Сцена вертолетной атаки из "Апокалипсиса наших дней" снова наводит на мысль о влиянии, которое оказал этот фильм, вышедший в 1979 году, на "Новую надежду", которая вышла годом раньше. Идеи и образы, еще не воплощенные в одном фильме, уже работали в другом. Ничего удивительного, в конце концов, именно Лукас должен был стать сценаристом самого мифологического из фильмов о реальной войне, и что-то уже обсуждалось с Копполой, что-то проговаривалось к моменту ухода отца-основателя далекой галактики из совместного их проекта.
Посмотрите кадр с пылающими джунглями хотя бы в трейлере. У меня этот кадр всегда вызывал ассоциацию с Альдерааном. А подполковник Килгор, оптимист и серфингист, не считающийся с расходами (в том числе, человеческими) ради удовольствия поймать волну на утреннем пляже — один-в-один Таркин.
"Я люблю запах напалма поутру. Однажды мы бомбили одну высоту двенадцать часов подряд. И когда всё закончилось, я поднялся на неё. Там уже никого не было, даже ни одного вонючего трупа. Только запах напалма! Весь холм был им пропитан. Это был запах… победы!" (Билл Килгор).
Килгор — символ того, почему полковник Керц, «один из наших лучших офицеров за всё время существования этой страны», как говорят о нем штабисты, ушел в джунгли и стал угрозой для американской армии. И теперь главному герою фильма, копполовскому "Люку" — капитану Уилларду — надлежит ликвидировать этого "Вейдера".
Сравнивая "Апокалипсис" с ОТ, не могу отделаться от мысли, что Уиллард должен был оказаться сыном полковника Керца. Но тогда и концовка была бы другая, а в условиях реалистического кино это может быть только переход главного героя на позиции своего противника. Уиллард и так уже опасно близок к пониманию мотивов Керца. Настолько, что режиссеру, который слишком много вложил в свой фильм и никак не хотел его провала, оставалось одно — ввести мотив безумия полковника.
Копполовский "Апокалипсис", без преувеличения, гениальный фильм, но безумие антагониста отдает неприятным привкусом той самой ложки. Тем большее уважение вызывает Лукас, который не пошел на дешевый трюк в отношении Вейдера. Да и безумие Императора нигде не декларируется. Его можно вычитать из фильмов. А можно и не вычитывать. Во всяком случае, нам не говорят о нем вслух и не демонстрируют его припадки.
Один из тех случаев, когда "сказочное" кино оказывается глубже и проницательнее реалистического.
А, да. Мне нравится Себастьян Шоу, но иногда я все-таки хочу видеть под шлемом Вейдера в VI эпизоде это лицо.




Для ЗВ-обзоров