Машо называют не зря: мало того, что его творчество продолжает традицию "сладостной науки любви", идущую от провансальских трубадуров XII века, он еще вполне в духе этой традиции совмещает в одном лице поэта и музыканта. Но все же мессир Гийом не столько продолжатель прежних традиций, сколько открыватель новых. Поэтому он не только служитель искусства, но и его исследователь, но только слагатель строф и мелодий, но и мыслитель, приводящий сам процесс творчества в систему. Составленному им самим собранию сочинений мессир Гийом предпослал Пролог, который, по выражению музыковеда Михаила Сапонова, является "исторически первой известной нам французской поэтикой", а также поднимает вопросы музыкального творчества и эстетики в целом. В этом француз Гийом — собрат итальянцев кватроченто, которые придут столетием позже, чтобы из сладкого сока позднего Средневековья приготовить вино Возрождения.