читать дальше
Что мы, собственно, знаем о Занзибаре? Покопавшись в памяти, приходится признать — ничего. Мало кому известно, например, что Занзибар — не одинокая точка в океане, а главный из целой россыпи островов в одноименном архипелаге. Между тем, Занзибар вполне себе популярен как место отдыха и вообще туристическая достопримечательность. Его называют "африканскими Мальдивами" и рекомендуют тем, кому нравится тишина, старина и впечатления без толкучки.
Впечатления начинаются еще по дороге на остров. Авиарейс, доставляющий туристов из Найроби (столица Кении) на принадлежащий соседней Танзании остров, пролегает над Килиманджаро. Можно свысока смотреть на самую высокую вершину Африки и вспоминать старика Хэма.
Эффектная панорама безбрежной саванны, тропических лесов и голубых гор сменяется по приземлении аскетической обстановкой местного аэропорта. Главное, что бросается в глаза (по словам туристов) по дороге от аэропорта в столицу Занзибара, одноименную с островом и архипелагом, — почти полное отсутствие легковых автомобилей. Личный транспорт занзибарцев сводится к мотоциклам, мотороллерам и велосипедам. Часто верхом на двух колесах путешествуют целыми семьями и выглядит это очень живописно: на багажнике велика или байка восседает укутанная в черное жена рулевого, поддерживающая детей и болтающая с подругой, которую везет рядом ее супруг. Общественный транспорт на острове представлен маршрутными такси "далла-далла". И если при этом слове вам вспомнилось что-то похожее на микроавтобус, сплюньте три раза. На Занзибаре в качестве маршруток используется все, на что можно поставить деревянные скамейки, а сверху натянуть клеенчатый навес. Для этой цели прекрасно подходят, например, небольшие грузовики.
Наблюдающим за тем, как безмятежно и беспечно торгуют, отдыхают и передвигаются на своих велобайках местные жители, трудно представить, что у этого рая весьма драматичная история. Занзибар был известен еще мореходам древности. Он неизменно фигурирует на арабских средневековых картах. Упоминания об архипелаге можно найти в сказках "Тысячи и одной ночи". "Земля зинджей (чернокожих)" — так часто толкуют смысл названия "Занзибар", — привлекала арабских и индийских купцов из-за выгодного расположения рядом с африканским побережьем. В средние века это был перевалочный пункт в торговле пряностями и рабами.
Первое поселение на месте нынешней столицы Занзибара возникло в IX веке. А три столетия спустя здесь появилась первая мечеть — арабские торговцы принесли на остров ислам. Теперь только в столице мечетей более полусотни, ислам давно стал основной религией местного населения. Рабы и пряности (главным образом, гвоздика) были главным источником дохода занзибарских владык. Невольничий рынок Занзибара, самый большой в бассейне Индийского океана, был закрыт только в 1873 году (спасибо англичанам). Ежегодно через этот рынок проходило от десяти до тридцати тысяч человек. И даже несмотря на запрет работорговцы умудрялись доставлять на Занзибар живую контрабанду и увозить ее оттуда во французские колонии Реюньон и Маврикий.
На протяжении всей своей истории Занзибар принадлежал кому-то, кто пришел извне — арабам, португальцам, англичанам. В 1963 году англичане ушли с архипелага, ставшего независимым султанатом. Но такая форма правления продержалась совсем недолго. Месяц спустя на Занзибаре вспыхнула революция, которую возглавила радикальная националистическая партия "Афро-Ширази" под лозунгом "Власть черным". Противостояние чернокожего большинства и арабской элиты на острове — тоже наследие работорговли. Радикалы перебили более десяти тысяч арабов и провозгласили республику. А в апреле 1964 года президент этой самой республики (его звали Абейд Каруме) подписал договор о союзе Занзибара с материковой Танганьикой. Так возникло государство Танзания, в составе которой Занзибар находится и поныне.
Восемь лет спустя президента Каруме убили. Периодически между бывшей Танганьикой и Занзибаром возникают неувязки и сделать две половины государства единым целым так и не получается, но на туристический бизнес Занзибара это (тьфу-тьфу) не особенно влияет.
Главный и долгое время единственный город Занзибара — резиденция правителей, крупнейший на острове рынок, порт и очаг культуры одновременно, долгое время именовался просто Каменный город. Стоунтаун по-английски, под этим именем он и сейчас хорошо известен, хотя официально уже несколько десятилетий именуется, как и весь архипелаг, Занзибаром. Впрочем, "каменный" не всегда означает "прочный". Большинство зданий в Стоунтауне выстроены из известняка и потому недолговечны. Зданий времен средневековья здесь не найти — и все же, они повсюду. Парадокс объясняется легко: по традиции, на месте обветшавшего или рухнувшего дома занзибарцы строят точно такой же, во всех деталях повторяющий прежний. Так что, здание, возведенное десять лет назад, оказывается точной копией творения какого-нибудь арабского зодчего времен Саладина.
Занзибарский архитектурный стиль — отдельная песня для любителей этнического зодчества. Восточноафриканские, индийские, арабские, португальские и английские архитектурные традиции, веками наслаивавшиеся друг на друга, создали колоритный и симпатичный, легко узнаваемый симбиоз. Одна из главных его примет — массивные входные двери, украшенные рядами острых медных выступов. Они пришли на остров из Индии, где такие зубцы защищают вход от нападения слонов. На Занзибаре слоны не водятся, даром что Африка, и функциональная деталь превратилась в декоративное украшение.
Дома в старинном стиле, узкие улочки, разлитый по городу остро-сладкий запах пряностей создают романтическое настроение. Его усиливают звучащие где-то в глубине улочек темпераментные песни, исполняемые в сопровождении барабанов, местных флейт и струнных инструментов, похожих на цитру. Это "таараб", музыкальный стиль, возникший на Занзибаре и популярный на всем побережье Восточной Африки. И, возможно, для кого-то в этих высоких голосах, этих горячих мелодиях прозвучит что-то очень знакомое. Ну конечно. Фредди Меркьюри. Как ни крути, все мы из детства. Кстати, дом, в котором жила семья Балсара (настоящее имя Фредди — Фарок Балсара), стоит рядом с домом, в котором останавливался знаменитый путешественник, филантроп и борец с рабством Дэвид Ливингстон.
После знакомства с Каменным городом, фортом, построенным арабами из Омана в XVIII веке, и Домом чудес, получившим свое название оттого, что эта резиденция султана была первым на острове зданием с электричеством и лифтом, туристов неизменно приглашают посетить плантации гвоздики, кардамона, корицы и прочих пряностей. Говорят, когда-то моряки определяли, что корабль подходит к Занзибару по пряному запаху. Самая интересная плантация на острове — роща иланг-иланга. Его цветки идут на изготовление самых дорогих духов. Иланг-иланг источает редкостно изысканный аромат. Ради него одного стоит хотеть побывать на Занзибаре.
Каменный город.
"Слоновьи двери".
Дом Ливингстона.
Дом, где прошли детские годы Фредди Меркьюри.