Дороги между мирами — территория трикстеров. Путешествующий по ним Гермес — кость от кости славного племени бродяг, плутов и колючек в заднице мироздания. Он не только древнее хтоническое божество, имеющее отношение к плодородию и культу предков. Он еще покровитель воров, врунов, купцов (не обманешь — не продашь), авантюристов. Он и сам
крадет перемещает ценности, принадлежащие другим богам — меч Ареса, трезубец Посейдона и даже скипетр своего отца, тучегонителя Зевса.
читать дальше
Самым громким в послужном списке Гермеса является похищение коров Аполлона. Во всяком случае, это наиболее известный из мифов, связанных с нашим неугомонным трикстером. Повествует о нем третий из Гомеровых гимнов, согласно которому Гермес, едва родившись, вышел из люльки и оставил килленскую пещеру, чтобы отыскать священное стадо Аполлона. У входа в пещеру новорожденный увидел черепаху, поймал ее и из панциря изготовил лиру — вполне профессионально, судя по описанию.
Точно по сделанной мерке нарезав стеблей тростниковых,
Их укрепил он над камнеподобной спиной черепахи,
Шкурой воловьей вокруг обтянул, догадавшись разумно,
Пару локтей прикрепил, перекладину сделал меж ними
И из овечьих кишок семь струн приладил созвучных.
Милую эту утеху своими сготовив руками,
Плектром одну за другою он струны испробовал. Лира
Звук испустила гудящий. А бог подпевал ей прекрасно,
Без подготовки попробовав петь, как на пире веселом
Юноши острой насмешкой друг друга язвят, не готовясь.
(Перевод В.Вересаева)
Обратим внимание на строки о насмешках на пиру. Никто не вспоминается? Правильно, Локи. Изготовление лиры, кстати, тоже вполне в духе трикстерском, ведь трикстер еще и культурный герой. Он не только крадет культурные ценности, но и сам их изобретает.
Тем временем Гермес, спрятав лиру в люльке, пустился к Пиерийским горам, где паслись коровы богов-олимпийцев. Недолго думая, новорожденный прихватил пятьдесят коров Аполлона и погнал домой. А чтобы пропажу нескоро отыскали, стадо гнал задом наперед по извилистой и запутанной дороге, а к своим сандалиям приладил пучки зеленых веток, искажавшие и заметавшие следы (не гимн, а справочник начинающего конокрада).
Однако, как Гермес не старался, незамеченным не остался. Какой-то старик копался в своем винограднике и углядел младенца, гонящего стадо. Вид у старика, вероятно, был такой, что Гермес счел нужным остановиться и пообещать богатый урожай винограда в обмен на молчание.
По возвращении в родимую пещеру Гермес принес двух коров в жертву богам-олимпийцам, решив, что в такой ситуации с родственниками лучше не ссориться.
Аполлон, между тем, обнаружил пропажу, пустился на розыски и встретил того самого старика, который слил стреловержцу информацию о мальчишке, гнавшем коров во-о-н туда.
По знамениям Аполлон догадался, о ком идет речь, разыскал пещеру и потребовал от Гермеса сдать награбленное. На что младший брат отвечал, что вообще-то он дня два как родился, ничегошеньки еще не умеет и знать ничего не знает.
Аполлон посмеялся, вынул Гермеса из люльки и заставил его идти на суд к Зевсу.
Но Гермес ведь недаром лиру ваял. При выходе из пещеры он ненароком показал ее Аполлону и, опять же, как бы ненароком задел за струны. Аполлон как покровитель искусств и музыки в том числе, не мог не оценить силу и изящество звука. В общем, дело кончилось полюбовно. Гермес отдал Аполлону лиру, а потом еще и сделанную тоже им тростниковую свирель, Аполлон оставил младшему брату коров и обучил искусству гадания, исследователи потом скажут, что эти два бога замещают функции друг друга... мир, дружба, жвачка — но с тех пор за Гермесом закрепилось прозвище "Глава воров". Гермес-младенец.
Гермес в детстве.