Между тем, на прошлой неделе у нас впервые прошла международная книжная ярмарка. Конечно, ее не сравнить с ярмарками во Франкфурте, Москве или даже соседней Алмате, но для начала было совсем неплохо. Руки много к чему тянулись — полистать, почитать, просто подержать. Ощутить шелковую нежность бумаги. Полюбоваться работами старых, известных, и новых иллюстраторов. Зацепил изданный в Казани альбом-путеводитель по татарской деревянной архитектуре. У иранского стенда я стояла аки воздыхатель под балконом своей зазнобы, только гитары не доставало. Персидская миниатюра, как и персидская поэзия, вызывает томительное чувство узнавания — так порой встречаешься с человеком и понимаешь, что он тебе родной, хоть вы и не родственники. Порадовали соседи-казахи, выпустившие поистине роскошную серию английских авторских сказок.
Организаторы выставки тоже постарались, представив не только современную книжную продукцию, но и историю книжного дела в Узбекистане. Тем более, история-то живая. Под Самаркандом сейчас действует мастерская по производству самракандской бумаги, известной в средние века не только на Востоке, но и в Европе. Делают ее по старинной технологии из коры шелковицы с помощью водяного колеса и ручных прессов; книжные закладки, открытки и прочие сувениры разрисовывают настоящим каламом — тростниковой палочкой, используя натуральные краски. Я так долго и увлеченно разговаривала с мастером, что в итоге он подарил мне одну такую закладку (только отвяжись ), а потом согласился на интервью. Это напомнило мне сцену из "Благих Знамений", когда Азирафаэль сначала говорит: "Изыди, сатана!", а потом приглашает Кроули войти в дом
Вы только посмотрите, какую красоту творят из самаркандской бумаги.





К слову, об Азирафаэле. Здесь он чувствовал бы себя в своей тарелке и получил немало приятных эмоций от знакомства, например, вот с этой книгой, содержащей комментарии на труд аль-Хорезми по астрономии. Хорезми жил в IX веке, комментарии составлены много позже, книга написана еще позже, но все равно хороша.



А вот "два в одном" — учебное пособие для художников и каталог растительных орнаментов одновременно.



Но наибольшее впечатление на меня произвела изданная в Российской империи Энциклопедия промышленных знаний (1901-1904 гг.) Видите разноцветные квадратики на странице? Это образцы фанеры. Настоящие!



И напоследок — как думаете, каков возраст этих страниц? Несколько месяцев. Это работы современного каллиграфа Камалиддина Абдуллаева. На выставке он давал мастер-класс ученикам художественных школ, и пробиться к нему через толпу юных талантов было довольно сложной задачей. Старине у нас почет.