Средневековье знало свой модерн. Даже именовалось тогдашнее Ар нуво почти неотличимо — Арс нова.
Как и положено модерну, "новое искусство" старого времени, созревшее в сиянии пламенеющей готики, изысканно и прихотливо. В нем больше утонченности, чем красоты, больше ювелирного изящества, чем пластической силы. В нем сквозит "осень Средневековья", по словам Хёйзинги (да, у этого красивого выражения есть автор — голландский историк Йохан Хёйзинга, автор интереснейшего исследования культуры XIV-XV веков). Наиболее отчетливо эта прихотливость, эта изысканность видятся — слышатся — ощущаются — в музыке. К ней чаще всего и прилагают термин "Арс нова".
Но осень — пора не только увядания. Это время урожая. Время вкушать плоды. Музыка Арс нова дала прекрасный плод, выращенный чередой безымянных композиторов, начиная от эпохи Каролингов.

www.youtube.com/watch?v=sWkjYImx9Lc

Приведенная ссылка — осовремененный вариант вирелэ Гийома де Машо Douce Dame Jolie. На ютьюбе можно найти и более каноничные варианты. Кстати, о каноничности. Вот еще одно произведение мессира Гийома.

www.youtube.com/watch?v=9ti59NdbG1c

читать дальше