Они не близнецы, скорее — божества с частично пересекающимися функциями, пришедшие из разных мест и побратавшиеся в составе древнегреческого пантеона.
Начать с того, что оба имеют отношение к разведению скота, оба — покровители стад. В древнейшие времена Аполлону поклонялись в образе барана, в ряде мифов он, в качестве искупительной жертвы, пасет стада смертных царей (Адмета, Лаомедонта). Гермеса же часто изображали держащим на плечах овцу или ягненка (Гермес Криофор, считается, что именно этот образ дал начало Доброму пастырю раннехристианского искусства). Павсаний приводит легенду о спасении Гермесом беотийского города Танагры от чумы: "Что касается храмов Гермеса, то один посвящён Гермесу Криофору (Несущий барана), другой — Гермесу, которого они называют Промахос (Воитель). Относительно первого наименования они рассказывают, что Гермес отвратил от них моровую язву, обнеся вокруг их стен барана... Так и до сих пор на празднике Гермеса тот юноша, который будет признан самым красивым по внешности, обходит городскую стену с ягненком на плечах".
Тот же Павсаний упоминает объединенный культ Аполллона Карнейоса и Гермеса Криофора, существоваший в Мессении, в гроте Карнаса. Обряды этого культа включали в себя шествия юношей-агненосцев.
Аполлон и Гермес равно имеют отношение к упорядочению космоса, установлению цивилизации и искусству как высшей сфере космосозидания. Аполлон играет на лире и свирели, созданных Гермесом; Гермес обучен Аполлоном искусству предсказаний. Оба они передают людям волю отца-Зевса: Гермес — непосредственно, Аполлон — через оракул в Дельфах. Оба покровительствуют атлетам. Аполлон — бог поэтов, а Гермес — ораторов, то есть, сферу красноречия они тоже делят между собой. Вообще, им свойственен такой дележ по-братски. И для меня это один из лучших моментов в греческих мифах.
Карл ван Лоо. "Аполлон, Гермес и Геракл"
Гермес Криофор