Отправимся на побережье Гвинейского залива, туда, где высился, рос, торговал и воевал, жил и погиб
...мой красный город,
Увенчанный ушедшей славой,
Забытый город величавый...
В веках сверкающий Бенин.
(Мору Йусуф Мосу, Нигерия).
читать дальшеСчитается, что Бенин — наиболее известная нам страница истории Тропической Африки. На деле это означает, что историкам известны некоторые даты, имена и события, начиная с XV века, и что некоторые из этих имен и событий даже упоминаются в дневниках и письмах европейцев, побывавших в Бенине. Если вспомнить, что о нокейцах мы практически ничего не знаем, а от Ифе остались одни легенды и гипотезы, то это и правда гигантский массив информации. Хотя в оном массиве ничего не говорится о том, как Бенин возник и как развивался в доимперский период (да, знакомьтесь — еще одна империя)). Известно лишь, что ядром цивилизации народа бини (самоназвание — эдо) стало поселение Удо, выросшее до статуса города благодаря торговле с берберами. Правители первой династии царей Бенина были родом из этого города. Именовались они огисо ("сошедший с неба") и, как положено, считались прямыми потомками богов.
А дальше мы опять вступаем в область преданий. Согласно легенде, первый огисо — Игуду — действительно спустился с неба и правил сначала в Удо, а потом решил перенести свою резиденцию в Бенин, отстоявший примерно на двадцать пять километров от Удо. И вот с этого времени (поди пойми, с какого) начинается возвышение Бенина, а его правители меняют титул огисо наоба ("господин", "владыка", "повелитель"). Город начал расти, становясь административным и культурным центром, вокруг которого объединялись родовые кланы бини. А поскольку бини — исторические соседи йоруба, чья цивилизация сформировалась раньше и развивалась быстрее, то неизбежным было влияние последних на бенинскую культуру. Согласно, опять же, легенде, в XIII веке шестой правитель Бенина, оба Огуола, направил послов к правителю Ифе с просьбой прислать мастеров, которые обучили бы местные таланты искусству бронзового литья. В ответ они (правитель) священного города отправил в Бенин самого искусного мастера. Звали мастера Игве Ига, и ему до сих пор приносят жертвы и совершают обряды в его честь кузнецы и литейщики народа бини. Во время ежегодной церемонии почитания Игве-Ига на посвященном ему алтаре устанавливают терракотовые головы, которые мастер привез с собой из Ифе в качестве учебного пособия.
Кстати, о головах. Одним из важнейших объектов для каждого бини являются... его собственная голова и правая рука. Без шуток. Собственной голове и руке приносят умилостивительные жертвы в затруднительных случаях, и благодарственные — в случае успеха. Чтобы голова лучше думала, а рука вернее направляла судьбу человека в благоприятное русло. В дни окончания старого и начала нового года голове и руке просто необходимо принести жертву, иначе кто его знает, что одна задумает и как другая будет вести себя в следующем году. Возьмите на заметку.
Понятно, что наибольшим почитанием пользовались голова и рука царя. Церемонии в их честь имели общегосударственное значение, ежегодные обряды длились несколько дней и превращались во всенародное празднество. А бронзовые головы, изображающие умерших царей (так называемые "ухув-элао", дословно — "череп предка") помещались на алтарях во дворце обы, который считался главным святилищем страны.
Стоит заметить, что, несмотря на довольно ладный и очень близкий к йоруба пантеон богов, наиболее почитаемым, пышным и чуть ли не единственным по-настоящему общегосударственным, обязательным для всех и каждого, был культ ныне здравствующего царя и его покойных предков. Таким же почитанием пользовалась "царица-мать" (беру это понятие в кавычки, так как "царицей-матерью" могла оказаться любая из наиболее влиятельных жен предыдущего царя, а не реальная мать правящего обы). Царь являлся не просто потомком богов, а самим богом, наиболее реальным и могущественным из всех. Правда, божественность никак не влияла на государственные таланты правителей Бенина — как и везде в нашем мире, грозные боги в большинстве своем были довольно заурядными людьми. Но одно имя до сих пор передается от отца к сыну — Эвуаре. Знавшие его европейцы сравнивали этого бенинского царя с Александром и называли, как и македонца, Великим. Эвуаре родился между 1440 и 1450 годами. Приняв власть, он принялся расширять свои владения, закладывая одновременно систему управления ими. Эвуаре первым из правителей Тропической Африки начал оставлять на завоеванных землях регулярные гарнизоны и строить для них специальные поселения. Так возник Лагос — ныне один из крупнейших городов Африки, бывший одно время столицей Нигерии. Вожди соседних племен, признавшие власть Бенина, поступали на государственную службу. При Эвуаре Бенин достиг пика своего могущества. Столица государства покрылась сетью дорог (их мостили... черепицей, обточенной до почти идеального круга), росло число улиц и кварталов, сам город окружили системой рвов и стен с девятью воротами (при Эвуаре за вход в город впервые в истории Бенина стали взимать пошлину). Собственно. именно при Эвуаре Великом город Бенин стал городом в полном смысле слова, а дворец обы — в полном смысле дворцом. Вот как описывал царский дворец и город в дни его расцвета голландский купец Самуил Бломерт: "Дворец царя четырехугольный и находится на правой стороне города. Он так же велик, как город Гарлем, и обнесен вокруг особой стеной, кроме той, что окружает город. Дворец состоит из множества великолепных домов и прекрасных длинных четырехугольных галерей почти такой же величины, как амстердамская биржа. Галереи эти находятся на высоких столбах, снизу доверху покрытых медью с изображением военных подвигов и битв. Каждая крыша украшена башенкой, на которой поставлена птица, литая из меди, с раскрытыми крыльями, очень искусно с натуры изображенная. Город имеет очень прямые и широкие улицы, каждая около ста двадцати футов шириной".
Про Эвуаре рассказывают, что он был не только завоевателем, но и исследователем — побывал во всех землях, присоединенных к Бенину, изучая их обычаи и пытаясь свести увиденное многообразие к некоему укрепляющему государство знаменателю. И у него даже многое получилось — во всяком случае, Бенинское царство просуществовало несколько столетий, два из которых было самым могущественным в Западной Африке.
Эвуаре поощрял торговлю и ремесла. Торговля велась не только (традиционно) с Магрибом — в 1472 году к берегам Бенина пристали каравеллы Руи ди Сикейры, и начались контакты с португальцами. Эвуаре Огидиган умрет через год или, по другим сведениям, три года спустя после этого события, оставив по себе самую славную память, какую только можно представить. В глазах потомков он стал культурным героем, которому приписываются различные изобретения. В частности, считается, что именно Эвуаре создал местную разновидность флейты — эджикен. У этого предания есть историческая основа — Эвуаре действительно создал, только не флейту, а первый придворный оркестр.
Многих великих правителей считали магами, чародеями и предсказателями. Эвуаре — не исключение. После падения Бенина в 1897 году распространилась легенда, что якобы он предсказал: последний его потомок умрет в неволе. Действительно, последний оба Бенина умер в английском плену, после того, как Бенин был захвачен и разграблен британской карательной экспедицией. Справедливости ради, этому предшествовали два века экономического упадка, проигранной борьбы с империей Ойо и работорговли, истощившей человеческий ресурс страны.
Но слава Бенина пережила и город, и одноименное ему царство. Пережила благодаря мастерам-литейщикам, потомкам учеников Игве-Ига. Бронзовая пластика Бенина — не только одна из интереснейших страниц африканского искусства, но и "жизнь в картинках". По ней можно изучать быт (по крайней мере, дворцовый), людей и даже природу региона. Ну, и просто — разве можно остаться равнодушным к столь живым и выразительным образам?
P.S. Собственно город сохранился, сейчас он называется Бенин-Сити, расположен в штате Эдо, в Республике Нигерия, его населяет более миллиона жителей, и город даже играет опредленную роль в экономике страны. В 1967 году он стал столицей Республики Бенин — уникального государства, просуществовавшего ровно один день (не путать с ныне существующей Республикой Бенин, государством, которое до 1975 года именовалось Дагомеей).