Вернусь к Гермесу, ибо тема далеко еще не закончена, а хочется придать ей хоть какую-то форму. Хотя, понимаю, что о Гермесе можно говорить практически бесконечно (и, в итоге, все равно ничего не сказать).
Как и его брат-почти-двойник Аполлон, Гермес холост. Что, разумеется, ничего не значит. Все олимпийские боги отличаются любвеобильностью, все они кого-то хотят, кого-то добиваются, кем-то овладевают, по взаимному согласию или без оного — времена суровые, мифы соответствуют временам.
читать дальшеДобиваясь своего, Гермес чаще всего пользуется хитростью (трикстер он или где). Вот положил он глаз на Апемосину, дочь критского царя Катрея, а девушка оказалась не только красавицей, но и спортсменкой. Гермес сколько за ней не бегал, а догнать не мог — Апемосина превосходила его быстротой. Тогда Гермес подстелил на дороге необработанные звериные шкуры, и погнался за Апемосиной, направляя ее в нужную сторону. Бежала девушка, бежала, поскользнулась на шкурах, упала... тут же, на этих шкурах, Гермес с ней и познакомился. Правда, брат принцессы, обнаружив беременность Апемосины, не поверил рассказу о кознях олимпийского трикстера и убил сестру за ущерб, нанесенный чести царского рода.
А Гермес в это время уже был занят другими романами. Возможно, с прекрасной Хионой, в которую он влюбился одновременно с Аполлоном. Чтобы не ссориться, братья решили навестить избранницу в разное время суток. Гермес пришел к ней днем, Аполлон — ночью. А чтобы, значит, не смущать девушку, Гермес ее усыпил, да так крепко, что она и днем ничего не поняла, и ночью ничего не почувствовала. Когда же, наконец, почувствовала и рассказала отцу, тот, в отличие от брата Катреи, зверствовать не стал, и Хиона благополучно родила близнецов Филамона и Автолика. Филамон, сын Аполлона, наследовал любовь к искусству и стал непревзойденным музыкантом, а Автолик — непревзойденным вором и обманщиком. Гермес научил сына изменять облик и делать предметы невидимыми. Ну, как тут устоять и не стибрить чего-нибудь такого ценного? Кстати, Автолик — дед Одиссея по материнской линии. Выходит, Гермес Одиссею прадед.
Интересно, что к сыновьям Гермеса причисляют героев-родоначальников восточных народов. Среди них — Араб, предок арабов, и Дамаск, основатель одноименного города. Но самым знаменитый сын Гермеса, это, конечно же, покровитель пастухов, козлоногий Пан. Согласно мифу, Пан родился лысым, с козлиной бородой, козлиными же ножками и рожками, и так распрыгался при рождении, что напугал свою матушку, нимфу (дриаду) Дриопу до панического бегства. Гермесу пришлось подбирать брошенного ребенка, пеленать в заячьи шкурки и нести на Олимп, чтобы представить своим божественным родичам. У родичей нервы оказались куда крепче, вид новорожденного их развеселил, почему его и нарекли Паном (греч. "пан" — "все", "всё") и определили ему местожительством леса, луга и пастбища. (Современные исследователи выдвигают другую версию о происхождении имени Пана — от индоевропейского корня, означающего "пасти скот").
Интересно, что Пан, по всем приметам, должен быть старше Гермеса. Он — очевидно архаичное божество, чья древность и стихийность подчеркиваются даже визуально. Ничего забавного в нем нет, это воплощение колоссальных, пугающих своей неукротимостью сил дикой природы. Казалось бы, что общего между ним и изящным вестником богов? И все же, Пан — сын Гермеса, и миф о его происхождении служит еще одним доказательством того, что в своих истоках Гермес был куда более могучим божеством, чем в олимпийский период.А здесь — история о том, как некая Герса не хотела пускать Гермеса на свидание к своей сестре Аглавре. Ее завидки брали. "Не сойду с места!" — заявила она, став у двери спальни. "Принимается!" — ответил Гермес и превратил Герсу в камень.