В августе в Ташкенте проходила выставка "Сокровища кушан". Безликое название было единственым досадным штрихом, не испортившим впечатление. Хотя кто бы смог испортить мне впечатление от встречи с эллинизмом в Средней Азии!
Да, да, с эллинизмом. Кушанская империя, громадное государство, включавшее в себя юг современного Узбекистана, часть современных Таджикистана, Афганистана и всю Северную Индию, начиналась с азиатских походов Александра, с гарнизонов, оставленных им в городах Согда и Бактрии, с осевших в срединной Азии греческих торговцев, ремесленников и актеров. Потомки диадохов, поделивших завоевания Македонца, основали в Средней Азии так называемое Греко-Бактрийское царство, один из правителей которого, Кудзула Кадфиз, основательно занялся расширением своих владений. Его сын, внук и правнук успешно продолжили начинания родоначальника и, как говорят у нас, "мана сенгя результат" — получилась Кушанская империя. Ее история охватывает четыре столетия, с I по IV века новой эры, а о значении ее красноречиво свидетельствует донесение китайских послов своему императору: "Мир поделен между тремя великими государями: китайским, римским и гуйшуанским (кушанским).
Третьим повелителем Кушанской империи был Канишка I, правнук Кудзулы Кадфиза. При нем кушанская культура достигла своего наивысшего расцвета. В разноликом и разноязычном государстве уживались самые разнообразные культы и культуры: алтарь огнепоклонников мог соседствовать с храмом эллинских богов и святилищем, где почитались тенгри кочевников. Как человек той эпохи, Канишка разделял со своими подданными это граничащее с индиффирентностью "всебожие", но как правитель огромного государства, он искал, может быть интуитивно, идею, способную объединить всех. От зоркого взгляда политика не ускользнули возможности, которые предлагал популярный тогда в Индии буддизм. Канишка принял "срединный путь" и активно содействовал его продвижению в своем государстве. Так на территории нынешнего Узбекистана в начале новой эры появились буддийские храмы. В советское время их открыли заново. Археологи вернули из лёссового забытья великолепные образцы буддийского искусства Средней Азии.
Вот голова Будды из раскопок на городище Дальверзин-тепа. Видите, какой он полненький и шеи почти нет? Скорее всего, скульптуру создавал выходец из Индии, потому и канон красоты — классический индийский.



А вот материал — классический среднеазиатский. Глина. С камнем у нас беда, а глины в избытке. Потому скульптура античного времени почти вся глиняная. А создавали ее так: делался деревянный остов, на него лепили сырую глину, формовали из нее туловище, руки, ноги, голову, затем покрывали рогожей, сверху накладывали слой алебастра и уже по нежному алебастру скульптор лепил лицо, кисти рук, одежду, украшения, словом, прорабатывал детали. После чего лицо и прическу скульптуры еще и раскрашивали, а украшения золотили.
Так создали и этого дэвата — лучший образец кушанского искусства в эллинистическом стиле. Он уже не похож на полненького верхнего Будду. Такое лицо мог создать скульптор и в эллинистической Греции, и в Риме времен Империи. Обратите внимание — локоны у дэвата налепные. Части прически и украшения делали путем оттиска в специальных матрицах, а потом уже приклеивали к скульптуре.



А вот эта маленькая маска, сделанная из мыльного камня, выполнена в традиционном античном стиле. И тема узнаваемая — античный театр. Популярный в нашем регионе в начале новой эры. Да, у нас тут Менандра представляли Все честь по чести — амфитеатры, актеры, хор. А узбекское слово "масхарабоз", обозначающее клоуна в бродячем народном театре, восходит к греческому "маскарон". Такой вот привет от эллинов.



(Продолжение следует. Если что-то заинтересовало, задавайте вопросы))